Романтизм и реализм в творчестве Л. Романтизм и реализм в искусстве XIX в Язык романтизма и реализма в 19 века

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования города Москвы

Северо-Западное окружение управление образования

Департамента образования Москвы

ГОУ ЦО «Школа Здоровья» №1425

Экзаменационный реферат

По предмету: Мировая художественная культура

Тема: Романтизм и реализм. Их связь и отличия

Бойко Екатерина

Руководитель-консультант:

Наталья Алексеевна

Москва, 2010 год

Введение

1. Основные направления изобразительного искусства начала XIX

1.1 Реализм

1.2 Романтизм

2. Романтизм и реализм как формы эстетического познания истории

Заключение

Список литературы

Введение

изобразительный реализм романтизм эстетический

Новое направление в европейской культуре -- романтизм (франц. romantisme) -- выражало взгляды молодого поколения рубежа XVIII-- XIX вв., испытавшего разочарование в прописных истинах Просвещения.

Мир романтиков таинствен, противоречив и безграничен; художник должен был воплотить его многообразие в своём творчестве. Основное в романтическом произведении -- чувства и фантазия автора.

Для художника романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё, что он создавал, рождалось в глубине его души. Единственное правило, которое он чтил, -- это верность себе, искренность художественного языка. Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью.

Знаменитый французский живописец Эжен Делакруа, лидер романтизма, утверждал, что искусство «даёт только намёк, является лишь мостом между душою художника и душою зрителя».

1. Основные направления изобразительного искусства начала XIX века

1.1 Реализм

Реализм - (от позднелатинского геalis - вещественный, действительный) - в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.

В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 основные концепции. Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени.

Представители другой точки зрения на реализм ограничивают его историю определенными хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. В этом случае начало реализма относится либо к эпохе Возрождения, либо к 18 в., к эпохе Просвещения. Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме 19 в., его следующий этап представляет в 20 в. социалистический реализм, трактующий жизненные явления с позиций социалистического мировоззрения.

Характерным признаком реализма в этом случае считается способ обобщения, типизации жизненного материала, сформулированный еще Ф. Энгельсом применительно к реалистическому роману: "... типичные характеры в типичных обстоятельствах...". Реализм в таком понимании исследует личность человека в нерасторжимом единстве с современной ему социальной средой и общественными отношениями. Такая трактовка понятия реализма вырабатывалась на материале истории литературы, в то время как первая - преимущественно на материале пластических искусств.

Какой бы точки зрения не придерживаться и как бы не связывать их друг с другом, несомненно, что реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности, проявляющимся в характере стилистических форм и приёмов.

Реализм Мазаччо и Пьеро делла Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж. П. Давида и О. Домье, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова и т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами искусства.

При этом любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью к познанию и раскрытию противоречий действительности, которая в данных, исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Реализму свойственна убеждённость в познаваемости существующих черт объективного реального мира средствами искусства.

Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе, лирическом стихотворении, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира. В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений.

Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка "форм самой жизни", а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления. Самые различные условные, а порой и отвлеченные, приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и мн. др.), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах. Не следует забывать и о присущих каждому из искусств специфических условностях в воспроизведении действительности, обусловленных характером технических средств, не являющихся полностью материально адекватными формам самой жизни (холст, краска и т. п. в живописи, камень, дерево в скульптуре и т. п.).

Художественная правда включает в себя 2 стороны, нерасторжимо связанные между собой: объективное отражение существующих сторон жизни и истинность эстетической оценки, т. е. соответствие присущего данному произведению искусства общественно-эстетического идеала таящимся в действительности объективным возможностям поступательного развития. Это то, что, можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. Наиболее глубоких и художественно-гармоничных результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетической истины находятся в органическом единстве (например, в портретах Тициана и Рембрандта, исторической живописи Д. Веласкеса, поэзии А. С. Пушкина, романах Л. Н. Толстого и др.).

Художник-реалист в своих произведениях является не просто летописцем жизни, выносит, как говорил Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится основа "тенденциозности" реализма. Там, где художественная тенденция не вытекает "из обстановки и действия", а привносится в произведение извне, возникает чуждый реализму дидактизм или внешняя декларативность. С проблемой идеала в реалистическом искусстве тесно связан и вызывающий острые споры вопрос о соотношении реализма и романтизма. Не отрицая наличия особого романтического художественного метода, следует подчеркнуть, что черты романтизма являются отнюдь не чем-то противоположным реализму, но зачастую становятся неотъемлемым качеством реалистического произведения. Следует отметить также, что и романтизму порой бывают не чужды реалистические тенденции и черты.

В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого даёт возможность создать картину реально зримых форм предметного мира, реализм в широком смысле является издавна присущим этому виду искусства объективным художественным свойством. Однако реализм в различные исторические эпохи приобретает конкретно-исторические специфические черты, обусловленные уровнем развития общественного и художественного сознания, а порой и облекается в различные стилистические формы (Первобытное искусство, Античное искусство, Возрождение и др.). В более узком смысле термин "реализм" (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине 19 в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим в 17-18 вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме 19 в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки.

Его развитие во многом связано с повышением уровня общественного сознания, утверждением материализма в философии, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин. Впервые сложившаяся в искусстве Голландии 17 в. эта форма реализма получила развитие в эпоху Просвещения в творчестве художников, связанных с "третьим сословием" (Ж. Б. С Шарден, Ж. А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании и др.). Вместе с тем реализм в искусстве 18-19 вв. часто проявляется в реалистических тенденциях, присущих другим художественным направлениям. Интерес к современным общественным событиям, к человеку со свойственными ему социальными и индивидуальными особенностями проявляется в искусстве классицизма (Ж. Л. Давид во Франции). Особое место в становлении реалистического метода занимает творчество Ф. Гойи, прокладывающее новые пути беспощадному анализу и вскрытию социальных противоречий. Гойя стал одним из основоположников открыто обличительного искусства 19 в.

В конце 18 - 1-й трети 19 вв., в период сложения романтизма, развитие изобразительного искусства отмечено повсеместно укреплением реалистических тенденций в портрете, бытовом жанре, пейзаже. Во Франции Т. Жерико, Э. Делакруа непосредственно обращались к натуре, к живой действительности во всём кипении её драматических конфликтов. Острым социально-критическим и реалистическим началом проникнуто творчество О. Домье, заменяющее стихийный протест романтиков аналитическим исследованием социальных антагонизмов. Дж. Констебл в Великобритании, К. Коро и живописцы барбизонской школы во Франции и др., непосредственно наблюдая и постигая природу в её многообразных и изменчивых обычных состояниях, своими завоеваниями в области пленэра во многом определили дальнейшее развитие реалистического пейзажа во многих европейских странах.

В России в 1-й пол. 19 в. тенденции реализма присущи портретам К. П. Брюллова, О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Венецианова, пейзажам С. Ф. Щедрина. Сознательное следование принципам реализма, завершившееся преодолением академической системы (Академизм), присуще творчеству А. А. Иванова, сочетавшего пристальное изучение натуры с тяготением к глубоким социально-филосовским обобщениям. Жанровые сцены П. А. Федотова повествуют о жизни "маленького человека" в условиях крепостнической России. Свойственный им порой обличительный пафос определяет место Федотова как родоначальника русского демократического реализма.

С 1840-х гг. процесс сложения демократической по направленности реализма шёл повсеместно. В Германии и Австрии он был предвосхищен работами мастеров бидермейера, поэтизировавшими обыденный уклад жизни простых людей. Его зарождение, во многом связанное с революционным и национально-освободительным движением, наблюдается в творчестве многих представителей романтизма (П. Михаловский в Польше, Й. Манес в Чехии и др.). Ко 2-й половине 19 в. демократизм реализма достигает зрелости, развившись во всём многообразии национальных и стилистических вариантов.

Всем им, однако, присущи общие черты: конкретная достоверность в воспроизведении действительности, утверждение эстетической ценности народной жизни, открытая демократическая социальная направленность художественного идеала. Крупнейшим представителем демократического реализма в середине 19 в. был Г. Курбе, демонстративно назвавший свою программную выставку 1855 "Павильон реализма". В разной степени и в разнообразных художественных манерах он проявился в работах Ж. Ф. Милле, Э. Мане и О. Родена во Франции, К. Менье в Бельгии, А, Менцеля и В. Лейбля в Германии, М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США и др. Важнейшие завоевания в реалистической передаче живой природы, утверждение художественной ценности динамичной повседневной жизни города свойственны творчеству французских импрессионистов (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей).

Гойя Франсиско. Гойя Франсиско. Ужасы войны -15

Спирть Пикадора (1811)

Гойя Франсиско. Обнаженная Маха

1.2 Романтизм

Идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 -1-й половины 19 вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки феодального общества, прежнего, казавшегося незыблемым миропорядка, романтизм (и как особый вид мировоззрения, и как художественное направление) стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры.

Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Великой французской революции, отрицание утилитаризма современной действительности, принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая индивидуальность, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения "мировой скорби" сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов.

Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип "романтической иронии". Своего рода самозащитой от нарастающего нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеческой личности, понимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. Проникая в глубины духовной жизни человека, литература и искусство романтизма одновременно переносили это острое ощущение характерного, самобытного, неповторимого на судьбы наций и народов, на саму историческую действительность.

Громадные социальные сдвиги, совершившиеся на глазах романтиков, сделали наглядно-зримым поступательный ход истории. В своих лучших произведениях романтизм поднимается до создания символических и одновременно жизненных, связанных с современной историей образов. Но и образы прошлого, почерпнутые из мифологии, древней и средневековой истории, воплощались многими романтиками как отражение реальных конфликтов современности.

Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное.

Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства.

Романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в 19 в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений. Также впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизменённые и переосмысленные в отдельных странах (например, во Франции). При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.

Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное собственными историческими условиями и национальными традициями. Первые признаки романтизма появились почти одновременно в разных странах. В конце 18-начала 19 вв. черты романтизма в разной мере уже присущи: в Великобритании - живописным и графическим произведениям швейцарца И. Г. Фюсли, в которых сквозь классицистическую ясность образов прорывается мрачный, изощрённый гротеск, и проникнутому мистическим визионерством творчеству поэта и художника У. Блейка; в Испании - поздним работам Ф. Гойи, исполненным безудержной фантазии и трагического пафоса, страстного протеста против национального унижения: во Франции - созданным в революционные годы героически-взволнованным портретам Ж. Л. Давида, ранним напряжённо-драматическим композициям и портретам А. Ж. Гро, пронизанным мечтательным, несколько экзальтированным лиризмом работам П. П. Прюдона, а также противоречиво сочетающим романтические тенденции с академическими приёмами произведений Ф. Жерара.

Наиболее последовательная школа романтизма сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и отвлечённым рационализмом позднего академического классицизма. Выражая протест против угнетения и реакции, многие представители французского романтизма прямо или косвенно оказались связанными с социальными движениями 1-й половины 19 в. и нередко поднимались до подлинной революционности, что и определило действенный, публицистический характер романтизма во Франции. Французские художники реформируют живописно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, тёплых и холодных тонов, прибегают к сверкающей и лёгкой, нередко обобщённой манере письма.

В творчестве основателя романтической школы Т. Жерико, ещё сохранявшего тяготение к обобщённо-героизированным классицистическим образам, впервые во французском искусстве выражены протест против окружающей действительности и желание откликнуться на исключительные события современности, которые в его произведениях воплощают трагическую судьбу современной Франции. В 1820-х гг. признанным главой романтической школы стал Э. Делакруа. Ощущение сопричастности к великим историческим событиям, изменяющим лицо мира, обращение к кульминационным, драматически острым темам породили пафос и драматический накал его лучших произведений. В портрете главным для романтиков стало выявление ярких характеров, напряжения духовной жизни, мимолётного движения человеческих чувств; в пейзаже - восхищение мощью природы, одухотворённой стихией мироздания.

Для графики французского романтизма показательно создание новых, массовых форм в литографии и книжной ксилографии (Н. Т. Шарле, А. Девериа, Ж. Жигу, позднее Гранвиль, Г. Доре). Романтические тенденции присущи и творчеству крупнейшего графика О. Домье, но особенно сильно они проявились в его живописи. Мастера романтической скульптуры (П. Ж. Давид д"Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд) от строго тектонических композиций перешли к свободной трактовке форм, от бесстрастности и спокойного величия классицистической пластики - к бурному движению.

В творчестве многих французских романтиков проявились и консервативные тенденции романтизма (идеализация, индивидуализм восприятия, переходящие в трагическую безысходность, апологию средневековья и т. п.), приводившие к религиозной аффектации и открытому прославлению монархии (Э. Девериа, А. Шеффер и др.). Отдельные формальные принципы романтизма широко использовали и представители официального искусства, эклектически соединявшие их с приёмами академизма (мелодраматические исторические картины П. Делароша, поверхностно-эффектные парадные и батальные произведения О. Верне, Э. Месонье и др.).

Историческая судьба романтизма во Франции была сложной и неоднозначной. В позднем творчестве его крупнейших представителей отчётливо проявились реалистические тенденции, отчасти заложенные уже в самой романтической концепции характерности реального. С другой стороны, романтическим веяниями в разной мере было захвачено раннее творчество представителей реализма во французском искусстве - К. Коро, мастеров барбизонской школы, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Мане. Мистицизм и сложный аллегоризм, подчас присущие романтизму, нашли преемственность в символизме (Г. Моро и др.); некоторые характерные черты эстетики романтизма вновь проявились в искусстве "модерна" и постимпрессионизма.

Ещё более сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии и Австрии. Ранний немецкий романтизм, которому свойственны пристальное внимание ко всему остроиндивидуальному, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя, мистико-пантеистического настроения, связан главным образом с поисками в области портрета и аллегорических композиций (Ф. О. Руте), а также пейзажа (К. Д. Фридрих, Й. А. Кох).

Религиозно-патриархальные идеи, стремление возродить религиозный дух и стилистические особенности итальянской и немецкой живописи 15 в. питали творчество назарвйцев (Ф. Овербек, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, П. Корнелиус и др.), чья позиция стала особенно консервативной к середине 19 в. Для художников дюссельдорфской школы, в известной мере близкой романтизму, были характерны, помимо воспевания средневековой идиллии в духе современной романтической поэзии, сентиментальность и сюжетная занимательность. Своеобразным сращением принципов немецкого романтизма, зачастую склонного к поэтизации обыденного и специфически "бюргерского" реализма, стало творчество представителей бидермейера (Ф. Вальдмюллер, И. П. Хазенклевер, Ф. Крюгер), а также К. Блехена.

Со 2-й трети 19 в. линия немецкого романтизма продолжалась, с одной стороны, в помпезной салонно-академической живописи В. Каульбаха и К. Пилоти, а с другой - в эпических и аллегорических произведениях Л. Рихтера и жанрово-повествовательных, камерных по звучанию работах К. Шпицвега и М. фон Швинда. Романтическая эстетика во многом определила становление творчества А. фон Менцеля, в дальнейшем крупнейшего представителя немецкого реализма 19 в. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм (в большей мере, чем французский, впитавший черты натурализма, а затем "модерна") к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (X. Тома, Ф. фон Штук и М. Клингер, швейцарец А. Бёклин).

В Великобритании в 1-й половине 19 в. некоторой близостью к французскому романтизму и вместе с тем самобытностью, ярко выраженной реалистических тенденцией отмечены пейзажи Дж. Констебла и Р. Бонингтона, романтической фантастикой и поисками свежих выразительных средств - пейзажи У. Тёрнера. Религиозно-мистическими устремлениями, привязанностью к культуре средневековья и Раннего Возрождения, а также надеждами на возрождение ремесленного труда отличалось позднеромантическое движение прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант, Э. Бёрн-Джонс и др.).

В США в течение всего 19 в. романтическое направление было представлено главным образом пейзажем (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер). Романтический пейзаж развивался и в других странах, однако основное содержание романтизма в тех странах Европы, где пробуждалось национальное самосознание, составляли интерес к местному культурному и художественному наследию, темы народного быта, национальной истории и освободительной борьбы. Таково творчество Г. Вапперса, Л. Галле, X. Лейса и А. Вирца в Бельгии, Ф. Айеса, Д. и Дж. Индуно, Дж. Карневали и Д. Морелли в Италии, Д. А. Сикейры в Португалии, представителей костумбризма в Латинской Америке, Й. Манеса и Й. Навратила в Чехии, М. Барабаша и В. Мадараса в Венгрии, А. О. Орловского, П. Михаловского, X. Родаковского и позднего романтика Я. Матейко в Польше.

Национально-романтическое движение в славянских странах, Скандинавии, Прибалтике способствовало становлению и укреплению местных художественных школ.

В России романтизм в разной степени проявился в творчестве многих мастеров - в живописи и графике переселившегося в Петербург А. 0. Орловского, в портретах О. А. Кипренского, отчасти - В. А. Тропинина. Существенное влияние романтизм оказал на формирование русского пейзажа (творчество Сильв. Ф. Щедрина, М. К. Воробьёва, М. И Лебедева; произведения молодого И. К. Айвазовского). Черты романтизма противоречиво сочетались с классицизмом в творчестве К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, Ф. П, Толстого: в то же время портреты Брюллова дают одно из наиболее ярких выражений принципов романтизма в русском искусстве. В известной мере романтизм затронул живопись П. А. Федотова и А. А. Иванова.Германия одна из первых стран, в изобразительном искусстве которой сложился романтизм. Борьба за духовное раскрепощение, за освобождение личности, раскрытие внутреннего мира и облика художника лежат в основе раннего немецкого романтизма, противопоставившего яркую эмоциональность и острый интерес к сугубо личному, индивидуальному отвлеченно-рационалистическим идеалам классицизма. Портрет и пейзаж прежде всего откликаются на новые веяния в искусстве.

2. Романизм и реализм как формы эстетического познания истории

В начале XIX века в искусстве господствующее положение занимала эстетика романтизма. «Только романтическая поэзия, подобно эпосу, может быть зеркалом всего окружающего мира, отражением эпохи», - писал Фридрих Шлегель и в известной мере был прав, потому что новые чувства и новое мироощущение, вошедшие в жизнь в XIX веке, были впервые открыты и переданы романтизмом, как были им открыты и уловлены новые стороны и самой действительности.

Этика романтизма обогатила мировое искусство чувством истории, без которого невозможно было осознание общественного миропорядка. «Не существует иного вида самопознания, кроме исторического. Никто не знает, что он такое, если он не знает своих товарищей и прежде всего - первейшего товарища, мастера всех мастеров - гения времени». Эти слова Фридриха Шлегеля довольно точно характеризовали новаторские устремления писателей-романтиков, ибо до романтизма искусство не замечало изменчивости истории, и то, что предшествовало и подготовляло настоящее, не воспринималось как разнящееся с настоящим.

Ранее искусство, обращаясь к прошлому, как бы сдвигало временные расстояния между собой и предметом изображения. На картинах, написанных на библейские сюжеты, появлялись римские легионеры, одетые в костюмы ландскнехтов, и горожане в одеждах современников живописца. Стендаль писал: «Наших дедов трогал Орест в «Андромахе», которого играли в огромном пудреном парике, в красных чулках и туфлях с бантами из лент огненного цвета». Это естественно, ибо зрители, восторгавшиеся пьесами, подобными «Андромахе», не допускали и мысли, что Орест или Ахилл не носили париков. Ни барокко, чему примером мнимоисторические романы Лоэнштейна, ни роман просветительский еще не воспринимали историю как процесс. Лишь преромантические течения в умственной жизни Европы стали вглядываться в ее движение во времени, что подтверждало широкое изучение исторического эпоса, увлечение Макферсоновыми «Песнями Оссиана», проникновение исторических сюжетов в так называемый черный, или готический, роман, где, впрочем, исторические события играли еще чисто декоративную роль.

Интерес к истории, который обнаружила общественная мысль в начале девятнадцатого столетия, был вызван отнюдь не умозрительными причинами: сама история властно вторгалась в жизнь людей, «…ибо новый век не сошел в мир голубиной поступью, а рождался под гром орудий, дробь барабанов, окутанный пороховым дымом».

Историческое самосознание, к которому стремилась эстетика романтизма, могла начаться только с познания современной ему истории. Романтическое искусство восприняло рост общественного атомизма как ненормальность исторического развития, как его аномалию. Романтики еще не ставили этот процесс в прямую зависимость от внутренней природы общественного развития. Наблюдая следствие и не зная, его истинной причины, романтики искали объяснение замеченному важному явлению жизни в свойствах людских характеров, а не в обстоятельствах, эти характеры порождающих.

Эстетика романтизма чутко ощущала подвижность истории, ее пульсацию и, порвав с установившимися канонами классицизма, со статичной формой классицистических произведений, с объективной формой произведений реалистических, знаменем своим сделала субъективную свободу выражения, считая, что лишь «вольно парящая» фантазия художника, не подчиняющаяся никаким законам и предписаниям, способна передать динамику жизни. Действительно, для романтических произведений характерны свободное обращение с композицией произведения, нарушения последовательности развития сюжета, свобода выбора места и времени действия. Автор постоянно соприсутствует в рассказе, и многие произведения романтиков представляют собой, по существу, развернутые монологи: чувства в романтической поэзии напряженны и преувеличены; внимание романтического искусства приковано к внутреннему миру человека и рассматривает жизнь, историю как область, где реализуются страсти и помыслы людей, определяя собой, своей случайной игрой и самодвижением - движение жизни.

Гегель в «Эстетике», говоря о романтической форме искусства (хотя он неправомерно распространил приметы романтизма - метода, имеющего вполне конкретные исторические границы, на прошлые эпохи), высказал ряд суждений, верно определяющих ее сущность. Справедливо отмечая, что «лиризм для романтического искусства есть как бы стихийная основная черта, тот тон, которым говорит также и эпопея и драма и который обвевает, как некий всеобщий аромат души, даже произведения пластических искусств…», он несколько ранее указывал, что «романтическое искусство уже больше, но имеет своей целью свободную полноту жизни в наличном бытии... оно не интересуется этой жизнью как таковой». Истинно романтические характеры, у которых «частночеловеческое достигает своей полной значимости», писал он далее, есть «самостоятельные, рассчитывающие только на самих себя индивидуумы, ставящие себе особые цели, которые являются исключительно их целями и диктуются только их собственной индивидуальностью».

Следовательно, романтизм - и это главная черта его как творческого метода - гипертрофировал особь, индивидуум, а его внутреннему миру придавал универсальность, отрывая, отъединяя его от объективного процесса исторического развития. Реализм же рассматривал историческую действительность как цельность, внутри которой отношения и связи причин взаимообусловлены. Если реалисты и выделяли одну сторону жизни, то лишь потому, что она выражала главенствующую тенденцию исторического развития или ту его тенденцию, которой предстояло стать главенствующей и подчинить себе все остальные стороны жизни. Романтики придавали универсальность какой-либо одной стороне действительности или исторического самосознания человека, часто имеющей чисто индивидуальное, а не всеобщее значение. Поэтому Констанисследовал и описывал характер, так сказать, в его «чистом» виде, независимо от обстоятельств, его породивших; немецкие романтики (Клейст, например) подчиняли сознание своих героев власти чувства или страсти и изучали ее, очищенную от связей с внешним миром; Байрон наделял героев своих романтических поэм однолинейным характером. Поэтому романтизм, стремясь к историческому самопознанию, не смог его добиться, ибо представителями романтизма не исследовались объективные предпосылки человеческого сознания. Рассматривая жизнь, действительность как сферу приложения и борьбы субъективных волеизъявлений, романтики оказались не в состоянии определить те начала, которые обусловливают самое движение разнородных человеческих стремлений.

Осознавая историческое бытие, теоретическая мысль рассматривала историю как процесс. «Если мы теперь бросим взгляд на всемирную историю вообще, то мы увидим огромную картину изменений и деяний, бесконечно разнообразных формирований народов, государств, индивидуумов, которые непрерывно появляются одни за другими», - писал Гегель в «Философии истории». И, отмечал он далее, «общей мыслью, категорией, прежде всего представляющейся при этой непрерывной смене индивидуумов и народов, которые существуют некоторое время, а затем исчезают, является изменение вообще. Взгляд на развалины, сохранившиеся от прежнего великолепия, побуждает ближе рассмотреть это изменение с его отрицательной стороны... Но ближайшим определением, относящимся к изменению, является то, что изменение, которое есть гибель, есть в то же время возникновение новой жизни, что из жизни происходит смерть, а из смерти жизнь». Рассматривая историю с точки зрения становления и признавая закономерной смену умирающих общественных форм новыми, нарождающимися, Гегель, по существу, отрицал возможность прекращения прогресса, остановки исторического развития общества.

Рано сформировавшаяся идеология романтического пессимизма отрицала представление об истории как процессе. Артур Шопенгауэр, духовный отец пессимизма, в своем основном труде «Мир как воля и представление», вышедшем первым изданием в 1818 году, считая, что история суть наука об индивидуумах, утверждал, что «истинная философия истории заключается в сознании того, что по всей бесконечной смене и сутолоке событий перед нами всегда раскрывается одна и та же, одинаковая и неизменная сущность, которая сегодня такова же, какой она была вчера и постоянно; философия истории должна таким образом познать, что есть тождественного во всех событиях как древней, так и новой эпохи, как Востока, так и Запада, и сквозь все разнообразие обстановки, одеяний и нравов должна она повсюду видеть одно и то же человечество. Это тождественное себе и пребывающее начало всяких изменений состоит из основных свойств человеческого сердца и ума, из которых многие дурны и немногие хороши».

Мысли, подобные этой, подготовили теорию «вечного возвращения» Фридриха Ницше и вошли составной, основополагающей частью в современное историческое сознание. Вместе с тем Гегель, подходивший к истории с точки зрения становления - беспрерывного, полного внутренних противоречий, знающего спады и подъемы, периоды прогресса и регресса, самое историческое развитие воспринимал и истолковывал как процесс чисто логический. Он утверждал, что идеология, образ мышления, философия и право, религия и искусство, техническая деятельность человека всегда есть порождение своего, и только своего, исторического времени, то есть обусловлены всем историческим своеобразием той или иной эпохи. Это своеобразие Гегель объяснял тем, что оно выражало различные стадии саморазвития духа, разума, и не принимал в расчет объективные предпосылки и условия исторических изменений, их материальные и общественные основания.

Наполнить действительным, объективным содержанием умозрительное и отвлеченное представление об историческом процессе прошлого и настоящего предстояло реалистическому искусству. В конце XVIII и начале XIX вв. реалистическое искусство, будучи инструментом познания жизни, получило могучий толчок к развитию и совершенствованию. Им были осознаны и изображены многие особенности новых общественных отношений и исторического миропорядка.

Реализм появился на той же исторической почве, которая вызвала к жизни и романтизм; перед ним встала та же идейная задача, что и перед романтическим искусством, - выяснение действительного содержания и направления исторического процесса, и этим объясняются черты сходства между романтизмом и реализмом, наличие элементов романтизма в творчестве Пушкина и Бальзака, Диккенса, Гоголя и Стендаля, не говоря уже о писателях-реалистах меньшего масштаба. Бальзак, определяя в «Этюде о Бейле» особенности собственного реалистического искусства, имел все основания сказать, что оно обладает свойствами и «литературы образов», то есть романтизма, и «литературы идей» - так он называл реализм, представители которого «...чуждаются словопрений, не любят мечтательности и стремятся к осязательным результатам». Между романтизмом и реализмом существовало сходство еще и в том, что оба эти направления в искусстве воспринимали современную социальную действительность как неблагоприятную для личности.

Но если романтики подвергали общественную систему жесткой критике, то реалисты дополнили критику системы общественных отношений ее историческим анализом, что приводило их, говоря словами Бальзака, к весьма «осязательным результатам» в раскрытии содержания противоречий исторического развития. Вместе с тем наличие черт сходства между двумя направлениями в искусстве не означало, что развитие реализма осуществлялось за счет использования идейных и эстетических открытий романтизма.

Отношения реализма и романтизма в начале XIX века были более сложными. Происходившая между этими главнейшими течениями искусства филиация художественных идей не означала, что они одинаковым образом использовались в обоих разнящихся творческих методах. Идеи эти меняли свою эстетическую функцию в зависимости от того, входили ли они в сферу реалистической или романтической художественной системы, ибо каждая из этих систем разным образом была ориентирована на историческую действительность и основывалась на различных исходных принципах ее эстетического освоения. Для реализма мир и человек, личность и общество, герой и среда были неразделимы, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Процессы, шедшие и в общественной жизни и во внутреннем мире героя, имели для реалистов объективный характер, поскольку они зависели от воздействия множественных факторов исторического бытия.

Реализм утвердился, преодолевая романтическую односторонность восприятия мира истории. Это подтверждает опыт и Вальтера Скотта и Пушкина - художников, чье творчество, охватывая несходные сферы жизни, разными путями вело искусство к единой цели - формированию исторического самосознания европейской культуры.

Заключение

Итак, изобразительное искусство XIX в. отличается динамизмом, разнообразием художественных стилей, школ и направлений, ростом широкого общественного интереса ко всем видам искусства.

Передовые тенденции в развитии изобразительного искусства в этот период были связаны со становлением новых направлений - романтизма и реализма.

Список литературы

1. Ванслов В.В. Эстетика романтизма.

2. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм.

3. Западноевропейская художественная культура XVIII века.

4. Кантор А.М. Искусство XVIII века.

5. Кочик О.Я. Мир Гогена.

6. Марисина И.М. Россия - Франция, век XVIII.

7. Проблема Просвещения в мировой литературе.

8. Проблемы реализма.

9. Турчин В.В. Эпоха романтизма.

10. Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура.

11. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века.

12. Гегель. Философия истории

13. Литературная теория немецкого романтизма.

14. Стендаль. Собр. Соч.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Живопись как вид изобразительного искусства, его место и жанры. Анализ проблем развития и становления белорусской живописи в XIX–XX веках. Основные черты классицизма, романтизма, реализма. Творчество и характерные работы художников каждого из периодов.

    реферат , добавлен 27.04.2011

    Рассмотрение развития западноевропейской литературы и искусства XIX века. Ознакомление с основными направлениями художественного творчества. Изучение основ классицизма, романтизма, реализма. Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX века.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2014

    Изучение причин раскола русской культуры ХХ века на внутрироссийскую и эмигрантскую. Характеристика представителей и художественных концепций авангарда, реализма и андеграунда как основных направлений развития изобразительного искусства и литературы.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2010

    Происхождение социалистического реализма как одного из важнейших художественных направлений в искусстве XX века. Народность, идейность, конкретность как основные принципы социалистического реализма. Выдающиеся художники социалистического реализма.

    презентация , добавлен 28.03.2011

    Определение особенностей романтизма в создании воображаемых конструкций (восточная тема поэзии Байрона) и уходе от реальности (рыцарские романы). Изучение задач критического реализма в правдивом, объективном и глубоком отображении действительности.

    реферат , добавлен 21.03.2010

    Формы воплощения принципов романтизма на живописных полотнах. Красота южных итальянских пейзажей в картинах С. Щедрина, М. Лебедева. Творчество Венецианова. Картина Иванова "Явление Иисуса Христа Марии Магдалине". Влияние реализма в работах пейзажистов.

    реферат , добавлен 22.03.2014

    Распространение романтизма как направления в искусстве. Синтез искусства, философии, религии в романтической художественной системе. Упадок балетного искусства в Европе, его расцвет в России. Выдающиеся балетмейстеры и хореографы эпохи романтизма.

    контрольная работа , добавлен 11.03.2013

    Развитие романтизма как своеобразная реакция на Французскую революцию. Великая французская буржуазная революция - завершение эпохи Просвещения. Возникновение направления романтизма в музыке, его развитие в XIX веке. Яркие представители романтизма.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Возникновение в России новой, преимущественно светской, литературы. Идеи просвещенного абсолютизма. Формирование просветительского реализма и сентиментализма. Прозаические произведения второй четверти XIX века. Развитие изобразительного искусства.

    презентация , добавлен 20.05.2012

    Начало века классики в развитии европейской культуры с классической немецкой философии. "Золотой" век искусства. Популярность творчества Жорж Санд и Диккенса. Представители основных течений и направлений реализма в живописи, искусстве, литературе.

Романтизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVIII - начале XX в., как реакция на результаты Великой Французской революции и жесткие рационалистические каноны века Просвещения, молодого буржуазного общества вообще. Отвергая всеобщее торгашество, знаменующее капиталистический "прогресс", романтики противопоставили утилитаризму и обезличиванию индивида устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Стремясь как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить многообразные способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудочного к нему подхода, свойственных классицизму. Они проявляли большой интерес к фольклору, демократическим, народным явлениям средневековой и ренессансной культуры, нередко идеализируя их и наследуя из них не столько мрачную сторону, сколько сказочный элемент, дух карнавальной вольности, склонность к гротеску. Центром романтического движения стала Германия в лице философов и поэтов - братьев А. и Ф. Шлегелей, Новалиса, Ф.В. Шеллинга и многих других. Выдающимися российскими романтиками в литературе стали Василий Андреевич Жуковский, Михаил Юрьевич Лермонтов и Федор Иванович Тютчев; в живописи - Орест Адамович Кипренский и др. Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодежи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живет в мировом искусстве.

Реализм
(от позднелатинского realis - вещественный, действительный) в искусстве,

  • 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
  • 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. - Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

Самые яркие литературные направления, которые достигли своего расцвета в русской литературе в 19 веке, имеющие одинаково большое число последователей, яро спорящих друг с другом, - это романтизм и реализм. Противоположные по своей сути, тем не менее нельзя сказать, что одно бесспорно лучше другого. Они оба являются неотъемлемой частью литературы.

Романтизм

Романтизм как появился в Германии в 18-19 вв. Он быстро завоевал любовь в литературных кругах Европы и Америки. Наибольшего расцвета романтизм достиг в первой половине 19 века.

Главное место в романтических произведениях отведено личности, которая раскрывается через конфликт героя и общества. Поспособствовала распространению этого течения Великая французская революция. Таким образом, романтизм стал ответной реакцией общества на появление идей, прославляющих разум, науку.

Такие просветительские идеи казались его приверженцам проявлением эгоизма, бессердечия. Конечно, похожее недовольство было и в сентиментализме, но именно в романтизме оно выражено наиболее ярко.

Романтизм противопоставлялся классицизму. Теперь авторам предоставлялась полная свобода творчества, в отличие от рамок, свойственных классическим произведениям. Литературный язык, которым писались романтические произведения, был прост, понятен каждому читателю, в противоположность витиеватым, чересчур благородным классическим произведениям.

Особенности романтизма

  1. Главный герой романтических произведений должен был быть сложной, многогранной личностью, переживающей все события, происходящие с ним, остро, глубоко, очень эмоционально. Это страстная, увлечённая натура с бесконечным, таинственным внутренним миром.
  2. В романтических произведениях всегда было противопоставление высоких и низменных страстей, поклонников этого направления интересовало любое проявление чувств, они стремились понять природу их возникновения. Их больше интересовали внутренние миры героев и их переживания.
  3. Писатели-романисты могли выбрать любую эпоху для действий своего романа. Именно романтизм познакомил весь мир с культурой Средневековья. Интерес к истории помогал писателям создавать свои яркие произведения, пропитанные духом того времени, о котором они писали.

Реализм

Реализм - это литературное направление, в котором писатели стремились как можно правдивее отразить в своих произведениях действительность. Но это очень непростая задача, потому что само определение "правды", видение действительности у каждого своё. Часто бывало и так, что в стремлении писать только правду писателю приходилось писать вещи, которые могли противоречить его убеждениям.

Никто точно не может сказать, когда появилось это направление, но оно считается одним из наиболее ранних течений. Его особенности зависят от конкретной исторической эпохи, в которую его рассматривают. Поэтому главной является точное отражение действительности.

Просвещение

Романтизм и реализм столкнулись в тот период, когда в реалистичном направлении стали преобладать просветительские идеи. В этот период литература стала своеобразной подготовкой общества к социально-буржуазной революции. Все поступки героев оценивались только с точки зрения разумности, поэтому положительные персонажи - это воплощение разума, а отрицательные - нарушающие нормы личности, некультурные, поступающие неразумно.

В этот период реализма появляются его подвиды:

  • английский реалистический роман;
  • критический реализм.

То, что для представителей романтизма было проявлением бессердечности, реалистами понималось как разумность действий. И наоборот, та свобода действий, которой следовали герои романов, порицалась представителями реализма.

Романтизм и реализм в русской литературе 19 века (кратко)

Эти направления не обошли стороной и Россию. Романтизм и реализм в литературе 19 века в России вступают в борьбу, которая проходит в несколько стадий:

  • переход от романтизма к реализму, что послужило небывалому расцвету классической литературы и её признанию во всём мире;
  • "литературное двоевластие" - это период, когда союз и борьба романтизма и реализма подарили литературе великие произведения и не менее великих авторов, что позволило считать 19 век в русской литературе "золотым".

Появление романтизма в России было обусловлено победой в войне 1812 г., вызвавшей большой общественный подъём. Конечно, романтизм не мог не проникнуться идеями декабристов о свободе, что создало поистине уникальные произведения, в которых отражено внутреннее состояние всего русского народа. Самыми яркими, известными представителями романтизма являются А. С. Пушкин (стихотворения, написанные в лицеистский период и "южная" лирика), М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов (ранние произведения).

В 30-х годах набирает силу реализм, когда писатели отражали происходящую действительность изящным, понятным языком, точно и тонко подмечали человеческие и общественные пороки и иронизировали над ними. Основоположником этого направления считается А. С. Пушкин ("Евгений Онегин", "Повести Белкина"), в одном ряду с которым находятся не менее талантливые мастера пера, такие как Н. В. Гоголь ("Мёртвые души"), И. С. Тургенев ("Дворянское гнездо", "Отцы и дети"), Л. Н. Толстой (великое произведение "Война и мир", "Анна Каренина"), Ф. М. Достоевский ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы"). И невозможно не написать про гения коротких, но удивительно живых рассказов и пьес А. П. Чехова.

Романтизм и реализм - это больше, чем литературные направления, это - образ мышления, образ жизни. Благодаря великим писателям можно перенестись в ту эпоху, окунуться в ту атмосферу, которая царила в то время. "Золотой век" в русской литературе подарил всему миру гениальные произведения, которые хочется читать снова и снова.

Тема: Общая характеристика русской литературы 19 века.

Цель: дать общее представление о русской литературе 19 века, ее основных чертах.

Задачи:

Образовательные:

Изучить понятие «русская классическая литература»;

Выявить основные литературные направления 19 века;

Познакомить с романтизмом и реализмом как литературными направлениями.

Развивающие:

Развивать умение понимать взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями;

Развивать умение сравнивать литературные направления;

Расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история);

Воспитательные:

Воспитывать понимание важности русской литературы в контексте мировой культуры; чувство гордости за родную страну, ее культуру.

Ход урока:

Эпиграф к уроку

«...Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя,

поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине,

бороться с пошлостью в людях,

уметь найти хорошее в них,

возбуждать в их душах стыд,

гнев, мужество, делать все для того,

чтоб люди стали благородно сильными

и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...

М. Горький

I . Организационный момент.

II . Постановка целей урока.

Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучение литературы ХIХ столетия, который называли «золотым веком» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы ХVIII в., русская литература в ХIХ столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.

Что это было за время в истории нашей страны? Каков художественный мир литературы этого периода? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока.

III . Актуализация опорных знаний.

Русскую литературу XIX века часто называют классической. Что обозначают выражения классическая литература, классика, писатель-классик?

Классический -

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

Классик -

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература - канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика.

IV . Восприятие, осмысление и усвоение нового материала

    Общая характеристика русской литературы ХIХ века.

Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIX века и второй половины XIX века.

Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.

Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIX века, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.

Мы уже назвали основные периоды литературы XIX века и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.

    Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.

Важнейшие

исторические события

в Европе и России

Общая характеристика

развития русской

литературы ХIХ века

I половина ХIХ века (1795 - первая половина 1850-х годов)

Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821-1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение.

Реакционная политика Николая I . Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848-1849), их подавление

Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма . Зарождение и расцвет романтизма.

Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана

II половина ХIХ века (1852-1895 годы)

Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.

Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций

Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата.

Пропаганда идей марксизма.

Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I . Развитие драматургии и реалистического романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов

    Понятие о романтизме и реализме.

Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Заполнение таблицы:

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Романтизм

Реализм

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820-1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности

События и герои

Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.

Язык

Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности

V . Подведение итогов урока.

Беседа по вопросам:

    Почему 19 век литературы называют «Золотым»?

    Какие поэты и писатели относятся к «золотому веку»?

    В чем особенность романтизма и реализма? В чем их основное отличие?

Слово учителя: Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

VI . Домашнее задание - читать баллады Жуковского

ВСТУПЛЕНИЕ

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

ЭПОХА РЕАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Романтизм и реализм: отличительные черты

Однако между романтизмом и реализмом существовали и принципиальные раВНОгласия. И это закономерно, ведь без отрицания старого нет утверждения нового, иначе невозможны были бы обновление и развитие литературного процесса.

Если романтизм абсолютизировал творческое воображение писателя, то реализм делал акцент на наблюдении за жизнью и исследовании его явлений. Художественное творчество в определенной степени начинала соотноситься с научной деятельностью. На первый план, как и в эпоху Просвещения, выходят не эстетическая и гедонистическая (получение удовольствия от литературного произведения, как и произведения любого другого вида искусства), а когнитивная (познавательная) и дидактическая (воспитательная) функции искусства. Так, О. де Бальзак в повести «Гобсек» опередил собственно научный анализ капитализма, нового на то время общественного строя.

Романтиков интересовал «необычный герой в необычных обстоятельствах»: непокорный бунтарь, одиночка, изгнанник, «лишний человек», отторгнута обществом, которая часто имеет загадочное прошлое или вообще «человек без прошлого» (вспомним «байронического героя»). Стоит заметить, что на переходном этапе от романтизма к реализму эта черта была присуща и персонажам реалистических произведений. Так, Евгений Онегин и Григорий Печорин, в определенной степени, тоже одиночки, отверженные обществом. Недаром Татьяна Ларина делает открытие, разоблачение, которое шокировало влюбленную девушку: не пародия Онегин? не «байронический герой» - «в плаще Гарольдовім москвин»? А Максим Максимович постоянно употребляет в отношении Печорина эпитет «странный». Однако настоящий романтический герой всегда в определенной мере «странный». Зато реалисты часто изображали жизненный путь персонажей очень подробно: от детства к зрелости (в «Приключениях Оливера Твиста» Ч. Диккенса - становления главного героя; в «Карьере Ругонов» Е. Золя - судьбы Ругон-Маккарів, особенно подробно описана судьба Сильвера). Если романтики бежали от реальности, задыхались в «серой обыденности», то реалисты отдавали предпочтение изображению конкретных людей, совсем не «героических» профессий: крестьян, рабочих, прачек, мелких служащих, ростовщиков, да еще и во время их повседневной работы. И эта черта свойственна не только литературе, но и другим видам искусства. Так, художник-реалист Г. Курбе буквально шокировал тогдашний парижский бомонд. Подумать только, на что он упустил холст и краски - на изображение обычных крестьян и каменотесов! Как это некрасиво и неромантично! А писатель Ч. Диккенс описал нищих жителей английских работных домов, их быт и ужасные условия жизни.

Ad Fontes

На протяжении XIX века художники... возводили эстетику до минимума и стремились строить художественные произведения почти целиком на воспроизведении реальности. В этом смысле все классическое искусство века было реалистичным.

Х. Ортега-и-Гассет

Г. Курбе. Каменщики

Г. Курбе. Крестьяне с Флажі, которые возвращаются с ярмарки

Ван Гог. Ужин картофелем

Ван Гог. Углекопы

Реалисты не боялись также изображать уродливых в своей тупости и низости людей разных общественных сословий. Были такие персонажи и у романтиков, достаточно вспомнить Крошку Цахеса из одноименной повістіказки Е. Т. А. Гофмана. Однако реалисты не злоупотребляли преувеличениями гротесково-фантастическими красками, находя самый настоящий гротеск в реальной жизни. Их герои настолько убедительны, что в них можно узнать черты реальных людей, которых читатель видел лично. Это, например, подлый и злобный, беспощадный к слабым и ретивый перед сильнее него бидл (самый мелкий служащий) Бамбл («Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса) или пьянчужка Мармеладов, который обкрадывает свою семью ради того, чтобы пропить деньги в ближайшем кабаке («Преступление и наказание» Ф. Достоевского). Вот это и было самым настоящим «эстетическим переворотом» реалистов - для них практически не существовало «нехудожественных», низких, запретных тем и героев.

Кроме того, в произведениях романтиков (как и класицистів, вспомним хотя бы господина Журдена) широко представлены герои как носители одной доминирующей страсти. Нужно заметить, что реалисты также использовали этот классицистический и романтический прием. Так, в повести М. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Баш - мачкін как раз и является носителем одной страсти - желание пошить новую шинель. И что с того, что некоторым это может казаться мелочью - пошив одной вещи как цель, как стремление всей жизни? Ведь Башмачкину - этому «маленькому человеку», маленькая и даже мелочная цель может показаться большим и судьбоносной.

Зато в реалистических произведениях герой изображался по-другому. Соблюдение принципа життєподібності требовало от художника - реалиста глубокого психологизма в обрисовке личности, раскрытии ее многогранности и неоднозначности. Кроме того, часто герой не мог быть носителем одной-единственной неизменной страсти хотя бы потому, что его характер был подан в развитии, постоянном движении, изменениях, в том числе и в трансформации этих самых страстей («диалектика души» героев Л. Толстого).

Особое внимание реалисты уделяли изображению человека в обществе - литература стала социальной. Среда «лепит характер человека», будто скульптор свое творение из глины или гипса. Однако здесь существует и обратная связь - «создана» обществом человек, в свою очередь, сама создает это общество, поскольку способна принимать сознательное участие в его изменении.

Ad Fontes

Прежде чем писать, писателю нужно проанализировать все характеры, проникнуться всеми обычаями, обойти всю землю, почувствовать все страсти, ведь все страсти, страны, обычаи, характеры, явления природные и моральные - все это должно пройти через его анализ.

О. де Бальзак

Так, Жюльен Сорель («Красное и черное» Стендаля) смело бросает своим судьям обвинения в том, что они судят его вовсе не за выстрелы в бывшую любовницу, а за то, что он, плебей-вискочень, решился «вылезти наверх», проникнуть к кастового высшего мира: «Я не имею чести принадлежать к вашей касте, господа, в моем лице перед вами крестьянин, который восстал против низости своего состояния... Но, хотя бы я и меньше провинился, я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает сострадания, пожелают наказать в моем лице и раз навсегда сломать тех юношей незнатного происхождения, подавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, вследствие чего они осмелились проникнуть в среду, которое на языке чванливых богачей называется высшим миром».

Изображения персонажей реалистической литературы требует от писателя хорошего знания жизни, ведь определенный тип людей чаще всего ведет себя именно так, а не иначе. Иногда персонажи даже «не слушаются» своего автора. Так, А. Пушкин как-то высказал парадоксальную мысль: мол, его Татьяна Ларина, героиня романа в стихах «Евгений Онегин», «взяла да и выскочила замуж». Казалось бы, кто может помешать автору писать о своем, часто вымышленного героя то, что он сам захочет? Однако все не так просто, ведь для того, чтобы быть реалистом, надо не нарушить логику развития образа. Именно поэтому российский писатель-реалист Лев Толстой и призвал своих коллег: «Живите жизнью изображаемых персонажей, показывайте в образах их внутренние ощущения, и они сами сделают то, что им нужно по их характерам сделать». Недаром же существовала такая мысль: чтобы написать роман, надо прожить жизнь.

В заключение следует отметить, что любимым романтиками «исключительным личностям в исключительных обстоятельствах» реалисты противопоставили изображения «типичных характеров в типичных обстоятельствах».