Интересная игра для детей зеленая аптека. Внеклассное мероприятие «Аптека под ногами. Конкурс “Лесное меню”

Цель игры-конкурса: закрепить знания учащихся о лекарственных растениях и об их целебных свойствах.

Оборудование: вывеска с названием темы игры-конкурса, таблица с названием номинаций и количеством очков, иллюстрации о лекарственных растениях, информация на темы: «Лекарственные растения в годы Великой Отечественной войны»; «Народные приметы и поговорки о лекарственных растениях», домик с вывеской «Аптека», кресло, столик, пузырьки с лекарствами, костюмы участников сказки.

Подготовительная работа: За 1 месяц до проведения мероприятия участникам дается задание: прочитать книги о растениях леса, подготовить эмблему команды, её объяснение и вспомнить как можно больше песен, в которых упоминаются растения. Заранее готовится и конкурс актёрского мастерства. Эти конкурсы проводятся в перерыве между вопросами и их итоги подводятся отдельно.

ПРАВИЛА ИГРЫ

В игре участвуют две команды. Каждая команда выбирает себе название. По жребию определяется, какая команда будет отвечать первой. Перед каждым ответом команда сама выбирает название этапа и цену вопроса. Команда, ответившая правильно, имеет право выбирать следующий вопрос. При неправильном ответе право выбора вопроса переходит к другой команде.

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ЛАНДЫШ»

Мы взяли название «Ландыш»!

Нам нравится этот цветок!

Весной украшает он землю,

Так нежен его лепесток!

Он запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной!

Болезни сердца лечит он

И с детства каждому знаком!

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ПОДОРОЖНИК»

Чтоб в этом конкурсе участие принять,

Мы стали думать, как команду нам назвать.

Решили назвать «Подорожник»

В природе такой он хороший!

Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь у дороги!

Может кашель оно лечить,

Раны заживляет,

От укусов насекомых

Нас он защищает!

Есть множество цветов:

Красивых, осторожных,

Но нам приятней всех обычный подорожник!

1 этап - «Викторина»

Вопросы:

На 5 баллов: Дерево получило своё название из-за липкого сока и клейкости молодых листочков. В научной медицине используются цветки этого дерева вместе с прицветником от простуды и жара. (Липа).

На 10 баллов: В старину год у славян начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а этим деревом. Это дерево – символ света, сияния, чистоты, женственности. На Троицу из этого дерева плели венки и вокруг него водили хороводы. В медицине его почки применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени, от простуды в качестве отхаркивающего средства. Молодые листья этого дерева прикладывают к спине от радикулита. (Берёза).

На 20 баллов: В старину это растение применяли от 99 болезней. Сейчас его используют против длительно незаживающих ран и язв и в стоматологии. Название этого растения связано с тем, что оно способно вызывать заболевания у животных. (Зверобой)

На 30 баллов: Крупное дерево до 30-40 м. высотой. Кора желтовато-розовая. Это дерево любят за красоту, неприхотливость и за неизмеримую пользу, которую приносит оно человеку. Писатель Пришвин назвал это дерево самым прекрасным и свободным деревом России. Из него делают скипидар, канифоль, дёготь. Древесина этого дерева используется для строительства. Почки этого дерева используют при заболеваниях горла и лёгких, как успокаивающее средство применяют ванны из этого дерева.(Сосна).

На 40 баллов: Это белый цветок, латинское название которого в латинском переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».Многие поэты и композиторы посвятили этому цветку свои произведения. Все части этого растения ядовиты. В медицине он применяется при болезнях сердца и как успокоительное средство. (Ландыш).

2 этап - Легенды о растениях

Вопросы:

На 5 баллов: Земля была богатой и прекрасной. Удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. И среди множества трав рос на краю леса скромный цветок. Был он не самым заметным, но люди любили его, так как он приносил им великую пользу. Ранней весной давал он свой нектар пчёлам, девушки плели из него венки и водили хороводы, корни его лечили больных, а ночью золотистые цветки освещали путь запоздалому спутнику. Сам он мечтал побывать в дальних странах, но корни его были крепко связаны с землёй. Тогда этот цветок сделал своим детям пушистые парашютики и разослал их во все концы света с наказом творить добро (Одуванчик).

На 10 баллов: Жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая дочь, и имя имела неласковое, звали её Восьмуха. Была она злой, своенравной и завистливой. Зато меньшого сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители в нём души не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растёт с тех пор по всей русской земле и название его похоже на имя Романушка. Красные грозди этого дерева привлекают птиц. (Рябина).

На 20 баллов: Молодого парня Садко полюбила водяная царевна Волхова. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго она искала его, но потом увидела влюбленных среди стройных берёз. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слёзы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные белые цветы – символ верности, любви и нежности (Ландыш).

На 30 баллов: Жила в дальней станице бедная девушка-казачка. Единственным её богатством была необычайная красота. Полюбила она молодого казака, к несчастью, тоже бедного. Поклялись молодые люди в верной любви друг другу, но нависла над ними беда. Приметил красивую девушку станичный атаман и стал преследовать её, а молодому казаку пришла пора идти на военную службу. Ненавистью отвечала девушка атаману, но однажды ночью слуги атамана выкрали девушку из дома. Долго держал он её в темнице, но в день свадьбы ей удалось сбежать в лес, где она лишила себя жизни. А на месте её гибели вырос пышный куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Увидел атаман куст, хотел сломать цветущую ветку, но все они мгновенно покрылись колючими шипами. А осенью на этих ветках появились ярко-красные, похожие на капли крови плоды. Добрые люди собирают эти плоды, пьют из них чай, и этот чай возвращает им бодрость и здоровье. (Шиповник).

На 40 баллов: Однажды в жаркий день Венера решила искупаться. Выбрала самый отдалённый грот, чтобы никто не мог посмотреть, долго и с удовольствием купалась. И вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на неё. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Воззвала она к Юпитеру и тот превратил людей в цветы, которые похож на широко открытые, удивленные и любопытные глаза людей (Фиалка, анютины глазки).

3 этап - Загадки о растениях

На 5 баллов:

С молоком, а не коровушка;

Летает, а не совушка (одуванчик).

На 10 баллов:

«Кошачья травка» –

Больным поправка.

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку (валериана).

На 20 баллов:

Цветок - как бубенчик,

Беленький венчик…

Цветёт он не пышно,

Звенит ли - не слышно (ландыш).

На 30 баллов:

Цветок жёлтенький, лучистый,

Тело делает он чистым (чистотел)

На 40 баллов:

Найду синенький цветок,

Найду стебель, как пруток,

Брошу корень на поджарку

Да в кофейник, на заварку (цикорий)

4 этап - Угадай растение по картинке

Командам предлагаются несколько иллюстраций лекарственных растений, по которым нужно угадать название растения.

На 5 баллов: василёк

На 10 баллов: ромашка аптечная

На 20 баллов: пижма

На 30 баллов: цикорий

На 40 баллов: белена

5 этап - Доктор Айболит

На этом этапе нужно угадать, от каких болезней применяется лекарственное растение.

На 5 баллов: подорожник

На 10 баллов: ромашка аптечная

На 20 баллов: липа

На 30 баллов: шиповник

На 40 баллов: крапива

Конкурс актёрского мастерства

Участники игры показывают инсценировку, а жюри ставит оценку по пятибалльной системе каждому участнику, учитывая его костюм и актёрское мастерство.

ИНСЦЕНИРОВКА.

Ведущий:

Вьётся тропка в тёмной чаще

Под листвою шелестящей.

Скрыт от взора человека

Домик с вывеской «АПТЕКА».

В домике одна, без страха,

Проживает черепаха.

Заболеет зверь иль птица,

Он сюда скорее мчится…

(Выбегает, озираясь, заяц. Черепаха размешивает ложечкой в чашке лекарство).

Черепаха:

Здравствуй, зайчик длинноухий!

Что ты хочешь от старухи?

Ведущий:

Бедный зайчик чуть не плачет.

Заяц:

Ой, скорей лекарство дай!

Сердце прямо так и скачет,

Слышал я собачий лай!

Черепаха:

Дам лекарство, как не дать!

Это, зайчик мой, пустяк,

Но оно, ты должен знать –

Не спасает от собак.

Выпей, брат, из этой склянки

Две, три капли валерьянки.

(Капает из пипетки в стаканчик)

Ведущий:

Зайчик выпил, ободрился

И спокойно удалился.

(Идёт медведица с палкой)

Медведица:

Что со мною? Ай-ай-ай!

Черепаха отворяй!

Вся горю я как в огне,

Помоги скорее мне.

Черепаха:

На, малины, липы цвет

И температуры нет!

Ведущий:

Вдруг лиса бежит, кричит:

Лиса:

Открывай скорее дверь!

Ведущий:

Черепаха говорит:

Черепаха:

Кто там – птица или зверь?

(В домик заходит лиса)

Лиса:

Пострадала я, бедняжка,

Пострадала очень тяжко.

Вся в ужасных синяках,

Чуть держусь я на ногах.

Черепаха:

Сделаешь компресс из лука,

Вот и минет скоро мука!

Ведущий:

В огород она пошла

Лука с грядок принесла,

А лисицу голод гложет.

Лиса:

Мясо может мне поможет?

Черепаха:

Мясо тоже можно дать,

Коль желаешь, я не прочь,

Рада всем тебе помочь.

Вместе с луком мясо тоже

К синякам твоим приложим.

Ведущий:

Но лиса, всё мясо съев,

И на лук не посмотрев,

Вдруг куда-то быстро скрылась,

Черепаха удивилась…

(Входят белка с ёжиком)

Ведущий:

Белка беленьким платочком

Подвязала обе щёчки.

Белка:

Твёрдый жёлудь мне попался,

Хрустнул зуб и зашатался,

Так болит, нет сил терпеть,

Может, зуб мой посмотреть?

Ведущий:

Бедный ёжик заявил:

Ёжик:

Я вот лапку занозил.

И теперь на костыле

Ковыляю по земле.

Ведущий:

Черепаха им сказала:

Черепаха:

Ну, кого лечить сначала?

Первым делом для зубов

Дам шалфея и грибов.

А потом уж не спеша,

Лапку вылечу ежа.

Ведущий:

Вдруг в окно влетает птица,

в кресло старое садится.

Филин:

Узнаёшь? Я твой сосед,

Очень нужен твой совет.

Черепаха:

Здравствуй, филин, друг ушастый,

Расскажи мне, что с тобой?

Филин:

Днём и ночью кашель частый

Нарушает мой покой!

Ведущий:

Черепаха в тот же миг,

Взяв одну из толстых книг,

В ней находит предписанье:

Черепаха:

Нужно делать полосканье,

Пить ромашковый настой.

Будет вновь здоров больной.

Филин:

Вот спасибо за совет!

Ведущий:

Прохрипел старик в ответ.

Черепаха:

Уж сегодня я устала,

Поработала немало.

Очень хочется мне спать,

Лягу я теперь в кровать.

(Сильный стук в дверь)

Волк:

Волку отворяй, старуха!

У меня распухло брюхо!

Черепаха:

Пей настой их горицвета.

Волк:

Нет, мне не подходит это.

Черепаха:

Ну, возьми напиток мятный!

Волк:

Нет, он тоже неприятный!

(Щелкает зубами)

Волк:

Лишь когда тебя я съем,

Буду вновь здоров совсем!

(Черепаха всхлипывает, трёт глаза кулаком. Прилетает Филин)

Филин:

Что ты делаешь, злодей,

Здесь у запертых дверей?

Волк:

Эту дверь хочу разбить,

Черепахой закусить!

(Филин кружит вокруг домика, размахивает крыльями)

Филин:

Птицы, звери, выходите,

Черепаху защитите!

Выходите все, кто смел!

Ведущий:

Лес тревожно загудел.

Смотрит филин – там и тут

Звери к домику бегут.

Белка:

Все её мы защитим!

Ёжик:

На тебя мы налетим!

Лиса:

Будем грызть тебя зубами!

Медведица:

Будем рвать тебя когтями!

Ведущий:

Волк от страха задрожал

И куда-то убежал.

Снова тётя черепаха

В домике живёт без страха

И встречает всех с приветом,

Помогает всем советом.

В конце игры-конкурса жюри подсчитывает общее количество баллов, подводит итоги и награждает победителей.

Оборудование: фонограммы (звуки леса, песни о растениях); картины природы (для оформления); гербарий "Лекарственные растения нашего края" (для игры)

Лесовичок: Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечится. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли "травниками". Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Наш сегодняшний праздник проходит под девизом "Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты".

Звучит фонограмма "Звуки леса". Выходит Фея Леса.

Фея Леса: Когда ты входишь в лес

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Лесовичок: Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Фея: С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

Стоит в лесу кудряшка-

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая?

Под музыку появляется Ромашка

Ромашка: Это я, Ромашка. Ромашка - это название переводится как "милая простота". Давным-давно я приехала к вам из далекой Америки. Раньше я была обыкновенным сорняком.

Лесовичок: Милая ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка: Если, случится тебе, простудится.

Появится кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Фея: Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. Что это?

Под музыку появляется Подорожник

Подорожник: Это я, Подорожник.

Фея: Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Подорожник: С названием простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог

Растет у российских дорог.

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утоли

Невзрачный цветок - подорожник

Да как же растешь ты в пыли?

Лесовичок: Дорогой подорожник, а чем ты полезен еще?

Подорожник: Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит, беги ко мне срочно. Я помогу!

Фея леса: А сейчас я загадаю загадки про лекарственные растения, живущие в моем лесу.

  • Жжется, а не огонь;

Злая, а людей лечит.

Что это? (крапива)

  • Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки - не выше кочки. (брусника)

  • Хоть куст у него зеленый

Вас ранить готов,

Там красные таблетки

Развешаны на ветке,

И всем готово помочь он от разных бед. (шиповник)

Лесовичок : Спасибо тебе, Фея Леса за интересные загадки. Но что-то заскучали мы с ребятами. Давайте танцевать да песни распевать.

Песня "Лекарственные травы"

Упражнение "Прогулка по волшебному лесу"

Появляется мальчик и гуляет вместе с детьми.

Лесовичок: Стой, посмотри, что ты делаешь?

Мальчик: Я? Гуляю! А,что?

Лесовичок: Оглянись и посмотри, что ты натворил!

Мальчик: Ну и что? Они все равно некрасивые, да и кому они нужны?

Мальчик хочет уйти с поляны. Но тут с ним начинают происходить разные неприятности: он натер ногу; порезал руку; начал чихать, кашлять; у него заболела голова и т.д.

Лекарственные растения приходят к нему на помощь.

Мальчик: Большое вам спасибо! Я не знал, что растения бывают такими полезными.

Мальчик вместе с растениями водит хоровод.

Фея леса: У меня есть интересные картинки, давайте-ка, поиграем в игру.

Игра "Кто быстрее соберет картинку"

(Детям раздают разрезные картинки с различными лекарственными растениями.)

Лесовичок: А у меня тоже есть игра!

Проводится игра "Узнай растение"

Фея леса: Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами много узнали о пользе растений. И я хочу дать вам наказ, который вы должны помнить. Тогда природа будет вам благодарна!

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка!

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей-

Все что зовется Родиной твоей!

Лесовичок: А на прощанье мы вам приготовили угощенье. А угощенье не простое, а лечебное – это вкусный, ароматный напиток из шиповника.

Фея Леса и Лесовичок прощаются с детьми, уходят.

    Земляника: «Я черники много лучше», -

    Я Учитель: Возразила ей черника:

    «Я полезней, спору нет.

    «С вами, девочки, поспорю,-

    Майский ландыш предложил.

    Он сказал:

    Черника.

    «Я полезней, спору нет.

    Потому что для людей я на сто бед один ответ.

    Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.

    Обладаю я уменьем лечить горло у детей.

    При гастрите и колите мой настой поможет всем.

    При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»

    «С вами, девочки, поспорю,-

    Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

    Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.

    Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

    Майский ландыш предложил.

    И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.

    Все, кого они встречали, только стеблями качали:

    Говорили, что они и полезны, и нужны.

    И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,

    И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.

    Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.

    Он сказал:

    «Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья

    Ландыш: Учитель: Ландыш:

    Учитель:

    Шалфей:

    -Давайте

Задания для викторины :

(Слайд 2) Ответ: Подорожник

(Слайд 3)

(Слайд 4)

(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи —хорошее

средство от кашля. 1

(Слайд 6) Ответ: Шиповник.

(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.

  1. (Слайд 8) Ответ:

(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ:

(Слайд 10)

(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.

  1. (Слайд 12) Ответ: Алоэ.

(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.

(Слайд 14) Ответ: Петрушка.

(Слайд 15) Ответ: Герань.

(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое.

(Слайд 17) Ответ: Мята.

(Слайд 18) Ответ: Лиственница.

(Слайд J 9)

А сейчас мы с вами немного поиграем.

Просмотр содержимого документа
«Викторина «Зеленая аптека».»

Викторина «Зеленая аптека»

Цели: - развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях; формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Ход занятия.

Слово педагога : ЗДАВСТВУЙТЕ дорогие ребята и гости мы рады приветствовать вас у нас на мероприятии «Зеленая аптека»

Сегодня я вам расскажу какие есть лекарственные растения, как их нужно собирать. Раньше, когда не было таблеток, люди лечились травами. Из поколения поколению люди передавали разные рецепты и способы, которые помогают вылечить больного при помощи трав.

В настоящее время делают таблетки из синтетических препаратов. Но и лекарственные травы не забыты.

Из лекарственных трав получают: отвары, сиропы, порошки, мази, капли, настои.

Лекарственные растения используют при изготовлении зубных паст и лечебных кремов, косметике.

Лекарственные растения нужно собирать внимательно и аккуратно. Правша: В сухую погоду.

Не смешивать разные лекарственные растения. Нельзя сушить на солнце. Нельзя собирать с песком, землей.

Замечательное богатство, которым наделена наша планета-это природа. Нет на Земле человека, чья;жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться га красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.

Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.

И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без та?

    Сообщение целей занятия. - Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.

Выступление ученика 1 :

Травы лечебные, травы целебные! Нет на земле бесполезной травы! Все растения надо знать, Их беречь и охранять. Ведь из трав лесного царства Люди делают лекарства.

Выступление ученика 2 :

Растения - постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.

Выступление ученика 3 :

В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

2. Основная часть.

    Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?

    Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?

    просмотр инсценировки стихотворения Руси Белой Учитель: Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.

Как черника с земляникой разбирались, кто же прав: Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней.

Земляника: «Я черники много лучше», -

Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит. Ещё жажду утоляю и желудку помогаю. Мой лекарственный настой от простуд рецепт простой. Я давление снижаю, биться сердцу помогаю, Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!» Учитель: Возразила ей черника:

«Я полезней, спору нет.

Потому что для людей я на сто бед один ответ.

Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.

Обладаю я уменьем лечить горло у детей.

При гастрите и колите мой настой поможет всем.

При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»

«С вами, девочки, поспорю,-

Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.

Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

Майский ландыш предложил.

И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.

Все, кого они встречали, только стеблями качали:

Говорили, что они и полезны, и нужны.

И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,

И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.

Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.

Он сказал:

«Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»

Черника.

Ландыш: Учитель: Ландыш:

Учитель:

Шалфей:

-Давайте и мы вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.

делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.

    проведение викторины «Зеленая аптека» среди двух команд:

    Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.

    совещание команд, выбор названия, капитанов ответы на вопросы викторины поочередно.

Задания для викторины :

    Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?

(Слайд 2) Ответ: Подорожник

    Какое растение получило название «мяун-пграва»? Какое лекарство из него изготавливают?

(Слайд 3) Ответ: Валериана. Сердечные капли.

3. Какая ягода заменит лимон?

(Слайд 4) Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.

      Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи -хорошее

средство от кашля. 1

      Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

(Слайд 6) Ответ: Шиповник.

      Название этого растения говорит само за себя - оно лечит многие кожные заболевания.

(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.

      Какое растение поможет укрепить волосы? (Слайд 8) Ответ: Лопух большой, крапива двудомная

      О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.

(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

      Нарядные платьица, желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке, Если случится тебе простудиться: Привяжется кашель, поднимется жар - Подвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Слайд 10) Ответ: Нивяник обыкновенный.

      Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.

      Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке. Другое его название столетник.

      (Слайд 12) Ответ: Алоэ.

      Быстро убивают вредные бактерии.

(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.

      Эти резные листочки лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

* Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.

(Слайд 14) Ответ: Петрушка.

      Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.

(Слайд 15) Ответ: Герань.

      Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.

(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое..

      С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте.

(Слайд 17) Ответ: Мята.

      Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды - летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.

(Слайд 18) Ответ: Лиственница.

      Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Слайд J 9) Ответ: Плоды чёрной смородины.

Слово педагога: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами немного поиграем...

Конкурс: «Сортировка»

        Выбрать 2 команды;

        В тазах смешаны картинки, нужно разобрать лекарственные растения от сорняков и прикрепить их к нужному ватману.

        Подведение итогов, отметить лучшую команду.

Кроссворд (Презентация)

          Растет зеленою стеной, Ее обходят стороной, Колючая и злая дива. А как зовут траву? (крапива) (слайд 1)

          Он сорняк, он цветок. От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый (одуванчик) (слайд 3)

          Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (подорожник) (слайд 5)

Любит сад и огород, Вдоль дорог она растет. Если влажно и тепло, Хорошеет всем назло! Ей на радость, вам - беда. Что в огороде? (лебеда) (слайд 7)

    Шарик нежно-голубой, Хоть колючий, но не злой. И в букете он не плох. Кто такой? (чертополох) (слайд 9)

    Если травку ты сорвешь, Руки, знай, не ототрешь. Доктор всех аптечных дел, Кто лечит ранки? (чистотел) (слайд 11)

    Если что-то заболит, Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой) (слайд 13)

    Неприметна среди трав, У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?- Ароматная... (душица) (слайд 15)

Конкурс: «Собери букет» (участие принимают воспитатели групп)

            Две команды воспитателей;

            Команды стоят за ватманами и не видят что делает предыдущий участник;

            Задание: наклеить цветы в корзину формируя букет...

            Яодведение итогов, отметить лучшую команду.

Слово педагога:

- Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.

В зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мыло,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

    подведение итогов.

    Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, ной к тем, которые повсюду окружают нас -ив природе, и в саду, и дома...

Выступление ученика 4 :

... Давай про йдёмся медленно по лугу И «здравствуй!» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Самед Вургун

Просмотр мультфильма: «с Юсем на природе часть восьмая «Юсь рассказывает о лечебных растениях»»

Итог мероприятия. Рефлексия.

Дорогие ребята вот и подошло к концу наше мероприятие, за это время мы с вами познакомились с лечебными растениями, научились отличать их от сорняков. Узнали какие растения для чего предназначены.

    Вам понравилось наше мероприятие?

    Наши конкурсы?

Хотелось бы поблагодарить вас за активное участие и за дисциплину. Спасибо за внимание!

Цель: ознакомить учащихся, что в травах и цветах целительная сила для всех, умеющих их тайну разгадать.

Задачи:

  • ознакомить детей с лекарственными растениями и их целебными свойствами;
  • раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе.

Оборудование:

Заставка игры “Поле чудес”;

Выставка книг о лекарственных растениях;

Магнитная доска и карточки с буквами для составления слов;

Игровое поле, разделенное на секторы;

Ручки и бумаг.

Поощрительные призы для игроков;

Грамоты и призы для награждения победителей игры.

Форма: игровая

Возраст участников: 10-12 лет

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята иколлеги! Мы с вами сегодня поговорим о лекарственных растениях и цветках. Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Вот почему лес называют “лесной аптекой”.

Мы начинаем игру поле чудес “Зеленая аптека”.

Ведущий: - Ребята, чтобы выбирать первую тройку игроков, я вам задам несколько загадок. Кто будет отгадывать мои загадки, тот и будет игроком.

Загадки:

1) Желтый и синий, по этому он носить в названии пару имен (Иван-да-Марья).

Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его.... (Петрушка).

Ярко-желтый цветок неказистый,
Сверху листьев холодная гладь.
Снизу ласковый слой бархатистый,
Словно тронет приветливая мать...... (Мать и мачеха).

Представление первой тройки игроков

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце по тропинке.
Но совсем не горячи,
Солнца белые тучи....... (Ромашка).

Ведущий: Ромашка очень полезное растение для организма. Трудно перечислить все лечебные и целебные свойства ромашки. Она обладает противовоспалительными, кравоостановливающим, антисептическими, дезинфицирующими, болеутоляющими, противосудорожными, желчегонными свойствами. Своими полезными свойствами ромашка обязано своему богатому и целебному составу, в который выделяется белки, комедии, слизи, горечь, эфирное масло. Входящий из эфирного масло аэулен (хамаэулен) обладает противовоспалительными свойствами, а выделенные из ромашки апигенин и апиин – спазмолитическим свойствам. Все это привело чистому употреблению ромашки в народной медицине для предупреждения и лечения многих заболеваний.

Из соцветий ромашки готовят настой, чай и отвары. Настой ромашки очень хорошо помогает при простудных и желудочно – кишечных заболеваниях, спазмах и болях в желудке, поносов, запорах, повышенной возбудимости, бессоннице, судорогах, зубной боли, при женских болезнях, маточных кровотечениях. Настоем ромашки промывают гнойные раны, язвы, употребляют его полоскание полости рта при ангине, а ингаляций ромашкой применяют при гриппе. Ромашковые ванны - эффективные средство при суставной ревматизм, золотухе и подагре.

Ведущий: Выбираем вторую тройку игроков.

Даже ночьюмуравьишки,
Не пропустят свой домишко.
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд,
Лампы белые висят........ (Ландыш).

Осенью первыми листьями, как слёзы,
Тихо роняют на земле......(Берёза).

Ветка в гроздья разодета фиолетового цвета, -
Это в летний жаркий день расцвела в саду......(Сирень).

Представление второй тройки игроков

Задание: Какая травка встречается везде: в садах, в огородах, лугах. Его часто можно увидеть растущим при тропинках, и дорогах. Отсюда и название (Подорожник).

Ведущий: Подорожник обладает очень многими лечебными и целебными свойствами для организма. В листьях подорожника содержится: каротин, витамины С и К, лимонная кислота, фитонциды, ферменты, гликозид, горькие и дубильные вещества. В семенах подорожника присутствуют олеиновая кислота и углеводы.

Молодые и нежные листья подорожника применяются для приготовления салатов с луком, картофелем крапивой и хреном.

Подорожник добавляют во многие блюда, такие как омлеты, запеканки, в каши и напитки, в пюре и котлет. Свежие измельченные листья подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых. Настой из листьев подорожника обладает отхаркивающим свойствам, благодаря чему и используется лечений бронхитов, коклюша, бронхиальной астмы, туберкулеза легких. Сок свежих листьев подорожника эффективен в лечении язвенной болезни желудка, и двенадцатиперстной кишки, хронических гастритов. А водный настой свежих листьев способствует быстрому очищению и лечению ран, порезов, свищей, нарывов и фурункулов.

Подорожник используются как мочегонное, обезболивающее, противовоспалительное, антимикробное и успокаивающее средство.

Ведущий: Выбираем третью тройку игроков.

Горькая травка
И животу - поправка,
И сама душиста
И метет все чисто....(Полынь).

Весной растет,
Летом цветет
Осенью осыпается
Зимой отсыпается
А цветок - на медок
Лечит от гриппа
Кашля и хрипа...........(Липа).

Летом рад я свежий
Ягода медвежьей,
А сушенный в запас
От простуды лечит нас...(Малина).

Представление третий тройки игроков

Задание: Русское название происходит от древнерусского слова “коприна” - щелк. (Крапива).

Ведущий: Крапива полезна для организма, она обладает большим набором целебных и лечебных свойств. Крапива часто применяется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, противосудорожное, отхаркивающее средства.

Крапива используется в народной медицине для лечения многих болезней, применяется при геморрое, кровотечениях, почечнокаменной, желчекаменной болезни, удушье, болезнях печени и желчных путей, отеках, запорах, заболевания сердца, туберкулезе, бронхиальной астме и аллергиях.

Наружно крапиву используют при открытых ранах, кровотечения, коженных заболеваниях, для укрепления и роста волос.

Ведущий: Приглашаем на сцену наших финалистов.

Представление финалистов

Ведущий: Клубника обладает полезными и лекарственными (целебными) свойствами. Клубника содержит сахара(15%), витамин С, группы В, каротин, кобальт, железо, кальций, фосфор, марганец, лимонную и яблочную кислоты, Оказывает общее оздоровительное влияние на организм.

Полезные свойства клубники применяются при склерозе, гипертонии, запорах, кишечных недомоганиях и поносах.

  • Клубника обладает противомикробной, активностью по отношению к возбудителям кишечных инфекции и вирусах гриппа.
  • Клубника обладает сахаропонижающими и мочегонными свойствами.
  • Клубника поможет вывести лишению воду из организма.

Ведущий: А сейчас представим суперигрока.

Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и названа........................(Ежевика).

Ведущий: Ежевика входит в семейство розоцветные и является близкой родственницей малины. Кустарник ежевики “вооружен” колючими. В России растут не менее сорока вида ежевики. Спелые ягоды имеют кисло – сладкий вкус. Мед, собранный на зарослях ежевики имеют очень приятный аромат и множество полезных свойств.

Чем же полезна ежевика?

Плоды ежевики незаменимы при лечении болезни мочевого пузыря и болезни почек. Поразительный эффект в лечении сахарного диабета и воспалении суставов дает употребление в пищу свежих спелых ягод.

  • Ранние листья ежевики помогает при дизентерии язвах двенадцатиперстной кишки, желудка и всяческих пищевых отравлениях.
  • Ягоды ежевики стимулируют обмен веществ, усиливают иммунитет и приводят в норму работу всего организма.
  • Ягоды ежевики обладают отличным жаропонижающим действием.
  • Ежевика является профилактическим средством возникновений всяческих новообразований и развитий рака.
  • Употребление свежих ягод стимулирует мозговое кровообращение, улучшает память и активизирует процессы мышления.

Ведущий: Дорогие ребята! Всем известно крылатая фраза “Знание - сила!” Мы с вами сегодня путешествовали в стране знаний лекарственных травах и цветах.

В стране знаний сильным считается тот, кто больше знает. В этом игре победивший

_________________________________________
(фамилия, имя победителя и класс).

Давайте пожелаем нашему победителю удач и успехов в учебе и в личной жизни.

Используемая литература

  1. Иванов А.В. “Игры и праздники в образовательной сфере школы”: методические пособие - М; ЦГА, 2005 – 160с.
  2. Сметанкин Л.А. Открытый урок здоровья - СПБ: Питер. 2005, - 160с.
  3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составила Н.В. Елкина - Ярославль: - 1997г.
Интеллектуально-познавательная игра “Зелёная аптека” для 3 - 4 классов

Подготовили: Бондаренко И.А., Фёдорова Л.Д.

Слайд №1
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природный храм-
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.

Слайд №2
Здесь в зарослях лесных,
Где всё так с детства мило,
Где чистым воздухом
Приятно так дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих их
Тайну разгадать.

Слайд №3
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.

1. Конкурс «Загадочный» Слайд №4
1. Дышит и растёт, а ходить не умет. (Растение)

2.Царства тёмные жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растеньям жить дают. (Корни)

3. Уселись на ветках весной пичужки
И что – то лопочут при встрече друг дружке.
Весной и летом сидят, не слетая,
Зимой посмотришь – исчезла вся стая. (Листья)

4.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)

5. Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (Земляника)

6.С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты. (Одуванчик)

СТИХОТВОРЕНИЕ
ОДУВАНЧИК
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В жёлтенькое платьице.
Я.Нищева.

7.. Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог
Но однажды добрым людям
Раны вылечить помог. (Подорожник)

8. Стоят в поле сестрички:
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)

2. Игра «Добрые советы» Слайд №5

Цветик-семицветик даст вам 7 добрых советов.

Работа по группам – 7 групп. Дети берут по одному лепесточку и угадывают, о каком растении идет речь.

1 лепесток (слайд №)
- Отваром моют волосы.
- Это хорошее кровоостанавливающее средство
- Сон посылает больным.
- Прекращает противную рвоту.
- Про меня говорят, что я одна заменяю семь врачей. (КРАПИВА)

2 лепесток (слайд №
- Лечит раны, порезы.
- Применяется от боли в желудке.
(ПОДОРОЖНИК)

3 лепесток (слайд №)
- Белые горошки на зеленой ножке.
- Капли принимаются от сердечной боли.
- Успокаивающее средство. (ЛАНДЫШ)

4 лепесток (слайд №)
- Желтые глазки, белые реснички.
- Применяется для полоскания горла при ангине.
- Отваром моют волосы. (РОМАШКА)

5 лепесток (слайд №)
Если кашель вас замучил,
Воспаленье началось,
Подружись со мной скорее,
Я обещаю, все пройдет. (МАТЬ-И-МАЧЕХА)

6 лепесток (слайд №)
- Мой настой пьют для профилактики, он очень вкусный и полезный
- В нем содержится витамин С. (ШИПОВНИК)

7 лепесток (слайд №)
Жар, головные боли, плохой аппетит.
Выпей отвар моих листьев,
Мгновенно забудешь о них. (БРУСНИКА)

Игра со зрителями
Сначала я задам вопрос,
А вы над ним задумайтесь всерьёз
Подумайте. Одно из двух –
«Да» или «нет» - ответьте вслух.
Коль вы находчивы, сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас
Что может с толку сбить подчас.

Скажи: приветствуя рассвет, поёт ли сом усатый? (нет)
- А рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать? (да)
-А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (нет)
-Ответь, а может резеда цвести в саду зимою? (нет)
- А крокодил собрать букет из белых лилий может? (нет)
- Верблюд способен, дай ответ, идти три дня без пищи? (да)
-Тех, кто трудится всегда, в народе уважают? (да)
-В конце спросить пришла пора: вам понравилась игра? (да)

3. Разгадывание кроссворда “Узнай меня в лицо” по картинкам. (слайд №)

4. Конкурс «Знатоки природы»

Викторина. «Про зелёные леса и лесные чудеса»

 Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)
 Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа – цветёт летом)
 Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
 Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
 Какие птицы весной бормочут “Куплю балахон, продам шубу”? (Косачи, тетерева – самцы, слова подобны в подражание его песни – бормотанию)
 Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны)
 Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие)
 Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)
 У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов)
 Есть ли у комаров зубы? (Есть – 22)
 Какому животному поставлено 2 памятника? (Лягушке)
 Водятся ли в лесах носороги? (Да, жук-носорог)
 Трава от 99 болезней? (Зверобой)
 Разноцветные грибы? (Сыроежки)
 Дерево – символ России? (Берёза)
 Как называется гнездо белки? (Гайно)
 Какие детёныши рождаются “голыми”, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата)
 Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль)
 Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка)
 Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
 Древесина какого дерева идёт на изготовление спичек? (Осины)

 Что можно использовать в лесу вместо чайного листа?
А – листья лютика,
Б – листья белены,
В – листья земляники,
Г – листья черники

 Составь из букв название профессии, связанной с природой и подчеркни лишнее слово.
голеог злогоо
кинатоб кардиогол

 Название какого первоцвета состоит из частицы, предлога, сторожевой будки? (не-за-будка)

 Название какого весеннего первоцвета состоит из 2 предлогов? (Мимо-за)

 Какие цветы носят человеческие имена?
А - Иван – да Марья
Б – Василёк
В – Ромашка
Г - Гвоздика

5. Как нужно собирать лекарственные растения? (слайд №)
Цветки в начале цветения;
Листья – перед цветением или в начале цветения;
Корни и корневища – весной или осенью.
Кору – весной, в начале сокодвижения.
Все сырье собирают в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.
Сушить под навесом, избегая прямых солнечных лучей, разложив тонким слоем.
Переворачивать во время просушки.

6.Берегите природу!

Сценка «Белая черёмуха» (по З. Александровой)
(девочка идёт и читает стихотворение)

Девочка 1 (показывая на дерево)
Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Лёгкая, как облако,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она
Много – много дней.
(проходят мимо две девочки)

Девочка 2 (любуясь черёмухой)
-Это чья черёмуха?

Девочка 3
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
(Иёт группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева)

Девочка 1
Прибежали девочки,
А снегурки нет
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черёмуха
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!»
Нам казалось: всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из – под ног
Молчаливо, дыша еле - еле,
обречёно глядел василёк,
безнадежно гвоздики глядели.

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.

Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
В КНИГУ Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвём не на потеху –
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?
Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.

Какие правила друзей природы ты вспомнил на этой полянке?