Окружающий мир питается. Открытый урок по окружающему миру "Кто что ест?". Значение пищевой цепи

Кто что ест

Составь цепь питания, рассказывающую о героях песенки "В траве сидел кузнечик"

Животные, которые питаются растительной пищей, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Насекомых, которые поедают других насекомых, тоже считают хищниками. Существуют, наконец, и всеядные животные (они едят и растительную, и животную пищу).

На какие группы можно разделить животных по способам питания? Заполни схему.


Цепи питания

Живые существа связаны между собой в цепи питания. Например: В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина - заяц - волк.

Составь и запиши цепи питания.
а) паук, скворец, муха
Ответ: муха - паук - скворец
б) аист, муха, лягушка
Ответ: муха - лягушка - аист
в) мышь, зерно, сова
Ответ: зерно - мышь - сова
г) слизень, гриб, лягушка
Ответ: гриб - слизень - лягушка
д) ястреб, бурундук, шишка
Ответ: шишка - бурундук - ястреб

Прочитай короткие тексты о животных из книги "С любовью к природе". Определи и запиши тип питания животных.

Осенью барсук начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Пищей ему служит всё, что попадается: жуки, слизни, ящерицы, лягушки, мыши, а иногда даже маленькие зайчата. Ест он и лесные ягоды, и плоды.
Ответ: барсук всеядный

Зимой лисица ловит под снегом мышей, иногда куропаток. Иногда она охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы и могут убежать от неё. Зимой лисицы близко подходят к селениям людей и нападают на домашнюю птицу.
Ответ: лисица плотоядная

В конце лета и осенью белка собирает грибы. Она накалывает их на ветки деревьев, чтобы грибы засохли. А ещё белочка рассовывает по дуплам и щёлкам орехи и жёлуди. Всё это пригодиться ей в зимнюю бескормицу.
Ответ: белка растительноядная

Волк - опасный зверь. Летом он нападает на разных зверей. Ест также мышей, лягушек, ящериц. Разоряет птичьи гнёзда на земле, поедает яйца, птенцов, птиц.
Ответ: волк плотоядный

Медведь разламывает гнилые пни и выискивает в них жирных личинок жуков-дровосеков и других насекомых, питающихся древесиной. Он ест всё: ловит лягушек, ящериц, одним словом, что только попадётся. Выкапывает из земли луковицы и клубни растений. Часто можно встретить медведя на ягодниках, на которых он с жадностью поедает ягоды. Иногда голодный медведь нападает на лосей, оленей.
Ответ: медведь всеядный

По текстам из предыдущего задания составь и запиши несколько цепей питания.

1. земляника - слизень - барсук
2. кора деревьев - заяц - лисица
3. зерно - птица - волк
4. древесина - личинки жука - дровосека - медведь
5. молодые побеги деревьев - олень - медведь

Составь цепь питания, используя рисунки.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Полное название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Тарко-Сале, Пуровского района, ЯНАО

Предмет: окружающий мир

Класс 3 класс. УМК «Школа России»

Тема урока Кто что ест. Цепи питания

Цели урока : познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи;

рассмотреть цепи питания; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Дидактические цели:

  1. Научить распознавать группы животных по признаку питания.
  2. Научить выстраивать объекты природы в цепи питания.
  3. Определять взаимосвязь между объектами в цепи питания.
  4. Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.
  5. Развивать коммуникативные умения.
  6. Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
  7. Помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охранять, т.е. над решением экологических проблем.

В ходе урока у учащихся будут формироваться следующие личностные, регулятивные, познавательно-коммуникативные универсальные учебные действия.

ЛичностныеУУД :

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых учебных задач;

Регулятивные УУД:

- анализировать и оценивать правильность выполнения учебного действия;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ объектов с учётом выделения всех признаков;

Осуществлять синтез как составного целого из частей;

Коммуникативные УУД:

Формирования собственного мнения и позиции;

Формирование умения доказательно отстаивать свою точку зрения;

Формирование умения вести дискуссию;

Учебно-методическое обеспечение учебник А.А.Плешаков "Мир вокруг нас", М. Просвещение 2011 г., рабочая тетрадь " (А.А.Плешакова к учебнику "Мир вокруг нас") М. Просвещение 2011 г

Время реализации урока (занятия): 45 мин

1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007

2. Наглядная презентация учебного материала

Тип урока : урок открытия новых знаний

Формы организации : фронтальная, групповая, в парах.

Оборудование:

1)Компьютер, проектор, интерактивная доска;

2) Карточки с изображением животных, для работы в группе, в паре.

3) Текст со стихотворением Б. Заходера.

План проведения урока (занятия):

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

1 мин

Проверка домашнего задания

5 мин

Подготовка к изучению нового материала.

1 мин

Постановка учебной задачи

1 мин

Открытие новых знаний.

10 мин

Закрепление

3 мин

Динамическая пауза

2 мин

Знакомство с понятием “цепи питания”

3мин

Закрепление

9 мин

Решение экологических задач.

6мин

Итог занятия. Обобщение по теме.

3мин.

Домашнее задание

1 мин

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания

1.На предыдущем уроке мы с вами раздели царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Давайте вспомним название этих групп.

Слайд 2.

Животные

Одноклеточные Многоклеточные Беспозвоночные Позвоночные

Особое внимание на уроке мы обратили на беспозвоночных и позвоночных животных.

Слайд 3.

Работа в парах. (1 пара у доски, остальные за партами).

Задание : Расположите виды животных в нужную группу: черви, рыбы, моллюски, земноводные, иглокожие, пресмыкающие, ракообразные, птицы, паукообразные, млекопитающие, насекомые

Проверка

– В чём особенность позвоночных? (есть скелет)

2. Игра “Кто кем является”.

Слайд 4 .

Определи, к какому классу относится животное

Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.

III. Подготовка к изучению нового материала.

Проблемная ситуация.

Слайд 5

Перед вами группа животных.

(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ,ЗАЯЦ,ВОЛК). Назовите их. На какие группы вы их можете разделить?

(Хищные и растительноядные) Почему?

– Назовите, какие животные растительноядные.

– Назовите хищных животных?

IV. Постановка учебной задачи.

– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

(По способу питания)

V. Открытие новых знаний.

Слайд 6 .

Тема нашего урока

Кто что ест

Мы уже вспомнили две группы животных, которые можно выделить среди животных, если рассматривать, кто что ест.

Слайд 7.

Это – хищные и растительноядные, но у нас в схеме ещё две стрелки, значит, есть ещё группы. Наша задача сейчас их узнать.

Отгадайте загадку:

Слайд 8.

1. Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берёт,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь –….(медведь).

– Чем питается медведь? (Сообщение детей)

Медведь- хищник, и часто опасный хищник. Он может напасть на корову и даже лося. Но охотится на большого зверя он не часто. Он ест грызунов, птичек, лягушек, рыбу. Очень любит мёд. И все таки главная еда медведя – растения. Медведь ест голубику, малину, клюкву, грибы.

Можно назвать медведя хищником? А растительноядным? (он ест всё) Значит всеядный.

Слайд 9.

2.Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж)

Проснувшись весной, еж активно поедает насекомых, ловит лягушек. Ежи поедают массу всяких вредных для леса и садов насекомых и слизней. Сюда же можно отнести и уничтожение в лесу гнёзд вместе с выводком грызунов, вредных сельскому хозяйству. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюки на него не действует.

– К какой группе животных отнесём ежа?

Слайд 10.

3 Это что за малышок
Взял стиральный порошок,
Постирал себе штанишки,
Маме шарф, братишке книжки,
Папе шляпу и тетрадь,
А потом улёгся спать
В спальне прямо на комод?
Кто же это? – Наш енот!

– Чем питается? (сообщение детей)

Енот в болотах и озерцах «удит» лягушек, рыб, рачков. Если повезет, с удовольствием съест пойманную мышку или детеныша ондатры. Змеи, жуки, ящерицы – все они лакомый кусочек для енота. Растительная пища – тоже неотъемлемая часть рациона животного. Это всевозможные фрукты, ягоды, орехи, коренья. Именно корешки енот находит в земле.

Слайд 11.

К какому выводу можно прийти о особенностях их питания? (они всеядные)

Рассмотрим следующую группу животных. Кто это?

Слайд 12.

(дятел, кукушка, стрекоза.)

– Что общего в их питании? (насекомыми)

– Кто догадался. Как называется эта группа животных? (насекомоядные)

Слайд 13.

– Я хочу вас познакомить ещё с одним насекомоядным животным. Это выхухоль, его ещё называют водяным кротом. Остаётся их в России совсем немного. Можно их встретить в бассейнах рек Волги, Дона, Урала.

Итак, какие ещё две группы животных по способу питания мы выдели?

Слайд 14.

VI. Закрепление

Слайд 15.

Работа в рабочей тетради с. 45 Задание № 1. Выполнить тест.

Растительноядные – 4, 5, 7.
Хищные – 3, 8.
Насекомоядные – 1,2,9.
Всеядные – 6,10.

Проверка.

VII. Динамическая пауза.

VIII. Знакомство с понятием “цепи питания”

– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, а кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? Расскажите, опираясь на таблицу.

Слайд 16

(Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворенные в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.)

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Слайд 17.

2 звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

Слайд 17.

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

– Как вы думаете, почему?

Слайд 17.

IX. Закрепление

Слайд 18.

Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).

А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

Проверка

Все готовые цепи развешиваются на доске.

Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.

Слайды 19-23.

– Мы составили несколько пищевых цепей

– С чего начинается каждая из них? (растения)

– Последнее звено? (хищные)

Расшифруйте цепь взаимосвязи.

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

Слайд 24.

Расшифруйте цепь взаимосвязи.

2. Работа с учебником

Слайд 25.

Прочитайте в учебнике статью «Кто как приспособлен» страница 97.

Беседа по содержанию статьи

Как приспособились хищники к добыванию пищи?

(Лиса – тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова – мягкое оперение делает полёт бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)

Как приспособились животные защищаться от хищников?

(Заяц – быстрые ноги, цвет шубки (зимой белый, летом – серый). У ежа иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. Кузнечик – зелёный цвет. У божьей коровки – едкая кровь)

X. Решение экологических задач .

Слайд 26.

Проблемная ситуация.

Ребята, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?

Дети обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не выйдут на нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не кончается запас минеральных солей.

Вот мы и подошли к последнему звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа.

С чего начинается пищевая цепочка? (С растения.)

Чем она заканчивается?(Грибами и бактериями.)

Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.

Слайд 27.

Например, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)

Правильно, ребята! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

2. Задание: Слайд 28.

В один из детских лагерей в субботу и воскресенье, как принято везде приезжали родители. Дети встречали их букетами полевых цветов. А в лагере 700 детей. Это значит, что собирали 700 букетов в неделю. Последствия сказались очень скоро. Какие?

3. Задание: Слайд 29.

Имеются сведения, что царь Петр I запретил звонить в колокола во время нереста лещей. Это вызвало недовольство духовенства. Какими соображениями руководствовался Петр I.

4. Задание: Слайд 30.

Послушайте то что произошло в Китае.

Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.

Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:

Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.

Какая цепь питания в Китае была нарушена?

(Пшеница – насекомые – воробьи.)

XI. Итог занятия. Обобщение по теме.

На какие группы делятся животные в зависимости от их питания?

(Животные делятся на растительноядных, насекомоядных, всеядных и хищников)

Слайд 31.

Прочитайте стихотворение Б Заходера «Все-все на свете нужны»

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников - злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки!
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.

Ко всему, что цветет, растет, движется, нужно относиться уважительно. Надо помнить, что летящая божья коровка и ползающая гусеница спешат по своим важным делам. И эти дела важны не только для них но и для жизни всей нашей планеты.

ХII. Домашнее задание

Кроме зверей и птиц в лесу обитают и другие животные – ящерицы, змеи, насекомые. Вот о них вы подготовите на следующий урок свои сообщения и прочитаете по учебнику статью «Доброе слово о хищниках».

Список использованной литературы:

Программа УМК Школа России, окружающий мир 3 класс http://shoolguide.ru/index.php/progs/shool-russia2011.html

Плешаков А.А.Учебник. Окружающий мир. 3 класс.

Энциклопедия для детей. Все о животных от А до Я.

Технологическая карта урока

по предмету «Окружающий мир»

3 класс

УМК «Школа России»

Учитель: Моисеева Александра Григорьевна

Тема: «Кто что ест?»

Урок открытия нового знания

Целевые установки урока (планируемые результаты обучающихся):

Предметные результаты:

    знать особенности питания разных животных;

    знать, что такое цепи питания.

Метапредметные результаты:

    принимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

    уметь классифицировать животных по типу питания;

    уметь моделировать цепи питания;

    обнаруживать признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов;

    использовать разные источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные результаты:

    осознавать важность взаимосвязи в живой природе;

    осознавать роль хищников в природе;

    осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Этап урока

/учебная ситуация

Взаимодействие в образовательном процессе

Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению

Действия педагога

Действия обучающегося

Организует ситуации решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов

Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Вы тихонько все сидите,

За всем внимательно следите

Когда вопрос задам вам я,

Вы будьте сдержаны, друзья,

Сначала руку поднимите

Потом уж смело говорите.

Эпиграф к уроку:

Все-все на свете,

На свете все нужны

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед

И кто делает яд! (Б. заходер)

Приветствие.

Настрой на урок.

2. Актуализация знаний

На слайде вы видите некоторых представителей животного мира.

Кто сможет рассказать о каждом по плану?

Обратите особое внимание на четвертый вопрос плана.

Ответы детей.

Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.

Вторая группа детей заполняют таблицы. Взаимопроверка.

3. Мотивация учебной деятельности

Чтение сказки Н. Сладкова «Загадочный зверь»

Животные в разных условиях могут питаться разными вещами.

Значит тема нашего урока: «Кто что ест?»

Кто? – это животные, что ест? – тип питания.

Молодцы, спасибо. Вы помогли мне сформулировать тему.

А какова же цель урока? Помогите мне ее назвать. Молодцы. Давайте обратимся к учебнику на с.94 и попробуем вместе найти в нем, на какие группы животные делятся по типу питания.

Прослушивание сказки

Делают вывод

Мы узнаем, какие есть животные по типу питания,

Выбирают нужные формулировки

4. Открытие детьми нового знания

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Попробуйте сделать открытие нового знания сами.

Какие группы животных по типу питания у вас получились?

Объясните свой ответ.

На слайде таблица

Приведите примеры разных групп.

(Записываю)

(Побуждаю детей назвать примеры животных всех групп)

Попробуем определить, с чего должна начинаться цепь питания, кто должен её продолжить.

Попробуйте составить схему, используя опорные слова:

На слайде

Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, растения.

Прочитайте на с. 94-95 текст о цепях питания. Правильно ли мы сделали вывод – с чего начинаются цепи питания.

Давайте вместе составим цепи питания. Я вам предлагаю такие звенья: в лесу растут

В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина – заяц – волк.

Читают.

.

Пробуют назвать животных разных групп по типу питания

Растительноядные, хищники, насекомоядные, всеядные

Дети называют

Растениями и другими животными

они связаны между собой в цепи питания

Узнать, что такое цепи питания

Составлять цепи питания

Чтобы обнаруживать и моделировать взаимосвязи в живой природе

Выполняют задание № 1 стр. 55 рабочей тетради

Уч-ся приходят к выводу: Растения – первое звено в цепи питания, т.к. только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Растениями питаются растительноядные животные. Растительноядными питаются насекомоядные и хищники.

физкультминутка

Повторяют движения.

Выполняют задания № 3, 4 в рабочей тетради стр. 56 составляют цепи питания. Взаимопроверка.

Как животные приспособлены к добыванию пищи? Как они спасаются от хищников?

На слайде фото

Лисы

Совы

Зайца

Ящерица

Кузнечик

Божья коровка

Читают статью « Кто как приспособлен» стр. 95 учебника

Мягкие лапы, хороший слух

Большие глаза, мягкое оперение, когти,

Быстро бегает, окраска меха

Оставляет хвост

Зеленый цвет

Цвет опасности, едкая кровь

6. Рефлексия деятельности

Д/З

Ребята, как вы считаете, нужно ли уничтожать хищников? И почему? Прочитайте и докажите.

Что нового узнали?

Мы смогли….

Чего хотелось бы узнать больше…

Молодцы. Я вас поздравляю.

Какие результаты получились?

Что не получилось, над чем еще нужно работать?

По выбору зад № 1 в учебнике стр. 97

Или зад. № 2 и 5 в рабочей тетради

Берегите эту землю. Эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

Ответы детей.

Оценивают себя

Заслушиваю детей по самооценке.



МКОУ «Атагайская СОШ»

Учитель: Голенко А.О.

Тема урока : Кто что ест?

Цели:

Образовательная: способствовать формированию умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.

Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты

1) классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных групп;

2) формирование умения характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать их;

3) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

4) развитие умения уч-ся делать выводы по изученному материалу

Метапредметные результаты

1)развитие умения работать с информацией; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделения лишнего;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

3) формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога, а также в группах в режиме интерактивного обучения;

4)осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные результаты

1) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2) развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

3) формирование собственного отношения к миру природы и поведения в нём.

Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Поприветствуйте добрыми улыбками друг другу. С хорошим настроением начинаем наш урок.

О чём пойдёт разговор? Чтобы это узнать разгадайте кроссворд.

1) Глазищи, усищи,
Хвостище, ногтищи,
А моется всех чище. (Кот.)

2) Что за коняшки На всех тельняшки. (Зебры.)

3) Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака.)

4) Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями-

Листьями деревьев.(жираф)

5) Кто зимой холодной

Бродит в лесу

Злой, голодный? (волк)

6) Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

7) Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто ж это?... (лиса)

8) Кто один имеет рог?

Отгадайте!...(носорог)

Какое слово получилось в выделенной строке?(животные)

Так о ком же пойдет речь на уроке?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Разгадывают кроссворд

Сегодня мы будем говорить о животных.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Познавательные УУД: развитие операций мышления

Личностные УУД: учебно-познавательная мотивация

А мне хочется узнать, о чем мы говорили на прошлом уроке, что нового узнали и чем занимались. Попрошу вас разделиться на 4 группы и выполнить полученные задания

1) - Закончи предложения:

А) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются …………(дикими)

Б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются ………..(домашними )

2) Из перечисленных названий животных выдели группы:

Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка .

3) Соедини стрелками названия животных с названием группы:

КОРОВА ЗЕМНОВОДНЫЕ

КУРЫ НАСЕКОМЫЕ

ЖАБА МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

ПЧЁЛЫ ПТИЦЫ

4) Приведи по 2-3 примера групп животных:

МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ -

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ -

РАКООБРАЗНЫЕ -

Спасибо за ответы. Демонстрация видеоролика «Разнообразие животных»

Как вы считаете, нужно ли еще что-то узнать про животных?

Ребята, перечислите признаки живых организмов. Спасибо.

Тема предыдущего урока: «Разнообразие животных»

Ответы детей.

Смотрят видеоролик.

Живые организмы дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.

1.3. Создание проблемной ситуации

Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Познавательные УУД: развитие операций мышления

Как вы считаете, что необходимо для роста и развития животного?

Как вы думаете, какова тема урока?

Как ответим на вопрос «Кто?»? а на вопрос «Что ест?»?

Правильно.

Для роста и развития животного нужно питание

Ответы детей.

Кто? – это животные, а Что ест? – тип питания.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Регулятивные УУД: умение ставить и принимать учебную задачу

Познавательные УУД: (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение

Кто? – это животные, что ест? – тип питания.

Молодцы, спасибо. А какова же цель урока? Помогите мне ее назвать.

Обратимся к содержанию раздела «Эта удивительная природа» на с.35 учебника и попробуем вместе найти на нем, чему же мы будем учиться на данном уроке.

Мы узнаем, какие есть животные по типу питания.

Выбирают нужные формулировки

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Познавательные УУД: (логические) классификация объектов

Коммуникативные УУД: умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Познавательные УУД: (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания

Познавательные УУД: (общеучебные) подведение под понятие; классификация объектов, моделирование

Познавательные УУД: (общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение, моделирование

Коммуникативные УУД: аргументация своей позиции и координация её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

1) Назовите животных.

(Выставляю картинки с изображениями животных)

Медведь, заяц, волк, синица.

Как вы думаете, чем питаются эти животные?

Получилось, что разные животные питаются разной пищей. Определите, какой пищей могут питаться животные?

Узнаете ли вы этих животных? (заяц, лось)

– Почему их объединили в одну группу? (питаются растительностью)

Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными.

– Назовите этих животных. (воробей, скворец)

– Почему эти животные оказались в одной группе? (питаются насекомыми)

– Как можно назвать их одним словом? (насекомоядные)

– Назовите этих животных. (лев, волк)

– На какую добычу охотятся эти животные? (на других животных)

– Как называют этих животных? (хищники)

– А узнаете этого животного? (медведь)

– Чем он питается?

– Как вы думаете, к какой группе он относится? (всеядные)

– С какими группами животных по способу питания мы познакомились?

На парте лежит схема.

Приведите примеры разных групп.

(Записывают)

(Побуждаю детей назвать примеры животных всех групп)

2) Работа с учебником.

Подтвердите свое предположение текстом учебника на с.94

Ребята, чем же питаются животные?

Поэтому….Закончите мысль.

Какова задача на данном этапе урока? Чему вы должны научиться?

А зачем вам нужно это уметь?

С чего должна начинаться цепь питания

и кто должен её продолжить?

Расположите правильно опорные слова:

На доске:

Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, растения.

(На доску выносятся варианты, предложенные учениками. Идёт их обсуждение)

Прочитайте на с. 94-95 текст о цепях питания. Правильно ли мы определили – с чего начинаются цепи питания.

Читают названия животных.

Рассказы детей

Медведь ест и животную (муравьи, черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики), и растительную пищу (желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений)

Заяц ест травы, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев.

Волк – бобр, кролик, мышь, птицу. Стая – лось или баран. Их называют санитарами леса, они ловят больных, старых и неопытных животных.

Синица ловит на лету насекомых.

Животные могут питаться растениями, животными, насекомыми, а некоторые - животными и растениями.

Растительноядные

Насекомоядные

Остались животные, которые питаются и растениями, и животными

Всеядные

Растительноядные, хищники, насекомоядные, всеядные

Дети называют

Животные питаются растениями и другими животными

…они связаны между собой в цепи питания

Узнать, что такое цепи питания

Составлять цепи питания

Чтобы обнаруживать и моделировать взаимосвязи в живой природе

Учащиеся приходят к выводу: Растения – первое звено в цепи питания, т.к. только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Растениями питаются растительноядные животные. Растительноядными питаются насекомоядные и хищники.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Регулятивные УУД: умение адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; умение оценивать правильность выполнения действия

Коммуникативные УУД: готовность принимать различные точки зрения; умение формулировать своё собственное мнение

Познавательные УУД: (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

(общеучебные) работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение

Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Составим цепи питания. Я вам предлагаю такие звенья: лось, осина, волк.

На доске: осина-лось-волк (запишу)

А теперь составьте цепь питания лягушки, правильно расположив картинки.

(выставляю слова хаотично)

Прочитайте текст в учебнике на с.95 «Кто как приспособлен» и найдите примеры приспособленности животных.

Проанализируйте информацию о питании. Назовите группы животных. Закрасьте кружок.

№4 (с.44). Составьте цепи питания, работая в паре. Проверьте друг друга.

Выполняют движения.

Фронтальная работа.

По желанию выходит к доске и правильно составляет цепь

Работа в паре. Взаимопроверка.

Работают в паре. Взаимопроверка

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Познавательные УУД: (общеучебные) владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

Личностные УУД: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности

Коммуникативные УУД: умение и готовность вести диалог, вести дискуссию, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

№3, ТПО. Найдите приложение. Вырежьте и наклейте рисунки на месте пропусков.

Найдите в учебнике на с.164 задание №8 из раздела «Проверь себя» и выполните его.

Работа в паре с взаимопроверкой.

Индивидуальная работа.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Личностные УУД: осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов

Ребята, как вы считаете, нужно ли уничтожать хищников? Прочитайте и докажите.

Что нового узнали?

Какие есть группы животных по типу питания?

Как связаны животные между собой?

Чему научились?

Давайте проверим свои знания с помощью теста.

Какие результаты получились?

Что не получилось, над чем еще нужно работать?

Ответы детей.

С.97, читают, подтверждают ответы текстом.

Называют.

Животные связаны между собой питанием

Мы научились составлять цепи питания.

Проводится тест – презентация (приложение)

Ответы детей

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащегося того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Ребята, кто поставил смайлик во всех колонках?

Знаю особенности питания животных

Знаю, что такое цепи питания

Умею моделировать цепи питания


- Урок окончен. Спасибо за работу.

ТПО, с.44 №3,с.46 №6.

Рисуют смайлики в колонках таблицы.

Оценивают себя

Приложение

Тема: Кто что ест? 3 класс (Окружающий мир) ноябрь

Цели:

1. Познакомить с классификацией животных по типу питания, со способами приспособления.

2. Развивать умения ставить учебную задачу, самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Оборудование:

Таблички с названиями групп, карточки с заданиями для групп, 3 пакетика с запахами для игры «Лиса и мыши», сигнальные карточки с названиями групп животных по способу питания, маски животных – лисы, волка, зайца, рисунки с изображением листьев деревьев и коры, компьютер.

Ход урока.

1. Оргмомент

2. Самоопределение деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность

Ребята, сейчас у нас с урок окружающего мира. С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

Верно! Мы продолжим тему «Животные» и сегодня узнаем что-то новое о них. Отгадайте загадку:

Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк) Что говорится о волке в загадке?

Предположите о чём мы будем говорить на уроке. (О том, чем животные питаются и как к этому приспособлены.)

3. Актуализация знаний.

Цель: воспроизведение ЗУН, необходимых, для переноса старого способа деятельности в новые условия. Активизирование мыслительного процесса.

На какие группы разделили учёные зоологи всех представителей царства животных?

Каждая группа получила изображения животных. Вы сейчас должны рассказать о них по плану

1. К какой группе животных относится, почему?

2. Где живёт?

3. Чем питается?

4. Назовите животных, которые относятся к этой

4. Постановка учебной задачи.

Цель: выявить цель, задачи урока.

Сегодня мы подробнее рассмотрим особенности жизни животных и познакомимся с другими классификациями.

Классификация животных по способу питания!

5. Работа по теме урока

Верно! Живут коалы в эвкалиптовых лесах Австралии. Они не могут, есть ничего кроме листьев эвкалипта.

Какие животные также питаются только растительной пищей?

Как вы думаете, как можно назвать животных питающихся только растительной пищей?

Верно! Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядными.

Обратите внимание на это животное. Кто изображён?

Верно! Жабы питаются насекомыми и их личинками, которых они ловят или в воздухе, или на поверхности почвы.

Какие животные также питаются только насекомыми?

Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только насекомыми?

Верно! Животных, которые питаются только насекомыми, называ-

ют насекомоядными .

Обратите внимание на это животное. Кто изображён?

Верно! Рысь- свирепый хищник. Она охотится на зайцев, лисиц, крупных птиц, копытных. Добычу подкарауливает в засаде около троп и водопоев.

Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных?

Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся другими животными?

Верно! Животных, таких животных называют – хищники.

Скажите, а чем питаются эти животные?

Верно! В темное время суток ёж охотится на насекомых, мышей, лягушек, а также может полакомиться грибами, ягодами или стащить с огорода какой-нибудь овощ.

Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных и едят растительную пищу?

Как вы думаете, как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?

Верно! Животных, таких животных называют – всеядные.

На экране слайд с классификацией животных по способу питания!

Первичное закрепление –рефлексия.

Игра «Будь внимательный»

Учитель называет животное.

Учащиеся поднимают соответствующую названию группы карточку.

2) Цепь питания.

Цель: дать понятие цепи питания.

Все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны в цепи питания.

Цепь питания - связь нескольких видов организмов.

В самом начале цепочки находятся растения, так как усваивают питательные вещества непосредственно из неживой природы.

Растениями питаются растительноядные животные. Это второе звено в цепи питания.

Третье звено- насекомоядные или хищники.

Посмотрите, вот пример цепи питания.

Осина зайцы волки

6. Первичное закрепление –рефлексия . Игра «Составь цепь питания»

Попробуйте сами составить две цепи питания из данных представителей растительного и животного мира.

7. Физкультминунка «ЁЖИКИ»

8. Продолжение работы по теме урока

Как животные приспособились добывать себе пищу, а также защищаться от хищников

Как вы думаете, как животные приспособились добывать себе пищу, почему одни животные могут, есть растительную пищу, а другие нет, а также защищаться от хищников?

    (Выступление 1 ученика, выполнившего исследование.)

Однажды я с отцом отправился в лес. Я стал собирать шишки, валяющиеся внизу, присмотрелся и заметил, что они уже обработаны какими - то зверьками и имеют разный внешний вид.

Отец мне сказал, что это так разные животные приспособились объедать шишки.

Тогда я решил провести исследование и поставил перед собой задачу: выяснить почему одни и те же шишки- еловые, сосновые, кедровые выглядят по– разному, после того, как ими полакомились разные животные.

И какие животные придают им такой внешний вид.

Я предположил, что это может быть из-за того, что животные, питающиеся их семенами, имеют разное строение тела.

Чтобы решить поставленную задачу, я

читал различные энциклопедии,

книги о растениях и животных,

расспросил родителей, что они знают по этому вопросу.

Изучив всю информацию, я узнал, что обработанные белкой шишки выглядят, как пустой стержень с небольшим количеством неотделённых чешуек на верху. Это происходит потому, что сорвав шишку белка поворачивает её лапками, обгрызает чешуйки и выбирает из-под них семена.

Почти также выглядят шишки после бурундука, только он отгрызает чешуйки не так близко к стержню. Поэтому стержень более толстый, с более длинными остатками чешуи.

Шишки, обработанные дятлом, можно узнать по отогнутым или оттопыренным чешуйкам. Сорвав с дерева шишку, дятел летит к своей кузнице- щели в стволе дерева, втискивает туда шишку вершиной вверх, ударами клюва отгибает чешуйки, вынимает семена.

Обработанная клестом шишка отличается тем, что в ней остается много неотогнутой чешуи и невынутых семян. Причем на сорванной клестом шишке остаются зелёные веточки, так как птица срывает их неаккуратно, не так как делает это дятел и белка.

Рассмотрев внимательно изображения данных птиц и зверей в энциклопедии, я понял, почему одни и те же шишки выглядят по –разному, после того, как ими полакомились разные животные. Сейчас я прелагаю задание на карточках, выполняя которое и вы, ребята, придете к тому выводу, к которому пришёл я, проводя своё исследование.

Вывод: животным помогает добывать себе пищу строение их тела.

Что говорить, каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.

    (Выступление 2 ученика, выполнившего исследование.)

Однажды я стал свидетелем того, как моя кошка охотится за мышью, которая ничего не подозревая грызла корку хлеба. Я стал следить, поймает она мышку и как это произойдет. Я видел, что кошка притаилась, навострила уши и тихонько и осторожно стала подбираться к мышке. Потом она резко прыгнула, и мышка оказалась у неё в зубах. Я понял, что моей кошке, как и другим хищникам в природе помогают охотиться тихие шаги, прекрасный слух и нюх, острые зубы. А как приспособлены защищаться те животные, которые могут стать их добычей?

Тогда я поставил пред собой

задачу выяснить, как приспособлены животные к тому, чтобы защищаться от врагов.

Я предположил, что в этом им может помогать строение их тела.

Чтобы это выяснить я

читал различные энциклопедии,

книги о животных,

использовал информацию в Интернете,

расспросил деда, который в прошлом был охотник и любил охотиться на зайцев.

Я выяснил, что зайцу помогают, во-первых, его окрас: зимой белый, маскирующий его под снег, а летом серый маскирующий его в пестроте леса. Во-вторых, у зайца быстрые ноги, его трудно догнать. Также заяц любит путать свои следы, чтобы хищник, разыскивая его по запаху, был сбит с толку. В-третьих, зайчата рождаются без запаха, то есть хищник, вынюхивая себе добычу, их уже не найдет.

9. Самостоятельная работа

Как приспособились к защите от врагов другие животные, вы узнаете, выполнив мои задания на карточках.

Вывод : все животные приспособились выживать в окружающем их мире – им помогает строение их тела.

10. Рефлексия деятельности.

Цель: провести рефлексию деятельности всего класса.

Итак, давайте подведём итоги всего, о чём мы говорили сегодня на уроке.

1. Мы познакомились с новой классификацией животных по … (типу питания).

2. Узнали, что по типу питания животные делятся на ….

Растительноядных.

Насекомоядных

Хищников

Всеядных

3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились… (добывать себе пищу и спасаться от врагов).

4. А помогает им в этом … (строение их тела).

11. Итог урока.

Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал…Было интересно…и т.д

__________________________________________________________________

Карточки 2 выступающего ученика

1 карточка

Раскрась животных и подумай,

как их окрас помогает им выжить в природе.

2 карточка

Помогите животным «отыскать» их части тел, дорисуйте недостающие. Можно ли определить, как животные приспособились спасаться от врагов?

Карточки 1 выступающего ученика

1 карточка

Помогите птицам «отыскать» их ноги. Карандашом соедините ноги и изображение птицы. Можно ли определить по ногам, как птицы приспособились к добыванию пищи?

2 карточка

Помогите животным «отыскать» их части тел. Можно ли определить, как животные приспособились к добыванию пищи?

Список использованной литературы :

Программа УМК Школа России, окружающий мир 3 класс http://shoolguide.ru/index.php/progs/shool-russia2011.html

Плешаков А.А.Учебник. Окружающий мир. 3 класс.

Энциклопедия для детей. Все о животных от А до Я. http://www.razum.ru/5209-jenciklopedija-dlja-detejj.-vse-o-zhivotnykh.-ot.html

Источники заимствования картинок: http://www.google.ru/imghp