Авиационный отряд фсб. Арбитражный суд камчатского края. Пограничники во время Великой Отечественной войны

АВИАЦИОННЫЙ СПЕЦНАЗ

Дикая, горная территория Чечни, практически не контролируемая федеральными войсками, и вдруг - винтокрылая машина с президентом. Несколько человек охраны, не прекращающий держать обороты вертолет. И алые гвоздики, которые Владимир Путин укрепляет в форме креста - на ветках и у основания ствола искалеченного осколками и пулями дерева. Так глава российского государства, прилетев в 2001 году в зону гибели 6 й роты псковских десантников, почтил их память. И их подвиг.

«ФИНИСТ» ЯСНЫЙ СОКОЛ

По сути, это был один из самых дерзких поступков Путина, который, в полной мере полагаясь на профессионализм своих бывших коллег по Системе, счел для себя необходимым возложить цветы на то место, где приняли свой последний бой 96 русских солдат и офицеров. Видеоотчет об этом знаковом событии вообще не попал в прессу и не стал достоянием общественности, оставшись, до времени, в архиве Управления авиации ФСБ - структуры, отметившей 14 августа 2008 года 85 летие авиационного спецназа органов госбезопасности. Трагические события в Южной Осетии полностью заслонили эту дату.

Основные торжества прошли далеко от Москвы на территории базы Авиации ФСБ, расположенной в поселке Савино Республики Марий Эл. Из Москвы сюда прилетели первый заместитель директора ФСБ, руководитель Пограничной службы Владимир Проничев, начальник Управления авиации ФСБ генерал-лейтенант Николай Гаврилов и большая группа ветеранов авиаторов. Среди почетных гостей - первый командир отряда «Витязь» Герой России Сергей Лысюк. Ну и, конечно, многочисленная пресса.

«Сотрудники авиационных подразделений порой в экстремальных условиях действий выполняли свой служебный и гражданский долг, проявляли мужество и героизм, на высоком профессиональном уровне решали поставленные задачи по обеспечению безопасности страны. Их подвиги навсегда вписаны в историю российской авиации», - говорится в поздравлении директора ФСБ генерала армии Александра Бортникова, который пожелал авиаторам успехов в службе, крепкого здоровья, летного долголетия, счастья и благополучия.

Со словами приветствия выступили генеральные конструкторы - фирмы «Камов», вертолета «Ансат» и самолета «Финист», а также заслуженный летчик-испытатель, Герой России Квочур Анатолий Николаевич.

После праздничного митинга состоялись демонстрация авиационной техники, выступления пилотажных групп, а также показательные выступления парашютистов. Участники торжеств смогли осмотреть гражданский самолет СМ-92Т «Финист» - элегантного турбовинтового красавца, весь облик которого воплощает контрастное сочетание скорости и мощи с высокой проходимостью «по земле и небу». Недавно он прошел сертификацию и в августе приступил к выполнению полетов по охране российско казахстанского участка. В дальнейшем эта современная машина на восемь пассажирских мест будет использоваться и на других направления, чтобы все наши заставы были охвачены авиацией. Доставка почты, личного состава, эвакуация больных и раненых, обеспечение обзора границы с воздуха - таковы функциональны задачи «Финиста», способного садиться на грунтовые аэродромы и неподготовленные площадки.

Здесь же, на территории базы, был открыт мемориальный комплекс летчикам КГБ, отдавших свои жизни в Афганистане в период с 1979 го по 1989 год. Три вертикальных элемента, символизирующие части погибшего летательных аппаратов, соединенные между собой на высоте Георгиевской лентой. В основании памятника - пятиконечная звезда с «вечным огнем». И две шеренги мраморных плит с 54 фамилиями.

В основу композиции легли наиболее ценные фрагменты памятника, находившегося на туркменской авиабазе Мары (она расположена в 60 километрах к северу от афганской границы в долине реки Мургаб), которую также иногда называют досоветским названием Мерв, и вывезенного оттуда, согласно достигнутой договоренности, в Россию. Открыли мемориал два Героя России - Владимир Проничев и Николай Гаврилов.

Все пятьдесят четыре наших летчика зачислены в вечные списки погибших авиаторов, защитивших интересы своего Отечества, - подчеркнул первый заместитель директора ФСБ.

Почетное право возжечь «вечный огонь» было предоставлено легендарному человеку - генерал-лейтенанту запаса Рохлову Николаю Алексеевичу, который в течение 10 летней Афганской войны руководил авиацией Пограничных войск КГБ СССР.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

История авиации органов безопасности начинается в далеком 1923 году, когда 14 августа был подписан приказ главного политического управления (ГПУ) СССР «О формировании авиационных звеньев для войск ГПУ». В подразделения, находившиеся в Средней Азии, было направлено несколько лучших по тому времени самолетов. Тогда же для подготовки летного состава был произведен отбор сорока слушателей Высшей пограничной школы. Это было началом зарождения чекистской авиации, однако как таковая она была создана лишь в начале 30 х годов, а до этого в основном использовались авиационные подразделения Красной Армии.

Авиаторы-чекисты активно помогали наземным подразделениям, обеспечивали их оружием, боеприпасами, продовольствием и водой, проводили разведывательные полеты, оказывали огневую поддержку подразделениям, ведущим операции по ликвидации банд, совершали санитарные и связные полеты в труднейших метеорологических условиях Памира и Тянь-Шаня, казахстанских степей и туркменских пустынь. В 1929 они принимали активное участие в советско-китайском конфликте на КВЖД.

Особая боевая веха - Средняя Азия. В 1920 е годы на сопредельной с Таджикистаном территории действовали банды басмачей, возглавляемые Ибрагим-беком. На деньги бухарского эмира и с помощью англичан ему удалось разными путями собрать вокруг себя около 30 тысяч сабель. Повстанцы осаждали малочисленные красноармейские гарнизоны, нападали на отряды милиции, уничтожали советские учреждения, разрушали транспорт и телеграфную связь.

Весной 1931 года трехтысячная армия Ибрагим-бека перешла границу со стороны Афганистана и вторглась в пределы Таджикистана. Первые удары басмачей приняли на себя «зеленые фуражки», подразделения войск ОГПУ. Местные жители стали оказывать помощь пограничным отрядам и частям Красной Армии. Передвижение банд фиксировалось активистами отрядов добровольцев. Информация быстро передавалась в оперативные группы ОГПУ и штабы войсковых частей.

Обладая точными данными о передвижении опасного и мобильного противника, что подтверждалось данными авиационной разведкой, объединенные отряды пограничников и добровольцев Таджикистана и Узбекистана, части Красной Армии при поддержке авиация разбили главные силы басмачей. В ходе боев авиаторы наносили бомбовые удары и вели пулеметный огонь.

Таким образом, уже в период своего становления авиация ОГПУ оказывала неоценимую помощь сухопутным частям в их боевых действиях. Однако отсутствие у полевых командиров опыта использования самолетов при проведении боевых операций приводило к тому, что их возможности недооценивались.

21 июля 1932 года на основе опыта применения самолетов ВВС принимается постановление Совета труда и обороны (СТО) о создании в Пограничных войсках авиационных отрядов. В ноябре того же года был утвержден план формирования летных частей Главного управления пограничной и внутренней охраны ОГПУ на 1932 1934 годы. В соответствии с ним к концу 1932 го были сформированы первые отдельные отряды в Алма-Ате, Тбилиси, Ташкенте, Минске, а в 1933 году - еще семь в городах: Акмолинск, Петропавловск Камчатский, Нагаево, Хабаровск, Казалинск, Ташауз, Владивосток (морской авиаотряд). К осени 1935 года создаются эскадрилья в Москве и авиаотряды в Грозном, Ростове-на-Дону, Мары (Туркменской ССР), на ст. Белая в Забайкальском пограничном округе, на Сахалине, в Иркутске, Мурманске, Архангельске, а также звено в бухте Провидения.

Во время Великой Отечественной войны авиация органов безопасности с честью оправдала свое боевое предназначение. Она выполняла специальные задания правительства, осуществляла обеспечение партизанских и диверсионных отрядов, охраняла тылы. Многие экипажи, направленные в военно-воздушные силы Красной Армии и флота, героически сражались во фронтовом небе, одно из свидетельств тому - двадцать шесть летчиков, удостоенных звания Герой Советского Союза.

В последующие годы в послужном списке авиаторов КГБ спецзадания за рубежом, Карибский кризис, перевозка литерных пассажиров, нелегкая служба по охране государственных границ, боевые действия в Афганистане (места временной дислокации - Мары, Душанбе и Алма-Ата) и Таджикистане.

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ

После того, как Советский Союз стал достоянием истории, а Комитет государственной безопасности прекратил существование, авиация «зеленых фуражек» отошла к Федеральной пограничной службе. И хотя спецслужбы без авиации - это нонсенс, возможность исправить подобное, явно ущербное положение дел, появилась только на излете десятилетия.

В 1999 году была создана комиссия для создания собственной авиации ведомства на Лубянке. Ее возглавил бывший сотрудник «Альфы» и «Вымпела» Владимир Сергеевич Козлов, в ту пору начальника Организационно-оперативного управления Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ. Фактически же инициатором создания управления стал нынешний первый заместителя директора ФСБ Владимир Егорович Проничев. Меньше чем за полгода были решены юридические и правовые вопросы, и в феврале 2000 года, по словам авиаторов, «мы уже полетели на своих крыльях выполнять специальные задания».

«То, что не является никаким секретом - это наша работа с «Альфой» и «Вымпелом», - говорил в 2002 году газете «Спецназ России»» один из руководителей Управления авиации ФСБ. - Мы доставляем их месту проведения спецопераций. И это не просто грузопассажирские рейсы. Работа с элитными подразделениями спецназа - особая статья. Вовремя прибывший на место спецназ может спасти человеческие жизни. Так было в Лазаревском, в Минводах. Уникальную операцию мы провели, когда террорист угнал Ту-154 из Махачкалы в Баку, а потом и в дальнее зарубежье. «Совершенно случайно» мы оказались рядом с самолетом террориста, и уже через шесть часов сам самолет, террорист и все пассажиры были возвращены на Родину».

11 марта 2003 года последовал долгожданный Указ президента России Владимира Путина, согласно которому была воссоздана авиация ФСБ, действующая в интересах всех служб, включая «зеленых фуражек».

Нынешнее поколение авиаторов ФСБ, находясь в состоянии постоянной боевой готовности, вносит весомый клад в борьбу с терроризмом и охрану рубежей, экономических интересов на море; оно в состоянии выполнять разведывательные, огневые, транспортные и иные специальные задачи. Сотрудникам управления, в котором несут службу несколько Героев России, удаются операции, которые по сложности и уникальности зачастую не с чем сравнить. Увы, но о большинстве из них станет известно, видимо, очень и очень нескоро. «Авиация спецназа» - так себя называют эти люди, тесно работающие с Центром специального назначения ФСБ, «Альфой» и «Вымпелом».

Согласно информации, проходившей в открытой печати, авиационная составляющая ФСБ начитывает порядка трехсот воздушных судов и большей частью рассредоточена вдоль границы, обеспечивая охрану и безопасность нашей страны. В последние годы, как уже подчеркивалось, авиаторы ФСБ самым активным образом участвуют в борьбе с международным терроризмом.

Основные задачи Управления авиации ФСБ можно свести к трем базовым позициям. Во-первых, это проведение авиационной разведки с целью недопущения разнообразной преступной деятельности, включая расхищение биоресурсов. Во-вторых, быстрое обнаружение и обезвреживание террористов. В-третьих, доставка и воздушная поддержка спецназа ФСБ.

Проводя борьбу с терроризмом, спецслужбы не мыслят себя без поддержки авиации, что сказывается на повышении мобильности (как руководящего состава, так и сил быстрого реагирования - Центра специального назначения ФСБ), оказании санитарной помощи спецназу и пограничникам, переброске вооружения, материальных ценностей и людских ресурсов. Стоит особо подчеркнуть, что авиация ФСБ ни в коей мере не дублирует или, скажем, подменяет летные подразделения армии и других силовых ведомств. Главный лозунг воздушного спецназа - выполнять задачи не количеством, а качеством.

На вооружении Управления авиации ФСБ находятся на первый взгляд обычные модели, отличие - в их оборудовании. Даже такие легкие вертолеты, как Ка-226, обладающий самым низким уровнем шума и небольшими габаритами, «Ансат», самолет «Финист» или абсолютно мирная машина Ми-8 (со специальной начинкой) способны сыграть огромную роль при выполнении поставленных задач. Также закупаются летательные аппараты новых модификаций или типов, которые оборудуются современной теле, радиолокационной и тепловизорной аппаратурой. Применяются, по ситуации, беспилотники, аэростаты и дирижабли.

НОВАЯ СТРУКТУРА

В настоящее время из состава региональных пограничных управлений выведены авиационные части, имеющие войсковую структуру. Теперь они подразделяются на объединенные (большая категория) и отдельные авиаотряды (меньшая категория). Например, одной из таких единиц является Четвертый авиационный отряд, образованный в Челябинске в 1999 году на базе выведенного из Оперативной группы ФПС в Киргизии вертолетного звена, - этот отряд оперирует на территории от Волги до Сибири.

Как отмечают специалисты, штатная реорганизация назрела уже давно. Еще в 1985 году руководство авиации Погранвойск КГБ СССР предлагало вывести летные полки и эскадрильи из подчинения командования пограничных округов, сделав их частью центрального подчинения. Причина - нецелевое и неэффективное использование авиации на местах. Сейчас это решение наконец то принято, осуществлен постепенный переход от войсковой структуры на стандарты спецслужб.

Внутри отрядов структура осталась прежней: эскадрилья, звенья, экипажи. В регионах частями управляют авиационные центры. Поскольку авиация является наукоемкой, технически совершенной частью спецслужб, решено было полностью отказаться от военнослужащих срочной службы на вспомогательных участках работы. Что касается летчиков Управления авиации ФСБ, то они профессионалы высочайшей квалификации - люди одаренные люди с чувством обостренной ответственности, имеющие большой опыт и высокую моральную мотивацию.

«Мы ведь не только повышаем эффективность действий нашего спецназа, но и причастны к тем операциям, которые он проводит, - еще раз процитируем собеседника газеты «Спецназ России». - Этим то наша авиация и отличается от любой другой. Простой вопрос: для чего создавать собственное управление, если можно было бы обратиться в «Аэрофлот» или ВВС? У нас собственная, особенная подготовка. И она отчасти связана с тем, что мы обогащаем свой опыт за счет нашего же спецназа. Это физическая, боевая, специальная подготовка. Ну и, конечно, совершенно особая ментальность. Сознание спецназовца, его постоянная готовность выполнить задачу уникальной сложности есть особое состояние, которое передалось нам. Без этого внутреннего ощущения ты просто водитель вертолета. Поэтому наши экипажи вполне в состоянии трое суток работать, не покидая кабины машины, и оставаться не просто на ногах, но и быть при этом вполне работоспособным.

Субботы, воскресенья, праздники для наших летчиков - самые напряженные дни дежурства. Чаще всего не приходится даже давать команду на тревожный сбор. Ребята научились правильно смотреть телевизор и слушать радио. Ты еще только получаешь задачу, а летный состав, инженеры, техники - уже на боевых постах. Это означает полную сосредоточенность и осознание того, что кроме тебя эту работу никто не сделает…»

Однажды в Чечне имел место такой случай. Сотрудники управления, используя свои особые приемы обнаружения противника, нанесли огневое поражение - прицельно, эффективно. Утром попросили авиаторов другого силового ведомства осуществить контрольный удар по цели. Они прилетели, но объект вообще не смогли обнаружить. И это днем! Имея координаты, отработали по квадрату и все. Другой характерный пример: за две ночи вылета боевого вертолета ФСБ по документальным и перепроверенным данным было уничтожено 150 боевиков, лагерь и два схрона.

Впрочем, если кому то покажется, что авиаторы ФСБ только и делают, что постоянно выполняем сложные задачи, то это будет неверным. В боевых же и экстремальных условиях все их действия - просчитанные, продуманные, стократ подстрахованные. Так и должно быть в такой структуре, как ФСБ. Правильно организованная работа, где не бывает «авось» и даже намека на разгильдяйство и самоуверенную отвагу.

В январе 2008 года Авиация ФСБ провела уникальную операцию по высадке спецназа на высшей точке Европы - вершине горы Эльбрус на Северном Кавказе. В рамках летно-тактических учений 6 января здесь приземлился вертолет Ми-8 с группой сотрудников Центра специального назначения во главе с директором ФСБ Николаем Патрушевым.

А на прошедших в декабре 2007 - январе 2008 года учениях отрабатывалось взаимодействие ЦСН и Авиации ФСБ при решении антитеррористических задач зимой в условиях высокогорья. Согласно плану, с различных аэродромов в заданное время стартовали самолеты и вертолеты с группами спецназа, которые в назначенное время прибыли в условленные места Северного Кавказа. Операция проводилась в условиях, приближенных к боевым.

БРОСОК НА ЮЖНЫЙ ПОЛЮС

Уместно вспомнить, что Герой России генерал-лейтенант Николай Гаврилов в январе 2007 го находился за штурвалом одного из двух вертолетов Ми-8МТВ-2 (доработаны по специальным техническим условиям - работа при низких температурах и в плохих условиях навигации), которые успешно достигли Южного полюса. Участники перелета подняли здесь флаг России. Одной из интриг этой экспедиции было участие в ней директора ФСБ России Николая Патрушева, Владимир Проничев. Вместе с ними были заместитель председателя Государственной Думы Герой России Артура Чилингарова и руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий. Всего около двадцати человек. Иностранные полярники не верили, что этот полет вообще может состояться.

Готовясь к экспедиции, вертолеты оснастили дополнительными топливными баками, системой спутниковой навигации ГЛОНАСС-NAVSTAR, метеолокатором, виброгасителями, креслами и системой обогрева в салоне. Единственный недублированный агрегат - обогреватель КО-50. На тот случай, если «печка» откажет при температуре минус 50оC, что означало бы верную смерть для участников экспедиции. Поэтому авиаторы попросили разработать и установить дублирующую электрическую систему обогрева, которая, в случае отказа обогревателя, позволила бы выполнить безопасный полет до ближайшего аэродрома. Кроме того, был установлен ряд других ведомственных средств, позволивших выполнить задачу в поставленные сроки.

Вертолеты были доставлены самолетом Ан-124 «Руслан» на южноамериканский континент в Пунта-Аренас (Чили) на оконечности Латинской Америки. Там в кратчайшие сроки были установлены лопасти несущего и хвостового винтов. Группа была готова к перелету по маршруту: Пунта-Аренас - остров Короля Георга 1, российская полярная станция «Беллинсгаузен» (протяженность - 1270 км) - остров Аделаида, английская полярная станция «Ротера» (765 км) - ледовый аэродром Пэтриот Хиллс (1600 км) - площадка дозаправки в горах Тилль (550 км) - Южный полюс.

Полет проходил на высоте 2800 метров. Командирам второго вертолета Ми-8 были Владимир Авдеев, а штурманами - Павел Зорин и Владимир Письменный. «Вдруг резкое обледенение, вертолеты отяжелели и стали плохо управляемы, - вспоминали участники перелета. - Мы теряли высоту, а под нами горы! Отвернули в сторону моря и вышли из облаков только на высоте 100 метров. Представьте себе падение парой в облаках с высоты 4700 метров. Экипажи были подготовленные, и оборудование позволило выполнить столь нежелательный маневр. Когда вышли из облаков на высоте 100 метров, нас встретил снег, обледенение продолжалось, видимость была нулевая».

Это только один эпизод в беспрецедентной экспедиции вертолетной группы Авиации ФСБ. Началась она 25 декабря 2006 года, а завершилась 13 января 2007 го. После возвращения в Пунта-Аренас участники перелета поцеловали свои Ми-8. Техника не подвела!

В те дни Владимир Путин направил участникам экспедиции приветственную телеграмму: «Впервые в истории освоения Антарктиды российские вертолеты Ми-8 достигли Южного полюса и совершили посадку в самой южной точке планеты. Своим перелетом вы вновь продемонстрировали всему миру надежность отечественной авиационной техники и высокую профессиональную подготовку российских летчиков. А главное, доказали, что Россия по праву считается великой полярной державой».

Стоит добавить, что Авиация ФСБ в апреле 2006 года страховала экспедицию к Северному полюсу правящего князя Монако Альберта II на собачьих упряжках. Так что пройдя суровые испытания в полярных широтах, она теперь готова, если потребуется, к выполнению специальных задач в любой точке планеты.

КСТАТИ

В мае 2007 года на кафедральном соборе Святой Живоначальной Троицы в областном центре Камчатской области с помощью пограничного вертолета Ми-26 были установлены 13 тонный купол и большой крест. Уникальной операцией руководил начальник Управления авиации ФСБ генерал-лейтенант Николай Гаврилов, специально прилетевший для этого из Москвы.

МЕЖДУ ТЕМ

«На пульт диспетчерской Мурманского Центра медицины катастроф поступил вызов. Срочная операция требовалась пятилетнему мальчику, проживающему в поселке Островной, куда можно добраться только вертолетом. Состояние ребенка медики оценивали как угрожающее жизни, поэтому медицинская бригада должна была вылететь немедленно. Однако из за крайне неблагоприятных погодных условий летчики Мурманской авиационной компании не смогли выполнить этот полет.

Тогда специалисты Центра медицины катастроф обратились к летчикам ФСБ. И уже через час после вызова бригада вылетела к ребенку. Правда, из за плохой погоды летчикам не сразу удалось посадить вертолет в Островном. Тем не менее, благодаря их профессионализму вечером того же дня мальчик был доставлен в детскую городскую больницу Мурманска, где ему сделали операцию.

Сейчас состояние ребенка врачи оценивают как удовлетворительное. Администрация Центра медицины катастроф выражает искреннюю благодарность за помощь в спасении жизни ребенка командиру вертолета А. А. Лепехину, штурману А. С. Иванову и борттехнику Е. В. Казанцеву».

Немного истории

История пограничных войск берёт своё начало во времена набегов на Русь степных кочевников. В то время русские князья возводили на окраинах своих владений сторожевые башни и города крепости, для защиты которых выставлялись богатырские заставы и сторожевые отряды, высылавшие конных наблюдателей - это была первая пограничная стража Руси.

В 1571г. обязанности и права пограничной стражи, а так же порядок охраны границ были регламентированы «Уложением о станичной службе», а к 1574 г. относится назначение единого начальника сторожевой службы.Был создан первый отдельный корпус пограничной стражи.

Большой рост внешней торговли стал предпосылкой для создания в 1754 г. пограничных таможен. Охрана границ стала осуществляться драгунскими полками, которые были рассредоточены по форпостам, и вольнонаемными таможенными объездчиками. В 1827 г. было издано «Положение об устройстве пограничной таможенной стражи», которая находилась в подчинении департамента внешней торговли, а осенью 1893 г. пограничную стражу выделяют в отдельный корпус (ОКПС).

После начала Первой мировой войны части ОКПС переходят в состав полевых армейских подразделений, а в 1918 г. расформировываются.

Пограничные войска после Революции 1917 года

В 1918г., 28 мая, был издан Декрет Совета народных комиссаров, который учредил Пограничную охрану государственных границ РСФСР.

К этому же времени относится создание Главного управления пограничных войск. Именно эта дата позже стала праздноваться как День пограничника.

В 1920 г. пограничная служба переходит к Особому отделу ВЧК. Части погранвойск, обеспечивавшие прикрытие границ, тоже переходят в ведомство Дзержинского. Тогда же остро встает вопрос о подготовке командного состава войск ОГПУ, и в связи с этим в 1923г. открывается Высшая пограншкола.

Одна из основных задач молодой Советской Республики по укреплению и защите пограничного пространства была охрана морских и воздушных границ. В связи с этим было начато формирование морчастей погранвойск, которое было завершено к концу 1923 г.

В двадцатые - тридцатые годы прошлого века пограничниками СССР на Западных границах было задержано около 3000 нарушителей. В то же время государственная граница СССР на востоке находится под постоянной угрозой прорыва.

И здесь советские пограничники оказались на высоте, конфликт 1929 г. на КВЖД закончился полным разгромом китайских войск. Тогда же большое значение приобретает использование на границе служебных собак. Следопытство и служебное собаководство выделяется в отдельное направление. При помощи пограничных собак была задержана не одна сотня нарушителей.

В этой связи стоить вспомнить пограничника Н.Ф. Карацупу, которому в музее Погранвойск ФСБ отведен отдельный стенд, там же выставлено чучело одной из его собак - Индуса.

В то же время начинается активное формирование авиации погранвойск, которое было закончено к 1934 г.

В том же, 1934 г., было создано НКВД, в ведение которого перешли пограничные войска СССР. Предвоенное время было очень неспокойным, особенно это касалось Восточных рубежей, где существенно активизировалась деятельность японцев, постоянно стремившихся к развязыванию военных конфликтов, и первый удар на себя принимали советские пограничники. При их участии японская армия потерпела поражение в боях около озера Хасан в 1938 г. и в районе, прилегающем к реке Халхин - Гол в 1939 г. Тогда же, на Западной границе СССР, погранвойска НКВД совместно со службой госбезопасности постоянно боролись с массовой заброской гитлеровской агентуры и диверсионных разведгрупп. В 1939 - 1940г. погранвойска СССР принимали участие в советско - финской войне, 13 пограничников были удостоены звания Героя Советского Союза.

Пограничники во время Великой Отечественной войны

Тяжелейшим испытанием для пограничных войск СССР стало начало Великой Отечественной войны, так как именно они приняли на себя внезапное нападение гитлеровских полчищ, и ценой своих жизней задержали продвижение неприятельских войск. К сожалению, практически все герои остались неизвестными.

Пограничники ВОВ принимали участие во всех стратегических операциях, выполняя как специальные, так и общевойсковые задачи. Они внесли в немалый вклад в развертывание партизанского движения на оккупированных территориях, охраняли тыл действующей армии. Кроме этого, многие их пограничников, благодаря высокой стрелковой подготовке, становились снайперами, и наносили немалый урон гитлеровским войскам. Принимали советские пограничники участие и в штурме рейхстага. Один из них, сержант Кагыкин, был в составе одной из групп, поднимавших знамена над поверженным зданием.

Одним из спецзаданий погранвойск НКВД была охрана советской делегации на конференции в Тегеране в 1943 г. Интересным фактом этой миссии стало участие советских пограничников в футбольном турнире солдат союзных армий, в котором они заняли первое место. Им была вручена награда иранского шаха.

Послевоенное время

В послевоенное время, в 1946 г. части пограничных войск передаются в ведение Министерства госбезопасности СССР, а с 1957 г. они стали подчиняться Главному управлению погранвойск КГБ СССР. Погранвойска КГБ СССР стали оснащаться новейшим стрелковым вооружением, радиолокационными и прожекторными станциями, началось активное использование при патрулировании границы вертолетов.

В 1958 г. Советов министров СССР в целях повышения престижа пограничной службы было принято постановление о празднике Дня пограничника, который с этого времени отмечается 28 мая.

В 1960 г. принимается новое Положение об охране государственной границы СССР, в котором регламентируются права, задачи и обязанности погранвойск, определяется режим границы, приграничной зоны и полосы, а так же порядок пользования водными акваториями.

В 1969 году советские пограничники, охранявшие восточные рубежи, вновь оказались на грани военного положения, возникшего из-за претензий китайцев на остров Даманский. Во время их вылазки погибло 58 пограничников. Для подавления китайской агрессии пограничные войска КГБ СССР применяли бронетехнику и ракетные установки «Град».

Афганистан

Во второй половине 1979 года резко накалилась обстановка на советско - афганской границе. Особенно это сказалось на участке, контролируемом погранвойсками КГБ Среднеазиатского округа. После ввода в Афганистан советских войск двухсот километровая зона вглубь от границы контролировали мотоманевренные группы погранвойск КГБ, кроме того, на территории Советского Союза базировались две маневренные десантно-штурмовые группы, которые выполняли оперативные задачи в северных провинциях Афганистана.

В период с 1981 по 1986 годы пограничниками в Афганистане было проведено более 800 войсковых операций, как совместных с общевойсковыми частями сороковой армии, так и самостоятельных. Основные боевые действия пограничные войска КГБ вели в горных районах, где находились базы и укрытия моджахедов.

Так же в задачу пограничников входило прикрытие и сопровождение транспортных колонн, обеспечение ввода (вывода) войсковых подразделений, участие в операциях по ликвидации караванов, перевозивших оружие и боеприпасы. Кроме этого, ввиду того, что афганские погранпосты были полностью уничтожены моджахедами, пограничники СССР вели охрану государственной границы как с советской, так и с афганской стороны. Характерным способом действия погранвойск СССР в основной период Афганской войны была одновременная блокировка и зачистка районов расположения формирований вооруженных оппозиционеров и их баз. Для этой цели были сформированы внештатные подразделения погранвойск КГБ СССР из наиболее опытных военнослужащих Среднеазиатского и Восточного пограничных округов. Эти сводные боевые отряды (СБО) имели численность от семидесяти до двухсот человек. Несколько позже им на смену пришли мотоманевренные группы (ММГ), численностью до двухсот пятидесяти человек.

Участие погранвойск в боевых действиях в Афганистане можно условно разделить на три этапа. В самом начале военных действий (1980 г. - 1982 г.)пограничные войска в Афганистане вели боевые действия, которые сводились к организации засад на предполагаемых путях передвижения бандформирований и рейдовым операциям вдоль границы. Таким образом прикрывались наиболее опасные участки советско-афганской границы (Памирское и Пянджское), и создавалась пятнадцатикилометровая безопасная зона вдоль границы. Начиная с 1982 года, основные боевые действия погранвойск КГБ осуществлялись посредством десантных операций, заключающихся во внезапной массовой высадке штурмовых групп. Здесь отлично проявила себя авиация погранвойск, которая, кроме высадки десанта, вела непрерывную разведку, а так же наносила ракетные удары по местам скопления бандгрупп.

Спектр применения вертолетов авиации погранвойск был достаточно широк, зачастую они были единственным средством поддержки и обеспечения деятельности пограничников. Они обеспечивали гарнизоны СБО продовольствием, боеприпасами, техническими средствами, прикрывали с воздуха транспортные колонны, осуществляли высадку штурмовых десантных групп и эвакуацию раненых. Незаменима была огневая поддержка вертолетов при проведении боевых операций. Так же на счету авиации погранвойск немало уничтоженных караванов боевиков с оружием и боеприпасами. Иногда в горах одновременно работало полтора десятка вертолетов Ми-8.

За десять лет военных действий через Афганскую войну прошло не один десяток тысяч советских пограничников, при проведении боевых операций погибло более пятисот человек. Тысячи бойцов были награждены государственными наградами, многим было присвоено звание Героя Советского Союза. Последним этапом участия погранвойск КГБ СССР в Афганистане было прикрытие вывода советских войск из страны. Участие погранвойск в Афганской войне практически не освещалось, и зачастую они действовали под видом общевойсковых соединений.

В продолжение истории погранвойск будет уместно сказать, что после распада СССР в конце 1991 года в результате реорганизации КГБ было упразднено Главное управление погранвойск, и был создан Комитет по охране государственной границы, а в 1992 г. Погранвойска стали подчиняться Министерству безопасности. В декабре 1993 г. создается Федеральная пограничная служба (ФПС - Главкомат) как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти, который в конце 1994 г. был переименован, и получил название "Федеральная пограничная служба Российской Федерации" (управление ФПС России). Подразделения ФПС самостоятельно просуществовали недолго - с 2003-го года Пограничные войска входят в структуру ФСБ Российской Федерации и именуются "пограничная служба ФСБ"

Спецназ Погранвойск

После распада СССР значительно обострилась обстановка на южной границе. Кроме того, проблемы ее охраны усугублялись отсутствием на новых рубежах инженерных сооружений. Из-за необходимости новых форм охраны было произведено формирование нештатных взводов, находившихся в состоянии повышенной боевой готовности, являвшимися мобильным резервом для оперативной переброски в районы повышенной опасности. В то же время остро возникла необходимость формирования штатных подразделений спецназа погранвойск.

В конце 1994 г., после создания ФПС России ее первым директором генерал - полковником А.И. Николаевым было принято решение о необходимости формирования спецподразделений ФПС, которые были бы способны оперативно реагировать на экстренные ситуации на границе и вести работу по предотвращению их. В мае 1994 г., 17 числа. Был подписан приказ, положивший начало созданию спецназа погранвойск, к которому относилась группа «Сигма» («С»), отдельные группы спецразведки (ОГСпР) и разведывательные взводы.

В 1995 г. было сформировано два подразделения группы «Сигма», в Москве и Краснодаре, которые подчинялись непосредственно директору ФПС. На них возлагались задачи, имеющие особую важность. Кроме этого, в пограничных округах с большой вероятностью возникновения чрезвычайных ситуаций были сформированы разведывательные взводы, находившиеся в подчинении разведывательных отделов штабов округов (Северо - Западный, Северо - Кавказский и Дальневосточный пограничный округа, а так же Группа пограничных войск в Таджикистане). Тогда же в отрядах Северо - Кавказского округа и в Таджикской Группе погранвойск началось формирование отдельных групп специальной разведки.

Весной 1995 г. началось комплектование подразделений ФПС специального назначения из офицерского состава и прапорщиков. Костяком создававшейся «Сигмы» стало семь бойцов группы «Альфа».

Программа подготовки бойцов группы «Сигма» спецназа погранвойск была разработана старшими офицерами подразделений и представляла собой нечто среднее между подготовкой подразделений антитеррора и пограничников. Первым командиром «Сигмы» стал подполковник И. Митрофанов, ранее служившим в пограничных войсках и в группе «Альфа». Вооружение групп до первой командировки в Дагестан - обычное стрелковое. Уже после спецназовцев вооружили пистолетам ПМ, автоматами АК-74 с подствольными гранатометами, снайперскими винтовками СВД, пулеметами ПКМ. Несколько позже спецназ ФПС России получил на вооружение снайперские винтовки «Винторез» и автоматы «Вал», разработанные Климовским ЦНИИ «Точмаш».

Взводы и разведывательные группы спецназа погранвойск формировались подполковником ВДВ Сергеем Ососовым, за плечами которого было участие в боевых действиях в Афганистане из контрактников, ранее проходившим службу в ВДВ, погранвойсках и морской пехоте. В каждую группу входило до тридцати человек. Единственный офицер - командир. После отбора личный состав направлялся для подготовки в школу прапорщиков спецназа ГРУ. Затем были проведены учебные сборы в горной местности на Памире, где было отработано решение тактических задач в условиях высокогорья.

Первое боевое применение спецназа погранвойск происходило в Дагестане в конце 1995 года. В ходе проведенной операции на границе с Азербайджаном бойцами «Сигмы» и отдельными группами разведчиков было задержано несколько десятков нарушителей. Через год операцию повторили, и снова с большим успехов. В ходе операции был задержан агент западной спецслужбы, пытавшийся нелегально перейти границу.

Активно действовали группы спецразведки в Таджикистане. При их участии было задержано немало нарушителей на участках Пянджского и Московского пограничных отрядов. На Северном Кавказе группам спецразведки было задержано большое количество боевиков, пытавшихся проникнуть в Чечню с территории Грузии. В Дагестане спецназовцы прикрывали наиболее незащищенные участки границы.

За девять лет существования на счету спецназа Федеральной пограничной службы РФ немало успешно проведенных операций, большинство из которых засекречено до сего времени.

После объединения в 2003 г. ФПС с ФСБ группа «Сигма была расформирована, а разведывательные подразделения погранвойск были переданы в другое подчинение. На сегодняшний день силы пограничного спецназа находятся в подчинении двух департаментов: пограничной охраны и береговой охраны.

Морская пограничная охрана

28 мая День пограничника отмечают и военные моряки береговой охраны погранвойск. Как уже говорилось выше, создание морчастей погранвойск в послереволюционный период относится к концу 1923 г. Начало их возрождения было положено формированием на Балтике, Псковском и Чудском озерах Финско - Ладожской флотилии под руководством капитана I ранга М. В. Иванова. Однако в процессе первой навигации первоначальная организация береговой охраны показала свою несостоятельность из-за малочисленности судового состава и надежных средств управления и связи. В 1924 г. приказом ОГПУ пограничные отряды и флотилии расформировываются, и на их основе создаются морские базы. Личный состав баз был прикреплен к пограничным отрядам. Такая реорганизация дала возможность для более тесного взаимодействия между сухопутными и морскими силами погранвойск.

На Баренцевом море первыми кораблями погранвойск стали мотоботы «Касатка», а чуть позже в распоряжение морских пограничников поступили суда ПС - 1 «Нептун» и ПС - 2 "Ярославна", ранее входившие во флотилию Северного Ледовитого океана.

Позже «Ярославна» была переименована в сторожевой корабль «Воровской», который был передан в Дальневосточному погранокруг, морская граница которого в то время была наиболее уязвимой из-за значительной удаленности от центра, и, как следствие, сложности с централизованным обеспечением. Для решения этой проблемы Представительством ОГПУ в Дальневосточном крае было принято решение о пополнении кораблей морчастей погранвойск за счет арестованных плавсредств и приобретении новых на средства, полученные при реализации задержанных контрабандных товаров. Таким образом, удалось обеспечить пограничную охрану морского побережья в зоне наиболее активной деятельности контрабандистов. Несколько лучше по составу кораблей обстояла ситуация на южной и европейской границах СССР. Всего к 1927 г морчасти погранвойск СССР насчитывали немногим больше ста судов, прикрепленные к 14 морским базам и одной речной (в Хабаровске).

К весне 1935 г. произошла новая реорганизация морчастей погранвойск, в результате которой морские базы погранокругов стали пограничными отрядами, в которые входили как судовой состав, так и береговые подразделения. Вместе с этим ступили в строй новые сторожевые корабли и катера, что значительно повысило охрану водных границ СССР, протяженность которых к тому времени составляла порядка сорока тысяч километров. Так же были открыты четыре школы, специализировавшиеся на подготовке специалистов и младшего командного состава, которые отправлялись служить в морчасти погранвойск СССР, а в 1940 г. в Ленинграде открылось Военно - морское пограничное училище.

Следующая реорганизация морчастей погранвойск НКВД относится к 1939 г. В этот раз в ее ходе произошло объединение разрозненных по отдельным пограничным отрядам катеров и сторожевых кораблей в отряды пограничных судов, которые стали подчиняться командованию пограничных округов. К 1941 году морские погранвойска включали в себя четыре дивизиона и восемь отрядов пограничных судов (всего 368 единиц). С началом Великой Отечественной войны морчасти погранвойск были переданы под командование ВМФ, и принимали участие в боевых действиях в его составе. Исключение составили Дальневосточные погранотряды, на территории которых была весьма тяжелая оперативная обстановка из-за постоянного вторжения в территориальные воды СССР японских военных кораблей. Кроме этого, значительную угрозу представляли японские военные самолеты. После начала в августе 1945 г. войны с Японией корабли морчастей погранвойск совместно с кораблями Тихоокеанского ВМФ принимали участие в боевых действиях и сопровождали транспортные караваны.

Начиная с 1944 г. в морчасти погранвойск начинается возвращение переданных ранее кораблей, кроме того, большинство погранотрядов комплектуется дополнительными судами. В 1947 г. принимается Программа строительства кораблей для полной комплектации ими воссозданных морских погранотрядов. Знаменательным событием 50 - х годов прошлого века был первый в истории переход Северным морским путем шести пограничных сторожевых кораблей из Баренцева моря в Тихий океан.

В 1957 году морчасти погранвойск вместе с остальными пограничными частями переходят в подчинение КГБ СССР, и к шестидесятому году происходит замена катеров и кораблей военного времени на более современные. С 1994 года морские погранвойска подчиняются управлению ФПС, а с 2003 г - ФСБ РФ.

В настоящее время Береговая охрана России - это быстроходные сторожевые и посыльные корабли и катера водоизмещением от десяти до двухсот тонн, оснащенные сложнейшим оборудованием обнаружения и слежения.

Авиация погранвойск

Первым шагом по созданию авиации Погранвойск была отправка в 1923 г. нескольких самолетов в Среднеазиатские регионы для помощи пограничникам в борьбе с басмачами. Тогда же для подготовки пилотов было отобрано 40 курсантов Высшей пограншколы.

В 1932 году, 21 июля было издано Постановление Совета труда и обороны N 100 о организации пограничных авиационных частей. С этого времени начинается массовое формирование пограничных авиаотрядов. Уже к осени 1935 г. было полностью укомплектовано 22 пограничных авиасоединения. На вооружении авиационных частей погранвойск в то время находились двухместные одномоторные самолеты По-2, Р-1, Р-3 и Р-5, имевшие скорость полета порядка 200 км/ч и радиус действия 300 км и гидросамолеты Ш-2, МБР-2 и «Савойя» с радиусом действия 400 км.

По тому времени эта авиационная техника считалась лучшей. На проходившем в 1930 году в Тегеране международном конкурсе Р-5 занял первое место среди самолетов-разведчиков. Эта машина могла летать на очень малых высотах, откуда хорошо просматривалась контрольная пограничная полоса, кроме того, для ее посадки не требовалось больших площадок.

С самого начала существования авиаотряды получили признание пограничников. На счету первых пограничных авиасоединений не одно боевое столкновение с бандами басмачей и нарушителями государственной границы СССР.

В 1939 году, в рамках реорганизации авиации погранвойск была сформирована отдельная авиабригада, в состав которой вошли политотдел, штаб, отдел кадров, службы связи, метеослужба, штурманская служба и пр., после чего началось полное перевооружение авиачастей. В авиационные отряды погранвойск НКВД поступили скоростной бомбардировщик СБ, скоростной разведчик Р-10, морской разведчик МБР-2.

Учебные базы авиации погранвойск были укомплектованы самолетами УТИ-4. Все самолеты оснащались радиооборудованием, что намного повышало эффективность их использования для охраны границы.

В самом начале Великой Отечественной войны части авиации погранвойск, базирующиеся в Западном пограничном округе, первой приняла на себя удар превосходящих сил противника, но несмотря на существенные потери в первые дни войны пограничники с честью выдержали нелегкие испытания. На их счету немало сбитых вражеских самолетов. Позже часть пограничных авиаотрядов были переданы под командование ВВС СССР.

В послевоенное время наступил новый этап в развитии авиации погранвойск. Ее все шире применяли для охраны границы на открытых сухопутных и морских участках. Во время дозорно-разведывательных вылетов над территориальными водами СССР авиация тесно взаимодействовала с пограничными судами, наводя их с воздуха на предполагаемых нарушителей границы. В то же время возникли некоторые трудности с комплектованием авиации погранвойск самолетами, так как развитие авиации шло в направлении увеличения скорости и высоты полетов, что совершенно не соответствовало требованиям пограничников. Эта проблема была решена с появлением в середине пятидесятых годов вертолетов. К 1990 году авиация погранвойск КГБ состояла из опытного летного состава, часть которого имела за плечами участие в военных действиях в Афганистане, и отличный парк боевых машин.

В конце 1991 года произошел распад СССР, в результате чего пограничная авиация пришла в упадок. Самые крупные и лучше всего укомплектованные авиационные пограничные части оказались за пределами российской территории, что привело к некомплекту авиационных кадров, пополнение которых стало возможным только к 1994 году.

Начиная с 1994 года, авиация погранвойск, находящаяся к тому времени в составе ФПС России (федеральная пограничная служба РФ), принимала активное участие в первой и второй Чеченских компаниях. Одной из самых крупных операций было выставление пограничных застав на границе Чечни и Грузии, в Аргунском ущелье, которое активно использовалось боевиками для переброски из Грузии подкреплений, оружия, боеприпасов, медикаментов и амуниции. В 1999 году было принято решение о закрытии данного участка границы. В декабре 1999 года тремя авиационными группами, каждая из которых состояла из трех эскадрилий, была произведена внезапная высадка десанта, состоящего из трех десантных пограничных застав, перекрывших вход и выход из ущелья. Следующим этапом операции было десантирование главных сил - по одной штурмовой группе на каждую заранее подготовленную площадку, после чего были подтянуты главные силы, усилившие пограничные десантные подразделения минометами и артиллерией. Позже пограничниками при огневой поддержке с воздуха была проведена тщательная зачистка местности как в самом Аргунском ущелье, так и на подходах к нему. Начиная с 2003 года авиация ФПС России вошла в состав авиации ФСБ.

В настоящий момент авиация погранвойск ФСБ укомплектована современными самолетами и вертолетами, оснащенными сложнейшими приборами.

Что же касается профессионального праздника, то у летного состава погранвойск их целых три. Это День ВВС, отмечаемый 12 августа, День авиации органов безопасности России - 14 августа, и конечно, 28 мая - День пограничника.

Погранвойска сегодня

На сегодняшний день протяженность Российской границы составляет более 61 тысячи километров, из них 2/3 проходит по морю. Основная задача, которую выполняют российские пограничники - обеспечение реализации пограничной политики государства в сферах защиты государственных сухопутных границ, территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны. В составе погранвойск ФСБ более 80 погранотрядов, количество пограничных застав приближается к тысяче. Каждые сутки на охрану государственной границы выходят порядка 11 000 нарядов, которым помогают собаки пограничников. Совместно с Таможенным комитетом РФ действуют более четырехсот КПП.

Кроме этого, Пограничная служба Федеральной службы безопасности включает в себя Оперативные группы в некоторых бывших Советских республиках (Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан), и Пограничную группу в Таджикистане.

На вооружении российских пограничников находится самое современное оружие и боевая техника. Так же при охране границы начали использоваться самые современные технологии. Многие участки уже оборудованы электронно - следовой полосой, которая дает возможность дистанционного наблюдения на всей ее протяженности. Пограничники России получают в своё распоряжение лучшее оборудование.Состав пограничных войск постоянно пополняется, каждое погранучилище поставляет ежегодно новых бойцов погранвойскам ФСБ.

При взаимодействии авиации ФСБ и кораблей Береговой охраны ФСБ осуществляется контроль экономической зоны. Так же морчасти погранвойск осуществляют охрану биоресурсов в территориальных водах России и осуществляют государственный контроль в данной сфере, на них возложены задачи борьбы с контрабандистами и незаконными мигрантами. Погранвойска ФСБ проводят совместные акции с аналогичными зарубежными структурами по пресечению терроризма и пиратства.

Сегодня служба в погранвойсках ФСБ постепенно начинает переходить на контрактную основу. Обучение квалифицированных кадров производится в училищах погранвойск, многие выпускники которых затем становятся слушателями академий погранвойск. Все это говорит о высоком профессионализме российских пограничников. Несмотря на современные приборы наблюдения, не теряет своей актуальности и применение для охраны границы служебных собак. И это неудивительно, ведь ни один, даже самый суперсовременный датчик не заменит собачьего носа, а при возникновении внештатных ситуаций применение пограничных собак просто необходимо. Их используют как при поиске наркотиков, так и при выслеживании и задержании нарушителей границы.

Случаются при задержании нарушителей границы и достаточно курьезные ситуации. Так, в 2007 г., на границе России и Белоруссии был задержан молодой человек, пытавшийся при помощи лопаты прокопать подземный ход под разделительной полосой.

28 мая по традиции отмечается праздник - День пограничника. Этот день одинаково дорог как пограничникам, несущим службу, так и ветеранам погранвойск. В постсоветской России День пограничника был узаконен указом президента от 23 мая 1994 г. В День пограничника на территории всех погранотрядов и на заставах вывешиваются флаги Погранвойск, проводятся праздничные мероприятия.

В 2013 году исполняется 95 лет погранвойск России. К этому дню приурочен выпуск юбилейной медали «95 лет Погранвойск».

В День пограничника 2013 во многих городах будут проведены праздничные смотры и парады российских пограничников,также во время парада будут продемонстрированы способности, которыми обладают служебные собаки, продемонстрированы мобильные действия пограничных подразделений по задержанию нарушителей, освобождению заложников и обезвреживанию террористических групп. В местах базирования морчастей пограновойск праздничные мероприятия пройдут с участием кораблей и катеров береговой охраны. Завершение праздника ознаменуется фейерверком.

В Православных Храмах в этот день пройдут торжественные молебны.

Хочется отметить, что 28 мая День пограничника отмечается не только в России, но и в некоторых бывших республиках СССР. Праздничные торжества в День пограничника 28 мая проводятся в Украине, Белоруссии, Кыргызстане и Республике Таджикистан.

В преддверие праздничного дня Военторг ВОЕНПРО предлагает вашему вниманию большой выбор сувениров и предметов одежды с символикой погранвойск и оригинальными рисунками на пограничную тематику. У нас вы можете купить флаг Погранвойск , оригинальные футболки и толстовки «Погранвойска» , а так же различные сувениры: кружки, фляжки, зажигалки, брелоки, наклейки и магнитики «Погранвойска». Порадуют ваших близких и друзей оригинальные обложки на документы: обложка на паспорт «Погранвойска» и обложка на военный билет «Погранвойска», такие подарки будут рады получить все ветераны погранвойск.Если вы хотите ознакомиться с более широким спектром атрибутики и символики пограничников, то вам следует посетить музей пограничных войск. Посетив музей погранвойск, вы узнаете много интересного о защитниках границ нашей Родины.



Авиаторам ФСБ России завидуют многие их коллеги из других структур: и летают они больше, и техника у них постоянно обновляется, и полетные задания что ни день такие, что за каждое можно орден давать. И ко всему этому одних только профессиональных праздников у них каждый год четыре! Как защитники Родины они отмечают 23 Февраля. Как питомцы военных училищ летчиков в августе празднуют День авиации. 20 декабря - у них День спецслужб России. А еще есть и собственный день рождения -14 августа. В этот день в 1923 году был подписан приказ о формировании авиазвеньев для войск ГПУ. Долгие годы это была авиация пограничников, и только с 2005 года она официально утвердилась как авиация ФСБ, то есть обеспечивающая все структуры Федеральной службы безопасности России.
Обо всем этом - прошлом и настоящем авиации ФСБ - мы беседуем с начальником ее управления Героем России генерал-лейтенантом Николаем Федоровичем Гавриловым.
Разговор то и дело прерывает телефон. Сначала позвонил Герой России прославленный летчик-испытатель Анатолий Николаевич Квочур, давний товарищ и коллега Гаврилова по испытаниям авиатехники. Обсуждались какие-то срочные дела. Затем несколько звонков отвлекали Николая Федоровича на согласования с представителями Фонда содействия ветеранам: предстояло добрать нужную сумму для сложной операции дному из ветеранов военной авиации...

ВОЗДУШНЫЕ ЭКСТРЕМАЛЫ
Во время вынужденных перерывов в беседе я просматривал на мониторе видеоролики и фотоснимки с эпизодами из жизни авиаторов ФСБ. Хотел понять специфику их службы.
...Вот Ми-26 возносит и устанавливает золотые купола на соборе в Петропавловске-Камчатском. Работа ювелирная: купола весят до 13 тонн, а посадить каждый из пяти надо на основание с точностью до сантиметра, как обруч на бочку! Завершается установка маковок собора и вовсе цирковым номером: в 15-сантиметровое отверстие на главном куполе командир вертолета майор Сергей Высотин снайперски вставляет трубу – основание креста, который сам весит под три тонны!..
Потом подобная операция производится по установке 3-метрового бронзового памятника Николаю Чудотворцу на острове Танфильева. Лицом он обращен в сторону Японии: там, через 8 км пролива, стоит Башня тоски размером чуть ли не с Останкинскую. Глядя с нее на Курильские острова, некоторые японцы ностальгируют по «утраченной родине». Теперь привычный для них пейзаж дополнен демаркирующим границу монументом, и за спиной у Николая Чудотворца - вся Россия.
Подобные памятники и соборы авиаторы ФСБ установили уже у многих пограничных пунктов: это своего рода духовное укрепление наших границ.
...А вот заиндевелый Ми-8 на заснеженной макушке Земли. 22 апреля 2008 года экипажи ФСБ вылетали по маршруту Мурманск - Земля Франца Иосифа - российская дрейфующая база «Барнео» - Северный полюс. Оттуда они доставили участников экспедиции Матвея Шпаро и Бориса Смолина с товарищами на материк. Авиация ФСБ с самого начала обеспечивала безопасность экспедиции.
...Вот сделанное с большой высоты фото Ми-8, летящего над неким серо-голубым простором. Дата съемки - 6 января 2007 года.
- Это мы парой идем с экспедицией на Южный полюс, - поясняет Николай Федорович и показывает еще один снимок: вид на губу побережья Антарктиды через блистер вертолета.
В экспедиции принимали участие тогда еще директор ФСБ России Николай Патрушев, его первый заместитель - руководитель Погранслужбы ФСБ Владимир Проничев, руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий. Возглавлял экспедицию президент Ассоциации полярников, вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров.
«Впервые в истории освоения Антарктиды российские вертолеты Ми-8 достигли Южного полюса и совершили посадку в самой южной точке планеты. Своим перелетом вы вновь продемонстрировали всему миру надежность отечественной авиационной техники и высокую профессиональную подготовку российских летчиков, а главное, доказали, что Россия по праву считается великой полярной державой» - это слова из телеграммы Президента России.
Перелет на Антарктический материк - завершающий, пятый - осуществляли с южного побережья Чили. Были в составе экспедиции и самолеты. Но Гаврилов, как командир одного из экипажей (и всей авиагруппы), и его коллеги летели парой на Ми-8 через пролив Дрейка. Дальность перелета - 1.300 км, а предельная дальность полета Ми-8 - 1.600 км. А если бы встречный ветер, осадки, не говоря уже о возможности урагана?.. Для чего такой риск?
- Антарктиду первым открыл в январе 1820 года наш российский исследователь Фаддей Беллинсгаузен, - объясняет генерал. - В 2009-м заканчивается срок действия 50-летнего международного договора о демилитаризации и неразделимости этого материка. Но там же разведаны большие запасы полезных ископаемых... Как сложится с новым договором, никто не знает. У нас из имевшихся там полярных станций осталось только две. Вот и требовалось подтвердить законные права и приоритет России. А то, что мы туда еще и на вертолетах прилетели, - это дополнительный аргумент наших возможностей.
- НУ А НА ЭЛЬБРУС-ТО зачем летали? Благотворительная миссия? - как известно, вертолеты ФСБ доставили на высоту стоянки перед восхождением на пик палатки и продукты для экспедиции детдомовских ребят во главе с православным священником. Восхождение стало для ребят праздником души и запомниться на всю жизнь.
- Ну конечно же и ребят порадовать хотели, - нехотя раскрывает военную тайну Николай Федорович. - Но, кроме этого, тогда на Эльбрусе проводилось летно-тактическое учение, мы доставили туда на Ми-8 спецназ.
Как выяснилось из других источников, учение проводилось масштабное: с различных аэродромов России в заданное время стартовали самолеты и вертолеты авиации ФСБ с группами спецподразделений, которые в назначенное время прибыли в условленные места Северного Кавказа.
- Ну а для чего все же на самые большие вершины взлетать?
- Чем выше мы можем подниматься, тем легче нам летать у земли, - смеется генерал.
«Летать у земли» - это мягко сказано. На эльбрусской фотографии кроха-вертолет каким-то чудом держится на краешке заснеженного плато. Кажется, вот рванет шквал ветра - и непременно сбросит «вертушку» в пропасть...
На диске есть и запись фотографии палаточного лагеря неподалеку от Ведено с посадкой вертолета между палаток. Дата на снимке напоминает о тяжелых боях с бандформированиями, которые происходили в те времена в этом районе. За палатками виднеется зеленая горная гряда. Справа - вершина повыше, на ней вблизи от расположения боевиков находилась группа наведения спецназа. И под вечер от нее поступил сигнал: выручайте, можем не продержаться... А как выручать, если на горы уже начал ложиться густой вечерний туман?
Гаврилов решил вылететь за группой сам. Вспомнив местность, уточнив маршрут по карте, он решил заходить к месту нахождения спецназовцев со стороны соседней вершины. Когда долетел до нее, увидел под собой еле заметную тропу, ведущую в сторону группы. Он посадил вертолет на тропу и по земле прорулил полтора километра, пока навстречу не выбежали разведчики, на ходу забираясь в салон...
КОГО ЛЮБИТ БОГ ВОЙНЫ
Такие истории в авиации называют байками. Не потому, что истории эти придуманы, а потому, что над ними можно посмеяться, когда смертельная опасность позади. Воевавшие люди говорят, что бог войны любит веселых и дерзких.
И еще говорят, что Бог любит офицеров и генералов, которые больше думают и заботятся о вооружении, чем о даче и новой иномарке в личном гараже. Это я уже из кулуарных разговоров с подчиненными генерала Гаврилова уяснил.
- Мы каждый выделенный нам бюджетный рубль действительно до копейки тратим по назначению: обновляем авиатехнику и оборудование, закупаем более совершенные системы наведения, защиты и вооружения, - соглашается с общим мнением генерал и снова поднимает трубку, чтобы ответить на звонок.
А я записываю поразительную цифру: в Управлении авиации ФСБ (а техники у них полтора десятка типов и марок) на каждые шесть бортов приходится по одному Герою России, не считая кавалеров с наградами статусом пониже.
С этим пониманием расклада продолжаю смотреть «кино».
...Вот Ка-226 на длинном, метров под 80 тросе несет по небу Государственный флаг России. Размеры флага 60 на 33 метра! Вы только представьте себе парусность этого полотнища! А полет ведь над городом.
- Это отнюдь не лихачество! - объясняет генерал Гаврилов, отвлекаясь от телефона. - Каждый из наших экипажей должен уметь и быть готовым посадить вертолет не только на крышу, но и во двор между домами. И еще неизвестно, какой груз придется доставлять или забирать. Поэтому тренировки экипажей идут постоянно и не для цирка. Если лопасти у Ка-226 в диаметре 15 метров, то значит, площадка для посадки-взлета ему подойдет 25 на 25. А если нет проводов, то при достаточных навыках машину можно и на меньшую посадить. И наши пилоты этому постоянно учатся. На границе, кстати, тоже приходится садиться на пятачки, порой даже на «одной ноге», и взлетать с нее же.
Ситуации, когда на пятачок городских улиц надо срочно доставить робот-разминер или, наоборот, незамедлительно эвакуировать раненого, не потеряв его в уличных пробках, случаются, к сожалению, нередко. Есть и задачи по разведке, высадке и эвакуации боевых групп - много чего уникального приходится делать подчиненным генерала Гаврилова. Потому и должны они тренироваться в воздухе по максимуму.
А НАЧИНАЛОСЬ ТАК...
Оказывается, формирование первых подразделений авиации ГПУ было поручено красвоенлету Александру Александровичу Пороховщикову - деду популярного артиста Александра Шалвовича Пороховщикова.
14 августа 1923 года конструктор, изобретатель и летчик Александр Пороховщиков (1892-1941) приступил к набору экипажей, командного и технического состава двух авиазвеньев - для сухопутных и морских войск ГПУ. Еще гимназистом он построил самолет (1909), получивший одобрение профессора Н. Е. Жуковского. В 1915 году изобрел первый в мире вездеход (в Рижском музее мореходства есть уголок Пороховщикова)! В дальнейшем на собственных предприятиях выпускал самолеты своей конструкции и иностранные. После 1918-го стал летчиком в советских авиационных частях, продолжая конструировать самолеты (главным образом учебные).
Судьба этого человека, сына известного московского архитектора, удивительна, полна большими свершениями, участием в делах государственной важности. А завершилась она, как это нередко бывало во времена Ягоды–Ежова, трагично. Сначала был арест в 1927-м и обвинение в... шпионаже. Правда, вскоре последовало освобождение из-за отсутствия каких-либо улик. В БСЭ и многих других изданиях советского периода датой его смерти указан 1943 год, когда А.А.Пороховщиков якобы умер. На самом же деле был еще один арест, в 1941-м, и в том же году первый командир авиации ГПУ был расстрелян. Заодно с начальником Главного управления ВВС РККА Павлом Рычаговым...
А в августе 1923-го он, тогда уполномоченный Главвоздухофлота при ГПУ, проводил отбор кадров из наиболее достойных командиров и летчиков ГВФ. Некоторые из них уже имели опыт службы в авиационных отрядах особого назначения - АООН. Они-то и стали костяком будущих «крыльев спецназа», в первую очередь авиации пограничных войск.
Вот выписка из приказа №120 от 22 мая 1921 г. о награждении золотым портсигаром летчика 2-го АООН Георгия Магерова «за редкую смелость и храбрость в деле защиты Советской Республики: в тяжелых метеоусловиях (ветер – 15 метров в секунду, мороз – 25 градусов) выполнявшего боевые вылеты ночью с 16 по 18 февраля». Тем же приказом серебряными часами были награждены мотористы Иван Шилов и Павел Метонин, которые в тот же суровый период готовили авиатехнику к полетам днем и ночью, обеспечивая вылеты самолетов в кратчайшие сроки и с высокой надежностью. Подписал этот приказ командующий войсками Тухачевский...
Задачи авиаторам ГПУ ставились своеобразные: «Разведка контрабанды в районах, где таковая имеет массовый характер и где этому способствует местность...»
Стоит ли пояснять, что такое тропы контрабандистов, например, в горах, где каменистые скалы и кустарники делают их невидимыми и недоступными? И надо быть пилотом-виртуозом, чтобы не задевать крыльями и винтом скалы, не терять высоту в разреженном воздухе высокогорья, твердо удерживать машину при неожиданных порывах ветра...
Или такая задача: «Содействие нашим войскам в борьбе с бандитизмом... Переброска боеприпасов в труднодоступные районы боевых действий...»
Ставились перед авиацией ГПУ и такие задачи государственной важности, как «разведка лесных и рыбных угодий (на Севере и Дальнем Востоке) и содействие судам Пограничной флотилии в задержании браконьеров... Обеспечение связи в районах, где таковая отсутствует или плохо налажена...»
Не забывайте, пожалуйста: ведь это был только 1923 год! И свои задачи «авиачекисты» выполняли на бипланах Р-1 и полуторапланах Р-3 и только потом на оснащенных радиосвязью Р-5 и на знаменитых «уточках» конструктора Н.Н. Поликарпова, ставших позднее ночным кошмаром для гитлеровцев.
Морские же авиаотряды летали на полуторапланах-амфибиях В.Б. Шаврова Ш-2, у которых для удобства хранения в небольших ангарах и транспортировки на кораблях складывались крылья. Были и морские ближние бомбардировщики Г.М. Бериева МБР-2, тоже самолеты-амфибии, вооруженные спаренными пулеметами и способные нести до 500 кг бомбовой нагрузки.
ИМЕНА НА СКРИЖАЛЯХ
Надо сказать, что авиаторам ГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ практически всегда везло со старшими командирами - это были люди высокого профессионализма, технически компетентные, грамотные тактики и стратеги в своей специфической сфере деятельности. Но самим командирам везло реже: двоих преемников первого командующего спецавиации красвоенлета Пороховщикова постигла та же трагическая участь...
Вторым был Матвей Бойцов - участник 1-й Мировой. За храбрость в боях его направили в школу прапорщиков, после окончания которой, в декабре 1915-го, назначили ротным командиром - случай нечастый и говорит о несомненных способностях фронтового офицера. После февральской революции 1917-го Бойцова и вовсе избирают командиром 50-й инженерной дивизии. Октябрь он воспринял всей душой, в Красной Армии Бойцов начал службу командиром саперного батальона. Видно, опять отличился: уже в 1918-м его направили учиться в академию РККА. Слушателем академии он воевал в Гражданскую, командовал партизанским отрядом в Белоруссии, а после окончания академии в 1921-м был назначен заместителем начальника Военно-воздушной инженерной академии им. профессора Н.Е. Жуковского. С 1930 г. Бойцов возглавлял прославленный МАИ - Московский авиационный институт. Лично руководил созданием первой в СССР воздушно-десантной бригады. С 1934-го - он начальник авиационного отдела ГУ пограничных войск НКВД. В 1937-м репрессирован...
Такая же судьба была уготована в 1939-м его преемнику, выпускнику ВВИА им. Жуковского Алексею Разоренову...
Только с приходом в 1939-м Ильи Чупрова коса репрессий стала обходить начальников авиационного отдела ОГПУ-НКВД. За успешное руководство авиаподразделениями и частями пограничных войск в ходе Великой Отечественной войны в апреле 1943 г. Чупрову присвоили звание генерал-майора. Он окончил военную академию имени
М.В. Фрунзе, затем Высшие академические курсы при Академии Генштаба. В запас ушел в 1963 г. с должности начальника отдела ГУ погранвойск КГБ СССР.
Напомним, что во время войны практически вся авиация Погранвойск НКВД была передана в действующую армию. И летчики-пограничники сражались достойно. Дважды Героем Советского Союза стал Виктор Голубев. Еще 13 пилотов из авиации спецназа удостоились Золотой Звезды Героя страны. В их числе, о чем знают немногие, -и прославленный Алексей Маресьев.
Героем Советского Союза был и генерал-майор авиации Анатолий Володин, возглавивший авиацию Погранвойск в 1963 году. Он трудился на этом посту 15 лет, до 1978-го. Попав на фронт в декабре 1942-го, Володин совершил за два с половиной года 426 боевых вылетов, провел 60 воздушных боев, сбил 22 самолета противника. Но звание Героя получил лишь 23 февраля 1948 года. А до этого в 1946-м 25-летним капитаном был уволен в запас по состоянию здоровья...
Капитану Володину пришлось тогда проявить не меньше, чем на фронте, мужества и воли, чтобы в декабре 1947-го вернуться на летную работу и вновь начать военную службу. И только после этого повторного, уже гражданского подвига его нашла заслуженная награда. Заметим, что Золотую Звезду летчикам давали и за 10 сбитых самолетов, а у него было 22...
Командующим авиацией ФПС в самом высоком звании - генерал-полковника авиации был Виктор Ратушин, истребитель-бомбардировщик, пришедший в 1996 году из ВВС, где он командовал авиадивизией.
В БОЙ ВЕДЕТ «МАЭСТРО»
Сегодня авиацию ФСБ возглавляет Герой России генерал-лейтенант Николай Гаврилов. Он заслужил самые престижные в авиации отличия: военный летчик-снайпер, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный военный летчик Российской Федерации.
И еще он - «Маэстро». Получен этот неофициальный титул от боевых товарищей, таких же летчиков-афганцев и коллег-испытателей по ЛИИ имени М.М. Громова, от героев-асов чеченских кампаний и других конфликтов, в которых человек обнажает свою суть и предстает тем, кто он есть на самом деле. В этом титуле признание в летчике-генерале Гаврилове и неких черт характера, роднящих его с любимым героем фильма «В бой идут одни «старики».
...Сызранское ВВАУЛ он окончил в 1979-м. Получил красный диплом, погоны лейтенанта и выписку из приказа о назначении в авиаотряд Погранвойск КГБ СССР. Такие же выписки получили еще несколько его однокашников-выпускников. А вскоре его ждал Афганистан.
Война в Афганистане длилась для Гаврилова без малого шесть лет - с 1981-го по 1987-й. Там, в 1985-м, он, капитан, стал самым молодым командиром эскадрильи, заместителями у Николая были подполковники с сединой. То, что они признали его своим командиром и нередко перед боевым вылетом напутствовали словами: «Ты только возвращайся, командир!» - говорит о многом. Помните, как пожилой механик комэска «Маэстро» в кинофильме тайком перекрещивал его на удачу? Что-то подобное было в отношениях Николая Гаврилова со своим заместителем по ИАС и «чистым» заместителем. Все остальные подчиненные воспринимали его как пример для подражания: мастерство и мужество Николай Гаврилов подтверждал в каждом из двух с половиной тысяч (!) боевых вылетов.
По законам Великой Отечественной летчикам за 100 боевых вылетов на разведку присваивали звание Героя Советского Союза. Та же норма была установлена для летчиков-штурмовиков. Это сколько же Золотых Звезд заслужил Николай Гаврилов в Афганистане по меркам той войны?.. А вот удостоился только орденов Ленина и «Красной Звезды».
Кстати, немало летчиков в авиации ФСБ имеют на личном счету тысячу, полторы и более боевых вылетов. Есть даже рекордсмены со счетом за три с половиной! И надо хотя бы представить себе, что это такое - боевой вылет...
Завершая эти заметки, я вспомнил такие кадры, увиденные в кабинете генерала Гаврилова. В сплошной темноте горной ночи вдруг проявляются, как на рентгеновском снимке, силуэты крытых машин, какие-то люди-призраки у них... Становится ясно: это РУК - разведывательно-ударный комплекс. Чей, я не стал уточнять. Ясно было, что съемка не очень давняя и велась с большой высоты...
Цель обнаружена. Воздушный спецназ задачу выполнил, а экипаж остался цел и невредим. «Победить, выполнить задачу и остаться живым!» - это, можно сказать, кредо авиаторов ФСБ.
Наверное поэтому только с пилотом Гавриловым и только на вертолетах из отрядов его управления В.В. Путин летал на Кавказ в годы своего президентства.

Авиационные подразделения ФСБ России

имеют право получать услуги по авиатопливообеспечению при выполнении служебных задач на безвозмездной основе

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 31.10.2016 по делу № А24-3065/2016 отказано в удовлетворении иска государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб» (далее – Предприятие) о взыскании с федерального государственного казенного учреждения «Пятый объединенный авиационный отряд Федеральной службы безопасности Российской Федерации» 663 421 руб. долга и неустойки по государственным контрактам на оказание услуг по авиатопливообеспечению воздушных судов авиации ФСБ России в аэропортах .

Как следует из материалов дела, 01.07.2013 и 10.12.2013 между ФСБ России в лице Учреждения (заказчик), и Предприятием (исполнитель) заключены государственные контракты на предоставление услуг по авиатопливообеспечению воздушных судов авиации ФСБ России в аэропортах Провидения, Анадырь, Лаврентия, Мыс Шмидта, Певек, Кепервеем, Марково, Залив Креста, Беринговский во 2 полугодии 2013 года.
По условиям контрактов заказчик поручает, а исполнитель обязуется обеспечить прием, хранение авиационного топлива, выдачу ГСМ, заправку воздушных судов.
В период с ноября 2013 года по декабрь 2014 года истец оказывал ФСБ России услуги, предусмотренные государственными контрактами. Учреждение подписывало акты, подтверждающие оказание услуг, без замечаний.
Заказчик услуги не оплатил. Претензия истца об оплате долга осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с иском в суд.

Судом установлено, что органы ФСБ России в силу пункта «ж.1» статьи 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» вправе использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения.

Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» устанавливают, что к обеспечению полетов относится: авиатопливообеспечение полетов; аварийно-спасательное, медицинское, аэродромное, метеорологическое, орнитологическое и электросветотехническое обеспечение полетов, обеспечение авиационной безопасности.

Согласно Федеральным авиационным правилам «Сертификация аэропортов. Процедуры», авиатопливообеспечение воздушных перевозок – это комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями).

Исследовав предоставленные в дело доказательства, с учетом содержания норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу о том, что услуги, представляющие собой предмет спорных государственных контрактов, для авиационных подразделений ФСБ России должны оказываться на безвозмездной основе.

Как указано в решении суда, в соответствии с частью 3 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации порядок возмещения расходов на аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Решение в законную силу не вступило и может быть обжаловано.

Пресс-секретарь

Арбитражного суда

Камчатского края

Марина Клименко

тел. 219-286

* С судебным актом по делу № А24-3065/2016 можно ознакомиться с помощью Картотеки арбитражных дел