Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания в предложениях

1. Вводные слова и вводные предложения выделяются запятыми: 1) Конечно, не один Евгений смятенье Та­ни видеть мог. (П.); 2) В усадьбе, вероятно, все ещё спа­ли. (Т.); 3) Мы с вами попутчики, кажется? (Л.); 4) Вы, я вижу, любите природу. (Т.); 5) Берег, как я уже ска­зал, был низкий, песчаный. (Аре.)

2. Вставные конструкции, имеющие характер дополни­тельных замечаний или пояснений к высказываемой мыс­ли, выделяются скобками или, реже, тире: 1) Фролов простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком) направился к Смольному. (Н. Ник.); 2) Дубечня - так называлась наша первая станция - находилась в семнадцати верстах от горо­да. (Ч.)

3. Вводные слова выражают различное отношение гово­рящего к тому, о чём он сообщает. Чаще всего в качестве вводных слов употребляются следующие:

а) для выражения уверенности: безусловно, без со­
мнения, бесспорно, в самом деле, действительно, естест­венно, конечно, несомненно, правда, разумеется;

б) для выражения неуверенности: вероятно, види­мо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей
вероятности;

в) для выражения того или иного чувства: к досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к сча­стью, к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго;

г) для указания на источник того или иного сообще­ния, для названия того, кому оно принадлежит: говорят,по-моему, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по чье­му-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд, помнится;

д) для указания на последовательность явлений,на связь между ними: во-первых, во-вторых, в-третьих,наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, на­против, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с дру­гой стороны, например, в частности, скажем, стало быть.

Примечание. Вводные слова могут также: 1) указывать на способ выражения, оформления мыслей: одним сло­вом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, например: У нас весна, солныш­ко греет. Одним словом, жизнь расцветает. (Н. О.); 2) слу­жить для привлечения внимания читателей или слушате­лей: видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, пред­ставьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь, например: Где же это, позвольте, было? (Павл.)

Многие из перечисленных выше слов могут выступать и в роли членов предложения. В этом случае они, естествен­но, запятыми не выделяются, например: 1) Поезд мчит меня к счастью. (Пауст.) Но: К счастью, на всём своём протяжении река имеет большую глубину. (Прж.);

2) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Поел.) Но: Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попа­дал. (П.) Ср. также: Мы не надеялись никогда более встре­титься, однако встретились. (Л.) {Однако - противи­тельный союз.) Вскоре, однако, недоумение наше рассея­лось. (Кор.) (Однако - вводное слово.)

Упражнение 19 .

I. Прочитайте и укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где - вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчёркивая вводные слова; укажите их значение (устно).

1) Упражнение должно быть выполнено чисто и акку­ратно. - Ученик должно быть торопился и не продумал за­дания до конца. 2) В результате быстрого таяния снега воз­можно наводнение. - В мае возможно будут заморозки.

3) Удостоверение, выданное дирекцией, действительно до конца года. - Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода. 4) Решение по делу было совер­шенно очевидно . - Поезд очевидно немного запаздывает.5) Мы с товарищем обо всём договорились, но он неожи­
данно поступил совсем наоборот. - Проигрыш не обеску­
ражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно. 6) Что значит твоё молчание? -Значит ты приедешь ко мне вечером?

II. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в

другом - вводным словом.

По-моему, к несчастью, скажем, вероятно.

Упражнение 20 .

Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие вводные слова. Они должны иметь следующие значения: а) выра­жать чувство говорящего; б) высказывать его уверенность или
неуверенность, предположение; в) обозначать, кому принадле­жат сообщения; г) указывать последовательность мыслей, связь между ними.

а) 1) ... частые и сильные дожди мешали успешному хо­
ду путешествия. 2) Погода... всё же скоро улучшилась.

б) 1) Лицо Ноздрёва... уже сколько-нибудь знакомо чи­
тателю. 2) В шашки играл Ноздрёв... не совсем безгрешно.

в) 1) ... мы давно должны были уже прийти в деревню, но
её всё не было видно. 2) Виды на урожай... очень хорошие.

г) 1) Когда делаешь утреннюю зарядку, необходи­
мо... предварительно хорошо проветрить комнату, ... во
время упражнений соблюдать правильное дыхание, ... по
окончании зарядки обтереться до пояса холодной водой.

2) Утренняя гимнастика благотворно действует на орга­низм человека. ... ею надо обязательно заниматься.

3) Хорь был человек положительный, практический, ад­министративная голова, рационалист, Калиныч... принад­лежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторжен­ных и мечтательных. 4) Он не рассердился, а... рассмеял­ся. 5) Мы всё подготовили к походу и... завтра отправляемся в путь.

Упражнение 21 .

Спишите, расставляя знаки препинания; вводные слова и
вставные конструкции подчеркните.

I. 1) Лошади сани деревья бык привязанный к столбу всё было бело и казалось мягким пушистым. (Ч.) 2) И плет­ни и белевшая на дворах скотина и крыши домов всё каза­лось спало здоровым тихим трудовым сном. (Л. Т.) 3) Ру­жья пробывшие двое суток на морозе и вероятно густо сма­занные маслом дали осечки. (Аре.) 4) На такой ясный и убедительный довод отвечать разумеется было нечего. (Т.) 5) У самого края воды лежала какая-то большая тёмная масса... Несомненно это был морской зверь выброшенный волнами на берег. (Аре.) 6) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу... (Аре.) 7) К несча­стью частые и сильные дожди мешали успешному ходу пу­тешествия. (Прж.) 8) Сквозь отверстие виднелась часть ни­зенького домика с двумя к удивлению моему освещенными окнами. (Т.) 9) Самое лучшее время для ловли неводом бы­вает по рассказам крестьян весной и осенью. (Прж.) 10) Итак два почтенных мужа честь и украшение Мирго­рода поссорились между собой. (Г.) 11) Он [Овсянников] например не любил рессорных экипажей. (Т.) 12) Цель на­шей дискуссии во-первых ознакомить писателей с новыми требованиями миллионов читателей во-вторых расширить и углубить тематику искусства в-третьих направить неко­торых товарищей на широкую дорогу. (А. Н. Т.) 13) Опе­кушин был выходцем из простого народа, сперва самоучка затем признанный художник и наконец академик. (Тел.) 14) Князь Василий говорил всегда лениво как актёр гово­рит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер напротив не­смотря на свои сорок лет была преисполнена оживления и порывов. (Л. Т.) 15) Нрава она была весьма смирного или лучше сказать запуганного. (Т.)

II. 1) Так вот как высказано выше с годами важен я не стал. (Твард.) 2) Осмотревшись я пошёл как мне казалось прямо к морю но на пути встретил лесное болото заваленное колодником. (Аре.) 3) Проводив жениха Надя пошла к себе наверх где жила с матерью нижний этаж занимала бабушка. (Ч.) 4) Дмитрий так звали моего соседа был мало заметен в классе. (А. Г.) 5) Однажды наступил уже май но никто ка­жется не заметил тогда ни ледохода на Москве-реке ни цвету­щей черёмухи я стоял в толпе у памятника. (Пауст.) 6) Муж­ское население станицы живёт в походах и на кордонах или постах как называют казаки. (Л. Т.) 7) Овсянников полетел в овраг вместе с беговыми дрожками мальчиком сидевшим сзади и лошадью. К счастью на дне оврага грудами лежал песок. (Т.) 8) Мне помогал маляр или как он сам называл себя подрядчик малярных работ. (Ч.) 9) Однажды было это в конце мая мы сидели на крыльце и ожидали ужина. (Ч.) 10) Хотя для настоящего охотника дикая утка не представ­ляет ничего особенно пленительного но за неимением пока другой дичи дело было в начале сентября: вальдшнепы ещё не прилетали а бегать по полям за куропатками мне надоело я послушался моего охотника и отправился в Льгов. (Т.)

III. 1) Итак я в Ялте. Теперь вечер. Ветер дует как в четвёртом акте Чайки но ко мне никто не приходит а на­против я сам должен буду уйти после десяти надевши шу­бу. (Ч.) 2) Он предчувствовал что князь Андрей одним сло­вом одним аргументом уронит всё его умение. (Л. Т.) 3) Одним словом у этого человека [Беликова] наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой создать себе так сказать футляр который уеди­нил бы его защитил бы от внешних влияний. (Ч.) 4) Рыба­чьи лодки с трудом отмечаемые глазом такими они каза­лись маленькими дремали в морской глади недалеко от до­му. (Купр.) 5) Сторожка лесника как успел заметить Николай Николаевич была поставлена на сваях так что ме­жду её полом и землёю оставалось свободное пространство. (Купр.) 6) Многие разумеют у нас ещё до сих пор под сло­вом «литература» повести романы стихи словом беллетри­стику. (Гонч.) 7) Эти господа [дипломаты] по видимому охотно как своего честь которую они делали немногим при­няли в свой круг князя Андрея. (Л. Т.)

Упражнение 22

Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните ввод­ные слова и определите их значение. Составьте схему первого предложения.

Семья Туркиных

Когда в губернском городе С. пр..езжие жаловались на скуку и однообразие жизни то местные жители как бы оправдываясь говорили что напротив в С. очень хорошо что в С. библиотека театр клуб бывают балы что наконец есть умные интересные пр..ятные семьи с которыми можно за­вести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образова..ую и талантливую.

Эта семья жила на главной улице возле губернатора в собственном доме. Сам Туркин Иван Петрович полный кра­сивый брюнет с бакенами устраивал любительские сп..ктак-ли с благотворительной целью сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много ан..кдотов ш..рад поговорок любил шутить и острить и всегда у него было такое выражение что нельзя было понять, шутит он или говорит серьёзно. Жена его Вера Иосифовна худощавая

миловидная дама в пенсне писала повести и романы и охот­но читала их вслух своим гостям. Дочь Екатерина Ивановна молодая девушка играла на роял.. . Одним словом у каждо­го члена семьи был какой-нибудь свой т..лант. (А. Чехов)

Упражнение 23

Прочитайте текст, определите его основную тему. Найдите
вводные слова, определите их значение и роль в тексте. Чем объ­яснить преобладание в тексте форм повелительного наклонения?Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.

При выборе темы сочинения старайтесь руководство­ваться (во)первых пониманием каждого слова в её назва­нии... (во)вторых знанием привлекаемого материала и (в)трет(?)их интересом к ней.

Прежде всего (не)торопитесь писать, сначала... проана­лизируйте тему. Сделать это значит вдумат(?)ся в каждое ее слово об(?)яснить своими словами каждое понятие.

Отб..рая (не)обходимый для сочинения материал постарай­тесь рассмотреть все факты в их взаимосвязи. Уточнив содер­жание избра..ой темы определите идеи сочинения сформу­лируйте ответ на проблему поставле..ую в теме. Четко сфор-мулирова..ая идея бесспорно поможет полно раскрыть тему.

Связь между частями сочинения разумеется не должна быть случайной. Во вступлении пишите только о том, что соответствует теме и идее сочинения. В заключительной части необходимо подвести итоги размышления над темой. (По Б. Орлову)

В погоне за благами цивилизации люди забывают, что наивысшая ценность на Земле. Предлагаем вам подборку красивых высказываний о природе, которые напомнят, что в жизни имеет настоящую ценность.Природа – это жизнь. В широком значении природа понимается ка все живое. В более узком она трактуется как загородная местность, отсюда и пошло выражение «поехать на природу». Несмотря на то, что человек каждую минуту находится в окружении природы, в городе связь с природой не чувствуется так, как в сельской местности.

Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. Человек не просто живет в среде природы, он регулярно пользуется ее ресурсами. Но, стремление к комфорту не только убивает любовь к природе, но и саму природу. Многие попросту считают, что природа во всем обязана человеку. Пользуясь природными ресурсами, нужно как минимум ценить их и по-человечески относиться к природе-матери. Любовь к природе нужно прививать с детства.

Природа по своей сути не предсказуема. Один день может подарить ласковое солнце, а другой принести разрушительную стихию. Еще древние мыслители заметили, что природа может мстить. Она дарит жизнь и в один мир может ее забрать.

Природа часто выполняет роль психолога и успокоительно. Ничто так не помогает разобраться в себе, как уединение с природой. Природа – это наиболее подходящее место для веселья и отдыха. Пикник в кругу семьи или друзей куда лучше, чем поход в кино или ресторан.

У природы всего четыре больших декорации — времена года, вечно одни и те же актеры — солнце, луна и прочие светила, зато она меняет зрителей (Ривароль).

Зрителей она меняет для того, чтобы ее было кому ценить…

Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна (Ральф Эмерсон).

Жаль, что люди этого не замечают, вечно им то лужи мешают, то ветер сильный…

Природа всегда действует не спеша и по-своему экономно (Монтескье).

Зато люди всегда все делают в спешке и расточительствуют…

Лечит болезни врач, но излечивает природа (Гиппократ).

Излечивать ей помогает время…

Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей (Гёте).

Люди никогда не признают, что неправы, им легче во всем обвинить природу.

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром (Герцен).

Все самое ценное и дорогое дается нам даром, но мы привыкли ценить и замечать только то, что имеет цену, причем немалую…

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться (Леонардо да Винчи).

За это нужно благодарить природу, она никогда не дает останавливаться на достигнутом.

Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок (Ральф Эмерсон).

За свои промахи приходиться платить, цена за них — высока…

Городским жителям не жаль природу, так как им не жаль себя.

Дело даже не в том, что они не жалеют природу. они ее просто не замечают…

Человек может так надавить на природу, что она ошпарит его парниковым эффектом.

Природа обязательно отомстит за причиненную ей боль.

Человек труда выражает себя, преобразуя природу.

Трудолюбивый преобразует, а вот ленивый только разрушает.

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

Ум и здравый смысл помогут обрести и красоту, и мудрость, и счастье.

Ближе всех к природе рожающая женщина: она одной стороной даже сама природа, а с другой - сам человек.

Женщина — это продолжение природы, а значит — продолжение жизни.

Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.

Не любить природу невозможно, равнодушие к ней -признак бесчеловечности.

Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей, либо же рабом своей собственной подлости.

Мысли о собственной корысти приводят к разрушению природы.

По тому, как человек отдыхает на природе, сразу видно как природа отдохнула на нем…

Если природа не наделила кого-то человечностью. то этот кто-то так и будет себя вести себя как свинья.

Красивые цитаты про природу

Природа будит в нас потребность любви.

Красоты природы воодушевляют и открывают сердце для любви.

Природа - творец всех творцов.

Все в этом мире начинается с природы.

Розы прививают любовь к природе, а шипы - уважение.

Уважать природу учишься только тогда, когда она сама преподносит урок.

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни.

Сколько бы человек не пытался перепрыгнуть волю природы, он все равно будет там, где ему положено быть.

Природа - приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.

Верный учит людей жизни, но делает она это осторожно и ненавязчиво, поэтому все думают, что они сами учатся.

У природы чистое сердце.

Без греха в этом мире только природа.

Охранять природу - значит охранять Родину.

Это не значит, что за пределами Родины, уже ничего охранять не нужно…

Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры.

Пользоваться благами цивилизации может каждый, а вот видеть красоту природы дано не всем.

Подборка статусов про природу

Природа — это вторая любовница, которая утешает нас, когда изменяет первая.

В минуты предательства никто не способен утешить так, как природа.

Знание Законов природы не спасает от их воздействия.

Стихия непредсказуема, она неподвластна никаким законам.

Природу побеждают, только повинуясь ее законам.

Победа на природой состоит не в том, чтобы что-то превзойти, предотвратить или использовать, а в том, чтобы принять все таким, каким оно есть.

Природа - это бесконечная сфера, центр которой повсюду.

Природа окружает человека каждую секунду.

Природа не только всё, что видно глазу. Она также включает в себя внутреннюю фотографию души.

Природа сама создает душу человека, сама и заглядывает в нее.

Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

О человеке можно судить по его отношению к природе.

Чудеса - это не те события, которые происходят вопреки законам природы; мы так думаем потому, что на самом деле не знаем законов природы.

Природа — как и женщина, не подлежит никаким разгадкам.

В цикле природы не существуют ни победа, ни поражение: существует движение.

Даже когда нам кажется, что природа спит, она активно двигается вперед.

Природа и красота по своей сути едины. Природа радует глаз в любое время суток: можно бесконечно восхищаться тайной заката, магией ночи, свежестью рассвета и движением дня… Цените, любите и берегите природу!

14 июня 2015, 07:27

Привет! Меня зовут Easy_J, и я - ВанГогоголик.

Я безумно люблю Винсента! И надеюсь, здесь я в этом не одинока. Всем сплетницам-поклонницам творчества гения советую его биографию "Жажда жизни", написанную Ирвингом Стоуном. Еще я без ума от сборника писем Ван Гога к брату Тео. И если вы любите Винсента так же сильно, как люблю его я, и до сих пор не читали его писем, бегите в магазин за книжкой прямо сейчас. И, конечно, смотрите кино о нем. Есть несколько чудесных фильмов о жизни и творчестве Ван Гога, но, если честно, меня больше всего тронула знаменитая серия "Доктора Кто")) выдумка, но какая трогательная!

В общем, этот пост о нем, моем любимом Винсенте. Без биографии (см. Википедию, а лучше читайте Стоуна), только картины и цитаты.

Кто я в глазах большинства людей - ничтожество, чудак или просто неприятный человек - человек, который не имеет и никогда не будет иметь никакого положения в обществе; короче говоря, низший из низших. Хорошо, даже если они абсолютно правы, однажды я должен показать им своей работой, что этот чудак, это ничтожество, хранит в своем сердце.

Я вложил сердце и душу в свою работу, и потерял свой разум в процессе.

Я бы хотел только того, чтобы они приняли меня таким, какой я есть.

Иногда я думаю о том, что нет ничего более восхитительного, чем живопись.

Что за великая вещь тон и цвет, Тео! Как обездолен в жизни тот, кто не чувствует их!

На мой взгляд, я часто, хотя и не каждый день, бываю сказочно богат - не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.

Я ищу. Я стремлюсь. Я в этом всем своим сердцем.

Верить в Бога для меня - это чувствовать, что есть Бог, не безжизненный, или фальшивый, а живой, который с неудержимой силой пробуждает в нас любовь.

И все же у меня есть природа... и искусство, и поэзия. И если этого не достаточно, то чего было бы достаточно?

Хотя я часто нахожусь в глубине страданий, я все еще храню спокойствие, гармонию и музыку внутри себя.

Совесть - это компас человека.

Восхищайся как можно чаще. Большинство людей не восхищаются достаточно.

Очень жаль, что когда человек постепенно приобретает опыт, он теряет свою молодость.

Чем больше я думаю над этим, тем сильнее убеждаюсь в том, что нет более высокого искусства, чем искусство любить людей.

Любовь заставляет твою душу выползать из своего укрытия.

Одиночество достаточно большое несчастье, нечто вроде тюрьмы.

К счастью для нас, мы неизменно остаемся глупцами и неизменно надеемся.

Как это трудно - быть простым.

Я все еще далек от того, кем я хочу быть, но с Божьей помощью я в этом преуспею.

Я, разумеется, всегда знал, что можно сломать себе руку или ногу и затем поправиться; но мне было неизвестно, что можно душевно надломиться и все-таки выздороветь.

Нужно работать и рисковать, если действительно хочешь жить.

Не отчаивайся даже в самые трудные времена, все наладится. В самом начале никто не может получить то, чего желает.

Я хочу затронуть людей своим искусством. Я хочу, чтобы они сказали: "он чувствует глубоко, он чувствует нежно".

Я не могу изменить тот факт, что мои картины не продаются. Но настанет тот час, когда люди поймут, что они стоят больше, чем краски, которые я использовал.

Если ты действительно любишь природу, ты увидишь красоту во всем.

Когда читаешь книгу, или любуешься картиной, нужно восхищаться их красотой с полной уверенностью - без сомнений и кол е б аний.

Вот почему я решаюсь почти определенно утверждать, что моя живопись станет лучше. У меня ведь, кроме нее, ничего нет.

Вопреки всему я воскресну. Я возьму карандаш, который я оставил в момент большого разочарования, и продолжу рисовать.

Твоя профессия - это не то, что приносит тебе зарплату каждую неделю, это то, ради чего ты был послан на Землю, то, что ты делаешь с такой страстью и энергией, что это дело делает тебя одухотворенным.

Нет ничего красивее, чем природа ранним утром.

Я думаю, что чем больше человек любит, тем сильнее он хочет действовать: любовь, остающуюся только чувством, я никогда не назову подлинной любовью.

Рыбаки знают, что море опасно и буря страшна, но они никогда не считали эти опасности достаточным основанием для того, чтобы остаться на берегу.

Иногда успех - это результат целого ряда неудач.

Когда я чувствую страшную необходимость... очевидно, я должен сказать "религии"... тогда я иду рисовать звезды.

Ясно осознавай бесконечность неба и звезд. Тогда, несмотря ни на что, жизнь будет казаться завораживающей.

Я слишком люблю звезды, чтобы бояться ночи.

Нормальность - это асфальтированная дорога: по ней удобно идти, но цветы на ней не растут.

Я прекрасно забочусь о себе, просто-напросто закрываю себя от внешнего мира.

Чем больше ты любишь, тем больше страдаешь.

Я знаю, что человек, который в неподходящий момент нуждается в деньгах, всем неприятен.

Вечером гулял по безлюдному берегу моря. Это было не весело и не грустно - это было прекрасно.

Сердце человека очень похоже на море, в нем случаются штормы, приливы и отливы, и в своих глубинах оно хранит свои жемчужины.

Нужно любить – любить как можно больше, ибо в любви и заключается подлинная сила, и кто много любит, тот делает много и способен на многое, и что делается с любовью, то делается хорошо.

Сегодняшнее поколение не хочет меня: ну что ж, мне наплевать на него.

Порой мне очень нелегко взять и снова начать жить.

В моей душе горит яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, выбивающийся из трубы, и идут своей дорогой.

Искусство утешает тех, кто сломлен жизнью.

Я хотел бы оставить этот мир и никогда сюда не возвращаться. Я отрезал свое ухо, но как бы я хотел, чтобы я отрезал себе сердце. Я никогда ничего не достигну.

Повторяю, если хочешь что-то делать, не бойся сделать что-нибудь неправильно, не опасайся, что совершишь ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого. Это ложь...

Если у вас нет собаки, хотя бы одной, не обязательно с вами что-то не так, но, может быть, что-то не так с вашей жизнью.

Никакой успех не мог бы порадовать меня больше, чем то, что обыкновенные рабочие люди хотят повесить мою литографию у себя в комнате или мастерской.

Лучше обладать горячим сердцем и делать больше ошибок, чем быть ограниченным и слишком разумным.

Я никого не осуждаю, в надежде, что не осудят и меня, если силы откажут мне.

Я желаю, чтобы рядом с тобой было больше людей неистово живых и теплых.

Я предпочту умереть от страсти, чем жить в скуке.

Существует лишь один Париж, и какой бы тяжелой не была здесь жизнь, даже если она становится хуже и труднее, французский воздух очищает мозг и делает все лучше - делает лучше мир вокруг.

Я никогда не устану от синего неба.

Если я буду стоить чего-то позже, я стою чего-то и сейчас. Ведь пшеница - это пшеница, даже если сначала люди думают, что это просто трава.

Я авантюрист не по выбору, но по судьбе.

Я вижу рисунки и картины в беднейших хижинах и грязных углах.

И все-таки Он не всемогущ, ибо есть одна вещь, которой Он не может сделать. Что же не может совершить Всемогущий? Всемогущий не может оттолкнуть грешника…

Быть может, для художника расстаться с жизнью вовсе не самое трудное? Мне, разумеется, обо всём этом ничего не известно, но всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города и деревни. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем черные точки на карте Франции? Подобно тому, как нас везет поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть унесет нас к звёздам.

Печаль будет длиться вечно.


I V . Контроль за пониманием темы.
Тестовые задания

1 . Какое из предложений является назывным?

а) Вы, я вижу, любите природу.

б) Неудача не смутила фигуриста.

в) Вот деревенская улица.

г) Приветствую тебя, пустынный уголок!

Ответ: в.
2. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.

а) носят в) прочитают

б) не рассказали г) посмотрю

Ответ: г.
3. Найдите ошибку в характеристике предложения.

Дела словом не заменить.

а) простое в) безличное

б) односоставное г) распространённое

Ответ: в.
4. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола?

а) Нельзя перегибать страницы книги.

б) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

в) Исхода нет.

г) Мне было весело вдохнуть свежесть лесов.

Ответ: б.
5. Укажите определённо-личное предложение.

а) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.

б) Кругом не было ни души.

в) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.

г) Пьера с другими преступниками привели на правую сторону девичьего поля.

Ответ: в.
♦ Задание творческого характера. Напишите сочинение-миниатюру «Осень в парке», используя для описания природы односоставные предложения.
V . Подведение итогов работы.
V I.

а) первая группа учащихся выполняет упр. 30 на с. 18 письменно;

б) вторая группа учащихся составляет текст на тему «дисциплина - свобода или необходимость?», используя односоставные предложения.

Урок 5. Предложения с обособленными членами (§ 5)

Цели урока: 1) повторить содержание понятия обособления, интонацию обособления, виды обособленных предложений, условия обособления, необособления согласованных и несогласованных определений, способы выражения обособленных обстоятельств, условия их обособления, необособления; 2) научить находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, объяснять устно и графически условия обособления, необособления определений и обстоятельств; 3) систематизировать и обобщить знания учащихся о предложениях с обособленными членами, повторить правописание гласных и согласных в корне слова.
I . Дифференцированный опрос.

Один ученик читает текст на тему «дисциплина - свобода или необходимость?», указывая виды односоставных предложений, класс коллективно рецензирует ответ. Другой ученик пишет на доске отрывки из «Прощальной песни» (упр. 30), написанной Антоном Дельвигом, подчёркивает главный член в определённо-личных односоставных предложениях, указывает слова, грамматически не связанные с предложением, рассказывает о пунктуации при них.
II . Повторение теоретических сведений по теме «Предложения с обособленными членами».

Беседа с учащимися.

Что такое обособление?

Назовите условия обособления согласованных и не согласованных определений.

Назовите способы выражения обособленных обстоятельств, условия обособления.

В чём особенность обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами?

Как выражается интонация обособления?
III. Работа с учащимися по учебнику.

1. В упр. 32 на с. 19 учащиеся аргументируют постановку запятых, переписывают, вставляя пропущенные буквы, находят уточняющие обстоятельства и вводные слова.

Таблица 6


Знаки препинания в предложениях с обособленными

членами (определениями и приложениями)


Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село.

2. Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного

Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник военных действий, знал всё о том далёком времени.

3. Два или несколько однородных согласованных нераспространённых определений, стоящих после определяемого существительного

Ветер, тёплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжить путешествие (причина).

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова - существительного собственного.

И с к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении


В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца.

Таблица 7


Знаки препинания в предложениях

с обособленными приложениями


Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Оно, «Слово...» по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе.

2. Распространённые приложения, если они стоят после определяемого существительного

Сестра, студентка второго курса мединститута, уже даёт советы соседке.

3. Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.

4. Распространённые приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова - существительного собственного.

Ис к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении


Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

Вскочил Иван-царевич на лихого коня да и был таков.


5. Обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности

Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.

Не обособляются приложения, если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с этим союзом характеризует предмет с какой-либо одной стороны

Все знают Женю как надёжного друга.

2. В упр. 34 девятиклассники определяют тип текста, графически отмечают причастные обороты, называют условия обособления, читают выразительно текст, соблюдая эти условия. Учащиеся отвечают на вопрос, как понимают выражение «проснувшимся Везувием». Морфологический разбор причастий выполняют по вариантам:

а) I вариант - морфологический разбор действительно го причастия;

б) II вариант - морфологический разбор страдательного причастия.

Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на то, что обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчёркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи. Интонация обособления выражается ударением, паузами, убыстрением темпа.

В случае затруднения при выполнении морфологического разбора причастий учащиеся пользуются планом разбора на с. 196 учебника. При объяснении выражения «проснувшимся Везувием» можно обратиться к материалам энциклопедического справочника: Везувий - действующий вулкан в Италии высотой 1277 м. Вулкан - коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел.

3. В упр. 36 ученики записывают предложения, обозначая графически причастные и деепричастные обороты, расставляют запятые, соблюдая условия обособления определений и обстоятельств, объясняют, какие из причастных оборотов не являются обособленными, подбирают из текста:

а) причастия, соответствующие схеме: ;

б) деепричастие, соответствующее схеме: .
I V . Контроль за пониманием темы.

Первая группа учащихся (слабоуспевающая) списывает текст (он размножен в количестве, соответствующем числу слабоуспевающих в классе), вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, графически обозначая выбор орфограммы, выделяя запятыми и обозначая графически обособленные члены предложения.
Т е к с т для первой группы.

Зимой 1825 года Пущин пр..вёз ссыльному Пушкину в Михайловское затеря..ное в снегах и м..телях рукописный список комедии Грибоедова «Горе от ума». Комедия начавшая своё изус..ное триумфальное ше..твие по Росси.. была встрече..а молодыми силами русского общества с л..кованием. Россия выстр..дала героя (бунтаря) предвес..ника нового пок..ления и поэтому каждое обл..чительное слово Ча..кого нах..дило взрывной отклик в прогрессивной Росси.. . Голос Ча..кого, ум Ча..кого, страсть Ча..кого это голос ум и страсть самого Грибоедова но не только: устами Ча..кого говорила вся прогрессивная Россия.

(По Н. К. Доризо)
Вторая группа учащихся (сильная) выполняет задание творческого характера: написать текст, используя в качестве зачина предложение Прогуливаясь в парке, можно любоваться очаровательными кронами деревьев, вырисовывающимися на фоне осеннего неба.

В готовом тексте следует обозначить графически обособленные члены предложения.
Тестовые задания

1. Укажите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

а) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и заснул.

б) Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.

в) Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря.

г) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.

Ответ: а, в, г.
2. Найдите предложение, в котором не надо обособлять приложение (знаки препинания не расставлены).

а) Инженер по образованию Алексей Иванович увлекался садоводством.

б) Бунина большинство знает как прозаика.

в) Вот она северная ночь нарядная затянутая серебристой дымкой.

г) Наши любимицы берёзки стайками росли на опушке леса.

Ответ: б.
3. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться?

а) смотрел не сводя глаз

б) слезает рукой опершись на седло

в) взвилась рассекая потёмки

г) мчится погоняя свои салазки

Ответ: а.
V . Подведение итогов урока.
V I. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) упр. 35 на с. 20 (для слабоуспевающих учащихся);

б) подготовить связный рассказ на тему «Предложения с обособленными членами» (для всех);

в) написать сочинение по заданию в упр. 37 на с. 21 (для более подготовленных учащихся).

Урок 6. Обращения, вводные слова и вставные конструкции (§ 6)

Цели урока: 1) повторить способы выражения обращения, правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме, группы вводных слов по значению, виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), правила выделения вводных слов, предложений в устной речи (интонация вводности) и на письме; вспомнить, что такое вставные конструкции, их назначение, правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме; 2) уметь находить обращение в предложении, определять способ его выражения, находить вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, производить выбор нужных знаков препинания, выделять на письме обращения, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, объяснить устно и графически условия их выделения; 3) упрочить навыки правописания орфограмм, изученных в 5-7 классах.
I . Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации. Один ученик записывает на доске предложения с обособленными членами из упр. 35, обозначает графически обособленные члены предложения, подчёркивает грамматические основы в сложных предложениях, выписывает из третьего отрывка словосочетания с подчинительной связью - примыканием.

Учащиеся читают составленные дома тексты по заданию в упр. 37, указывают обособленные члены предложения, объясняют условия их обособления, называют языковые средства, которые обеспечивают связность текста, особенности соотношения начала и конца текста.
II . Повторение необходимых теоретических сведений по теме «Обращения, вводные слова и вставные конструкции». Учащиеся отвечают на вопросы:

Что такое обращение и для чего оно служит?

Какими знаками препинания выделяется обращение?

Сколько есть способов выражения обращения и правил выделения обращения в устной речи и на письме? Перечислите те и другие.

Являются ли обращения членами предложения?

Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения?

Сколько существует групп вводных слов по значению? Назовите.

Какими знаками препинания выделяются вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

Какое значение имеет интонация вводности?

Какие вы знаете виды вводных предложений?

Что такое вставные конструкции? Чем они отличаются от вводных?

В каких случаях вводные предложения и вставные конструкции выделяются с помощью тире?

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на способы выражения обращения, правила выделения их в устной речи и на письме, правила выделения вводных слов и предложений в устной речи и на письме, научить подбирать примеры, иллюстрирующие назначение вставных конструкций, выделять вставные конструкции в устной речи и на письме, находить в тексте обращения, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, производить выбор нужных знаков препинания, объяснять устно и графически условия их выделения.

В классе со слабой подготовкой можно использовать та блицы 8, 9, 10.

Таблица 8


Особенности обращения

Примеры

1. Имеет форму И. п., произносится с особой, звательной интонацией

Пётр, не забывайте нас.

2. Различаются нераспространённые и распространённые обращения

Берёза (нераспростр.), о тебе я в тропических чащах скучал.

Берёза родная (распростр.), со стволом серебристым, о тебе я в тропических чащах скучал. (К. Д. Бальмонт)


3. В разговорной речи выражено одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями (в значении существительных), В художественной речи возможно использование неодушевлённых существительных

Отпусти ты, старче, меня в море! (А. С. Пушкин)

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. (А. Н. Плещеев)


4. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения

Папа, приезжай скорей.

Соберите, пожалуйста, тетради, дежурные.

Сегодня, дети, пойдём в музей.

Урок 4. Простое предложение и его грамматическая основа (§ 4)

Цели урока: 1) повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), ВИДЫ односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях, виды сказуемого; 2) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях, вид сказуемого; 3) совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

I . Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации. Один ученик из первой группы записывает на доске та блицу из упр. 23 на с. 15.

Второй ученик записывает более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.

Третий ученик читает текст, подтверждающий мысль В. Г. Костомарова о «размытости границ между стилями текста.

II. Актуализация опорных знаний учащихся в форме вопросно-ответной беседы.

Что такое предложение?

Чем оно отличается от словосочетания?

Как связываются слова в словосочетании и предложении?

Какие виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях вы знаете?

Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.

III. Работа над темой урока (по учебнику).

1. В упр. 28 на с. 17 девятиклассники записывают текст К. Г. Паустовского, расставляют знаки препинания, подчёркивают грамматическую основу, находят однородные члены, составляют их схемы.

Рекомендации учителю : в слабом классе следует повторить особенности однородных членов (отвечают на один вопрос, являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному члену предложения или поясняются одним членом предложения, равноправны друг другу и соединены между собой сочинительной связью, произносятся с соответствующей интонацией).

2. Перед выполнением упр. 29 следует повторить тему «Тире между подлежащим и сказуемым по таблице.

Таблица 4

Тире между подлежащим и сказуемым

ставится

не ставится

1) -

Сущ., числ. в И. п.

Лес - друг человека.

Пятью пять - двадцать пять .

2) -

Неопр. ф. глаг. - неопр.

Жить на свете - значит постоянно бороться и побеждать .

3) - .

Неопр. ф. глаг. - сущ.

Сущ. - неопр. ф. глаг.

Выспаться - моя мечта !

Наша задача - хорошо учиться .

4) - это, вот

Перед этими словами.

Чтение - вот лучшее учение .

1) Как .

Пшеничное поле как огромное море .

2) Личн. мест. .

Он человек необычной судьбы.

3) Не .

Старость не радость .

П р и м е ч а н и е

Если логическое ударение падает на личное местоимение, то тире между ____ и может ставиться.

Ты - лучший человек на свете.

В упр. 29 учащиеся записывают стихотворные строки В. И. Кочеткова, подчёркивая грамматические основы предложений и ставя тире между подлежащими и сказуемыми, чертят схемы сложных предложений.

3. Учащиеся выполняют упр. 31, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, подчёркивают грамматические основы, определяют вид сказуемого, тип односоставных предложений.

Таблица 5

Вид предложения

Форма выражения главного члена

Примеры

Назывные (номинативные)

Выражен существительным в И. п. или сочетанием числительного с существительным

Май. Одиннадцать часов ночи.

Определённо-личные

Выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или 2-го лица повелительного наклонения

Замечаю под крышами голубоватые сосульки.

А приглядитесь к снегу!

Неопределённо-личные

Выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении

Газеты доставляют по утрам. Сообщили бы заранее о резком похолодании.

Безличные

Выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в Р. п. с частицей ни или не

Зимой рано смеркается. В темноте ничего не разглядеть. В подъезде пока ещё слабо освещено. Тихо вокруг. Рядом ни души.

I V . Контроль за пониманием темы.

Тестовые задания

1 . Какое из предложений является назывным?

а) Вы, я вижу, любите природу.

б) Неудача не смутила фигуриста.

в) Вот деревенская улица.

г) Приветствую тебя, пустынный уголок!

2. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.

а) носят в) прочитают

б) не рассказали г) посмотрю

3. Найдите ошибку в характеристике предложения.

Дела словом не заменить.

а) простое в) безличное

б) односоставное г) распространённое

4. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола?

а) Нельзя перегибать страницы книги.

б) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

в) Исхода нет.

г) Мне было весело вдохнуть свежесть лесов.

5. Укажите определённо-личное предложение.

а) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.

б) Кругом не было ни души.

в) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.

г) Пьера с другими преступниками привели на правую сторону девичьего поля.

♦ Задание творческого характера. Напишите сочинение-миниатюру «Осень в парке», используя для описания природы односоставные предложения.

V . Подведение итогов работы.

V I.

а) первая группа учащихся выполняет упр. 30 на с. 18 письменно;

б) вторая группа учащихся составляет текст на тему «дисциплина - свобода или необходимость?», используя односоставные предложения.

Урок 5. Предложения с обособленными членами (§ 5)

Цели урока: 1) повторить содержание понятия обособления, интонацию обособления, виды обособленных предложений, условия обособления, необособления согласованных и несогласованных определений, способы выражения обособленных обстоятельств, условия их обособления, необособления; 2) научить находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, объяснять устно и графически условия обособления, необособления определений и обстоятельств; 3) систематизировать и обобщить знания учащихся о предложениях с обособленными членами, повторить правописание гласных и согласных в корне слова.

I . Дифференцированный опрос.

Один ученик читает текст на тему «дисциплина - свобода или необходимость?», указывая виды односоставных предложений, класс коллективно рецензирует ответ. Другой ученик пишет на доске отрывки из «Прощальной песни» (упр. 30), написанной Антоном Дельвигом, подчёркивает главный член в определённо-личных односоставных предложениях, указывает слова, грамматически не связанные с предложением, рассказывает о пунктуации при них.

II . Повторение теоретических сведений по теме «Предложения с обособленными членами».

Беседа с учащимися.

Что такое обособление?

Назовите условия обособления согласованных и не согласованных определений.

Назовите способы выражения обособленных обстоятельств, условия обособления.

В чём особенность обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами?

Как выражается интонация обособления?

III. Работа с учащимися по учебнику.

1. В упр. 32 на с. 19 учащиеся аргументируют постановку запятых, переписывают, вставляя пропущенные буквы, находят уточняющие обстоятельства и вводные слова.

Таблица 6

Знаки препинания в предложениях с обособленными

членами (определениями и приложениями)

Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село.

2. Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного

Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник военных действий, знал всё о том далёком времени.

3. Два или несколько однородных согласованных нераспространённых определений, стоящих после определяемого существительного

Ветер, тёплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжить путешествие (причина).

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова - существительного собственного.

И с к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца.

Таблица 7

Знаки препинания в предложениях

с обособленными приложениями

Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Оно, «Слово...» по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе.

2. Распространённые приложения, если они стоят после определяемого существительного

Сестра, студентка второго курса мединститута, уже даёт советы соседке.

3. Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.

4. Распространённые приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова - существительного собственного.

Ис к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

Вскочил Иван-царевич на лихого коня да и был таков.

5. Обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности

Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.

Не обособляются приложения, если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с этим союзом характеризует предмет с какой-либо одной стороны

Все знают Женю как надёжного друга.

2. В упр. 34 девятиклассники определяют тип текста, графически отмечают причастные обороты, называют условия обособления, читают выразительно текст, соблюдая эти условия. Учащиеся отвечают на вопрос, как понимают выражение «проснувшимся Везувием». Морфологический разбор причастий выполняют по вариантам:

а) I вариант - морфологический разбор действительно го причастия;

б) II вариант - морфологический разбор страдательного причастия.

Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на то, что обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчёркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи. Интонация обособления выражается ударением, паузами, убыстрением темпа.

В случае затруднения при выполнении морфологического разбора причастий учащиеся пользуются планом разбора на с. 196 учебника. При объяснении выражения «проснувшимся Везувием» можно обратиться к материалам энциклопедического справочника: Везувий - действующий вулкан в Италии высотой 1277 м. Вулкан - коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел.

3. В упр. 36 ученики записывают предложения, обозначая графически причастные и деепричастные обороты, расставляют запятые, соблюдая условия обособления определений и обстоятельств, объясняют, какие из причастных оборотов не являются обособленными, подбирают из текста:

а) причастия, соответствующие схеме: ;

б) деепричастие, соответствующее схеме: .

I V . Контроль за пониманием темы.

Первая группа учащихся (слабоуспевающая) списывает текст (он размножен в количестве, соответствующем числу слабоуспевающих в классе), вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, графически обозначая выбор орфограммы, выделяя запятыми и обозначая графически обособленные члены предложения.

Т е к с т для первой группы.

Зимой 1825 года Пущин пр..вёз ссыльному Пушкину в Михайловское затеря..ное в снегах и м..телях рукописный список комедии Грибоедова «Горе от ума». Комедия начавшая своё изус..ное триумфальное ше..твие по Росси.. была встрече..а молодыми силами русского общества с л..кованием. Россия выстр..дала героя (бунтаря) предвес..ника нового пок..ления и поэтому каждое обл..чительное слово Ча..кого нах..дило взрывной отклик в прогрессивной Росси.. . Голос Ча..кого, ум Ча..кого, страсть Ча..кого это голос ум и страсть самого Грибоедова но не только: устами Ча..кого говорила вся прогрессивная Россия.

(По Н. К. Доризо)

Вторая группа учащихся (сильная) выполняет задание творческого характера: написать текст, используя в качестве зачина предложение Прогуливаясь в парке, можно любоваться очаровательными кронами деревьев, вырисовывающимися на фоне осеннего неба.

В готовом тексте следует обозначить графически обособленные члены предложения.

Тестовые задания

1. Укажите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

а) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и заснул.

б) Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.

в) Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря.

г) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.

Ответ: а, в, г.

2. Найдите предложение, в котором не надо обособлять приложение (знаки препинания не расставлены).

а) Инженер по образованию Алексей Иванович увлекался садоводством.

б) Бунина большинство знает как прозаика.

в) Вот она северная ночь нарядная затянутая серебристой дымкой.

г) Наши любимицы берёзки стайками росли на опушке леса.

3. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться?

а) смотрел не сводя глаз

б) слезает рукой опершись на седло

в) взвилась рассекая потёмки

г) мчится погоняя свои салазки

V . Подведение итогов урока.

V I. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) упр. 35 на с. 20 (для слабоуспевающих учащихся);

б) подготовить связный рассказ на тему «Предложения с обособленными членами» (для всех);

в) написать сочинение по заданию в упр. 37 на с. 21 (для более подготовленных учащихся).