Имя существительное поурочный план. План - конспект урока "Морфология. Имя существительное". Проверка работы групп

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема: Имя существительное

Цель: Закрепить знания детей по разделу «Имя существительное».

Задачи:

1) Учить находить имя существительное в тексте, определять его синтаксическую роль, морфологические признаки: род, число. Учиться писать собственные и нарицательные имена существительные, правописание Ь у имен существительных.

2)Развивать внимание, память, каллиграфию, устную и письменную речь, орфографическую зоркость.

3)Воспитывать интерес к предмету, к теме имя существительное, дисциплинированность, активность, умение работать в коллективе, индивидуальность.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Форма: нестандартная.

Ход урока

IV) Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Гульниса Умрановна,я проведу у вас урок русского языка. Садитесь пожалуйста.

(Психологический настрой)

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?

Минутка чистописания:

Ребята откройте ваши тетрадки, запишите число, классная работа.

II) Постановка цели. Ребята у нас сегодня необычный урок. У нас будет сегодня урок- путешествие. К нам на урок пришел один гость, и вместе с ним мы будем путешествовать в течении урока. А кто к нам пришел? Давайте узнаем!

Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (имя сущ.)

Правильно. Это имя существительное.

У нас в гостях сегодня имя существительное и вместе с ним мы начинаем свое путешествие.

III)Этап обобщения и систематизации.

1 остановка: Построй-ка. (словарная работа)

Нам нужно построить на этой остановке снежную горку. Давайте сначала запишем слова, а что будет дальше я вам скажу.

(На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами).

м…роз я е а

р…бота о и

п … льто е о

2 остановка:« Выбери меня»!

Ребята, вам необходимо из данных слов выбрать только имена существительные и задать им соответствующий вопрос.

Зима, снежный, снежок, холодный, снег, заяц, ребята, горка, прохладный, волк, суровый, синица.

Кто? : Заяц, волк, синица, ребята.

Что?: зима, снежок, снег, горка.

Значит ребята. отсюда мы можем сделать какой вывод?

Правильно, имена существительные- часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Что?.

А как называются существительные которые отвечают на вопрос Кто?

(одушевленные)

А существительные которые отвечают на вопрос Что?

(неодушевленные).

Молодцы ребята, вот мы с вами вспомнили, что такое у нас имена существительные, на какие вопросы отвечают существительные, какие существительные у нас одушевленные а какие неодушевленные.

Продолжаем наше путешествие. Следующая наша остановка…

3 остановка: «Угадай-ка»

присесть. Если услышите имя собственное надо хлопнуть в ладоши над

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички?

Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Игра с сигнальными карточками. Я называю слова, если это слово пишется с заглавной буквы, то дети должны показать красный сигнал, а если со строчной, то зеленый:

Астана, город, Казахстан, школа, Маша, Шарик, воробей, Катя, мама,Буратино, улица, Марина, солнце, Чебурашка.

Послушайте стихотворение.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки вначале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города!

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой – уважения знак!

Ребята вот мы с вами вспомнили, что имена собственные – названия улиц, городов, фамилии, имени, кличек животных, сказочных героев- все они пишутся с заглавной буквы.

Все остальные существительные- нарицательные, они пишутся строчными буквами.

4 остановка: Распредели - ка (число)

Работа по карточкам.

Вставь пропущенные буквы. К словам единственного числа допиши слова множественного числа.

П(и,е)сьмо- С(а,о)сна-

(о,а)кно - 0з(и,е)ро-

С(и,е)мья- ст(и.е)на-

Л(е,и)сток- г(а,о)ра-

В(е.и)дро п(е,и)ро-

Вот мы с вами повторили число имен существительных, и безударную гласную в корне. Продолжаем наше путешествие.

5остановка: « Думай-ка». Ребята я вам буду читать загадки, вы отгадываете и называете к какому роду относится данное слово. Итак:

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Ответ (Дятел)

Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
самая болтливая.
Верещунья белобока,
а зовут её ...
Ответ (сорока)

Висит груша - нельзя скушать.
Ответ (Лампочка)

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды -
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется?
Ответ (Пруд, озеро)

Грянул гром, весёлый гром,
Засверкало всё кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют.
Это праздничный...
Ответ (салют)

Вот так стёклышко - окошко!

Если в стёклышке том кошка,

Значит, рядом есть вторая -

Обязательно такая.

Если рядом нет второй -

И в стекляшке никакой.

(Зеркало)

Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.
Ответ (Зонт)

Я работаю в театре.
Просто тётя я в антракте.
А на сцене – то царица,
То бабуля, то лисица.
Знает Коля и Лариса,
Что в театре я...
Ответ (актриса)

Не часы, а тикает.
Ответ (Сердце)

На лужайке, у двора,

Очень злющая трава

Проросла под клёном

Ковриком зелёным.

Хоть порой на ней роса

Весело искрится,

Эта злюка, как оса,

Жалить мастерица.

(Крапива)

На весь простор

Один костёр

Горит над нами

С давних пор.

Горит он жарко

И дарит нам

Своё тепло.

Молодцы, ребята, послушайте стихотворение.

Женский род запомню я
И скажу «она моя»,
И запомню род мужской,
И опять скажу «он мой».
Средний род - «оно моё»-
Это правило твоё.

Мы с вами повторили род имен существительных, имена существительные имеют три рода.: женский, мужской и средний.

А наше путешествие мы продолжаем. Следующая наша остановка:

6остановка:Придумай-ка.

Ребята, вам необходимо придумать и записать любое предложение и подчеркнуть имя существительное.

IV)инструктаж по Д/З

Желтый учебник: с.182 упр.463

с.184 упр.468

1)О какой части речи мы сегодня говорили?

2) имя существительное-это....

3) обозначает....

4)Отвечает на вопросы.....

5)на вопрос кто отвечают....

6)На вопрос что отвечают.....

7) имена собственные пишутся...

8) а имена нарицательные....

9) имена существительные изменяются по...

10) в предложении являются.....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

«Имя существительное как часть речи»

Подготовила: учитель русского языка и литературы Гончарова Т.В.,

МБОУ «ООШ №8»

Цели урока:
Учебно-познавательные:
закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно–исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
· Прием рефлексивной деятельности
· Метод конкретизации целей обучения
· Метод открытого обсуждения новых знаний
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».

Ход урока

  1. Орг. момент .

Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия

2 . Лингвистическая разминка.

На доске предложение.

– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)

[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)

– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.

– Обозначьте изученные орфограммы.

Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология-огромная страна, а мы направимся в г. Предметинск. Какой частью речи являются слова, живущие в этом городе? Правильный ответ поможет определить тему урока.
3. Постановка проблемы и задач урока
- Правильно, это имя существительное.

Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи).
- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться , каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.(Приложение№1)

Отправляемся в путь!

4. Работа по теме урока

1 остановка «Опознаватнльная»

Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в упражнении 397 (Число запишите в маршрут)

А что помогло вам так легко справиться с заданием? (Теоретические сведения)

2.Остановка «Теоретическая».

Давайте с вами вспомним, что же такое имя существительное и его основные признаки.

Самопроверка по учебнику.Результаты оцените по 5бальной системе

3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание.
Найди лишне слово. Я диктую группу слов, а вы должны выписать лишнее и определить по какому признаку оно лишнее.

  • Олень, дочь, мужчина. (род)
  • Собака, книга, девочка. (одуш.)
  • Москва, город, Россия. (собств.)
  • Песня, море, листопад. (склонение)
  • Ключи, уроки, класс. (число)

Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)

Учитель. Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.(Слова-бык, окно, мышь)

4.«Синтаксическая»

И мена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе, где на них всё держится. Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами

Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения (работа по группам)

Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)

Физминутка

А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.

(Звучит релаксационная музыка, выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)

Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)

Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)

5. «Проверочная». Тест (взаимопроверка)

«5» - 5 правильных ответов;
«4» - 4 правильных ответа;
«3» - 3 правильных ответа

Самостоятельная работа. Проверка по ключу.

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи В) У дерева

Б) На солнце Г) На краю

5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее В) Сказуемое

Б) Дополнение Г) Обстоятельство

6. «Творческая».

Употребление существительных в речи.

Запишем стихотворение и определим род и склонение всех имен существительных.

Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.(С. Аксаков)

7) Сочинение – миниатюра.

А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по картине за окном, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что изображено.

5. Итог урока..

1.Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.

Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

2. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - улыбнитесь, если "нет" - нахмурьтесь. Спасибо, ребята.

3. Выставление оценок.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать?

Цель: обобщить полученные ранее знания учащихся о грамматических признаках имени существительного; формировать умения выделять в речи и правильно употреблять

имена существительные;

Способствовать развитию мышления, речи, памяти, продолжить развивать умение анализировать, группировать слова по признакам;

воспитание мотивации к учению.

Тип урока: урока : комбинированный

Но вначале мы должны узнать имя нашего героя. Ведь так?

В. Л. О. С. О - буквы по классу спрятаны.

СЛОВО.

3. Повторение и обобщение изученного материала.

Вот вы и назвали имя героя, в гости к которому мы и оправляемся.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Поговорим о словах – существительных.

Какие значения предметности вы можете назвать?

( Дополнить по одному слову – устно).

Люди: старик, девушка,…

Животные: мышь, попугай, …

Растения: береза, овощи,…

Предметы быта: посуда, сапоги,

Явления природы: метель, дождь, …

Географические названия: пустыня, наводнение, …

Вам надо было записать слова из словаря, вставить пропущенные буквы. Найти лишнее слово и доказать, почему оно лишнее?

Какое слово вы нашли. Докажите, что оно лишнее.

. Бонемент, Б. ндероль, кв. танция, кл. ент, т. леграф, п. чтамт, .п. рация,.бр. зование,

.бр. зовывать, ф. йе, кв. л.фикация, .теч. ство, .ску..тво.

Вы должны были записать данные слова в три столбика:

Ж. р. м. р. ср. р.

Бандероль, клиент, образование,

Квитанция, абонемент, фойе,

Операция, телеграф, искусство,

Квалификация, почтамт, отечество.

(Самопроверка) .

Какие слова можно объединить одним словом?

(Почта - почтамт, бандероль, клиент, квитанция, операция, телеграф).

Составьте со словом Бандероль Предложение, запишите его, подчеркните главные члены предложения. Над лексическим значением этих слов мы будем с вами работать на следующем уроке.

О каком грамматическом признаки имени существительного вы должны были помнить, записывая слова в три столбика.

Какие ещё грамматические признаки имени существительного вы знаете?

Одушевлённое. Неодушевлённое Собственное/нарицательное. Род: м. р., ж. р., ср. р. Число: ед., мн. Падеж: И. п. Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.

Сегодня мы ещё раз повторим и обобщим знания о грамматических признаках имени существительного.

ИГРА: « Третий лишний» (Карточки).Два варианта заданий.

В каждом ряду слов узнай лишнее существительное по одному из грамматических признаков (Карточки) :

1. Столяр, станок, повар; Одуш/неодуш

подружка, кружка, книжка.

2.Стеклов, стекло, стекольщик; Собств./нар .

Шира, село, Целинное;

3. Лев, львёнок, львица; род

Стекло, стекольщик, стеклодув.

4. Ножницы, игла, пяльцы; число

молоток, шипцы, рубанок.

5. Под окном, над окном, у окна; падеж

О маме, к маме, по маме.

2 вариант. (Убери выделенные слова).

1. Столяр, Станок , повар; Одуш/неодуш

Подружка, кружка, книжка.

2.Стеклов, Стекло , стекольщик; Собств./нар .

Шира, Село , Целинное;

3. Лев, львёнок, львица; род

Стекло , стекольщик, стеклодув.

4. Ножницы, Игла , пяльцы; число

молоток, Шипцы, рубанок.

Доказать, какое слово лишнее .

Какое из всех слов можно отнести к данной схеме? Докажи.

Приставка+ корень+ суффикс+ окончание

Подружка – разобрать как часть речи.

Подружка – сущ., одуш.. нариц., ж. р., ед. ч., 1 скл.

Придумайте предложение с данным словом, чтобы оно было главным членом предложения.

Моя подружка Настя хорошо поёт .

Второстепенным членом предложения:

Мы с подружкой Настей ходим на занятия кружка « Маленькая хозяюшка».

Какой частью речи является слово подружка? Докажи, используя схему.

Учебник, стр. 78.

О каком грамматическом признаке существительного мы ещё не говорили?

(о склонении).

Пользуясь таблицей, которая есть у вас, определи, чем похожи и чем различаются слова: ночь, ночка, ночник.

Разбери эти слова по составу слова. А какое время суток изображено на нашей картине? Назови грамматические признаки этого существительного (день).

Когда, я работа над составлением плана урока, то ваш учитель географии, увидев замок на берегу озера, сказала « Какой красивый ЛАНДШАФТ», но я не знаю, что

Означает данное слово, т. е. его лексическое значение.

Поэтому на Домашнее задание вам : узнать у учителя географии как толкуется значение этого слова, правильно записать это слово, подчеркнуть , записать лексическое значение, разобрать Слово ландшафт как часть речи .

А я найду значение в словаре Ожегова. Посмотрим, как толкуется значение одно и тоже слова в разных источниках.

А сейчас продолжим говорить о именах существительных.

Работа по учебнику стр. 76, упр. № 106 – выписать имена собственные.

Как пишутся имена собственные?

О каких словах – существительных мы не говорили?

(несклоняемых).

Знакомство со словами и их значением.

Учебник, стр. 72. Запомнить написание данных слов.

Итак, наше путешествие подошло к концу.

Так кто живёт в замке? Какие слова там живут?

Посмотри на замок, на природу, что его окружает. Назови слова – имена существительные, называя их грамматические признаки. Что интересного вы услышали, называя слова(нет одушевлённых предметов). А кто, по – вашему, мог жить в замке?

(Король. Принцесса. Животные).

Что нового узнали на уроке?

(слово может иметь грамматические признаки и лексическое значение).

4.Оценки. Рефлексия.

Как вы понимаете пословицу:

« Доброе слово построит, а злое разрушит».

У каждого на парте лежат имена существительные, выбери те существительные, которые могут прибавить радости, любви, тепла. Окружим ими наш замок

А какой частью речи будут являться эти слова? Какие грамматические признаки указывают на это?

Карточки со словами:

Тепло, радость, свет, война, мир, агрессия, солнце, веселье, мир, труд, лень, чернота, доброта, Честность, справедливость, праздник.

Запомните, пожалуйста, что:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает так сурово,

То рождено теплом души.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить,

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

1.Конспект урока по ФГОС средствами УМК с комментариями по формированию УУД. Урок русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное»

3. Основное содержание.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умения определять в речи имена существительные.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Дидактическая цель:

  • создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.

Задачи урока:

  • Формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;
  • Развивать умение сравнивать и делать выводы.
  • формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
  • работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
  • воспитывать интерес к предмету.

Основной дидактический метод:

  • частично – поисковый

Дидактические средства:

  • учитель – презентация;
  • учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой, таблица

Оборудование:

  • «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - 3 класс
  • компьютер +проектор
  • маркерные доски

Ход урока

  • Организация класса.

Учитель : Прозвенел долгожданный звонок –

Начинается урок!

Будьте внимательными, работайте активно и я думаю, в конце урока многие из вас за свою хорошую работу на уроке получат положительную оценку! (Учащиеся записывают классная работа и число.)

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

Запишите и разделите слова на 3 группы. (Слова записаны на доске.)

Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.

По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)

К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)

На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)

Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)

К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)

На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)

Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)

К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)

На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)

Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.)

IV. Cамоопределение к деятельности

Прочитайте слова.

Снегопад, корова, нефть, собака, голубой.

Какое слово лишнее? Почему? (Голубой – это имя прилагательное.)

К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)

Что вы знаете об имени существительном? Прочитайте на экране.

(Слайд 2, 3)

Сформулируйте тему урока . (Слайд 4.)

- Приведите примеры имен существительных.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 94 (с. 55).

Прочитайте и сравните пары слов.

К какой части речи относятся слова?

Чем они похожи? (Написанием.)

Чем отличаются? (Ударением.)

Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе.

Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка)

  • Упражнения в написании собственных и нарицательных слов.

(Работа в парах)

Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные. Будьте внимательны. (Слайд 5.)

Ярославль, город, Днепр, река, Байкал, озеро, Максим Горький, писатель, собака, Жучка, планета, Марс.

(Проверка.) (Слайд 6.)

  • Работа со словами из словаря

Отгадайте загадки.

Какой конь землю пашет,

А сена не ест?

(Трактор )

В поле – метелкой,

В мешке – жемчугом.

(Пшеница )

Найдите слово трактор и пшеница в орфографическом словаре.

Запишите слова в тетрадь.

Составьте предложение со словами пшеница и трактор, запишите в тетрадь.

(Трактор пашет поле для посева пшеницы.)

Запомните написания этих слов.

VI. Физкультминутка

(слайд 7.)

Раз – поднялись, подтянулись.

Два - согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

VII. Закрепление изученного материала

  • Работа по учебнику

Упр. 95 (с. 55).

(Дети самостоятельно выполняют упражнение. Проверка.)

Какие слова написали с большой буквы? Приведите примеры.

(Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)

  • Упражнение в написании одушевленных и неодушевленных имен существительных. (Слайд 8.)

Распределите данные слова на две группы: 1) слова, обозначающие одушевленные предметы; 2) слова, обозначающие неодушевленные предметы.

Шофер, ветеран, плакат, катер, маляр, ровесник, трамвай, трактор, ученик, сахар, салазки, учительница, пшеница, юноша.

Какие слова написали в первую группу? Почему?

Какие слова отнесли ко второй группе? Почему?

VIII. Рефлексия

Выпишите имена существительные. Укажите их род и число.

Образец: стол – м. р., ед. ч. (Слайд 9.)

Нежный, листок, солнечный, дружить, помнить, умелый, яблоко, небо, красивый, звездный, Марина, кошка, молчать, синева, холодный, простор, Москва.

Какие слова выписали? Почему?

Какие слова оказались лишними?

Что обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе? Приведите примеры.

Какие имена существительные называются собственными?

Какие имена существительные называются одушевленными? неодушевленными? Приведите примеры.

IX. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

С какими новыми словарными словами вы познакомились?

Домашнее задание. (Слайд 10.)

Упр. 96 (с. 56).



Ользонова Тамара Максимовна

Русский язык

7 класс

Имя существительное – часть речи.

Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Цели урока:

1. Учить детей доказывать, что данные слова являются именами существительными

2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.

Задачи урока:

Образовательная: систематизировать знания и умения нахождения существительных по вопросам;

Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы со словами, ребусов, дидактических игр, обогащение активного словаря учащихся;

Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности (планирующая функция мышления через упражнения со словами - ребусами), коррекция личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения;

Воспитывать вежливость, культуру диалога, воспитывать интерес к учёбе, предмету.

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.

Вид урока

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам; работа со слайдами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, картинки, конверты с заданиями, музыкальное сопровождение.

Используемые компоненты УМК:

1.Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.2013год

2. Галунчикова Н.Г., Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2013год

Методическая литература:

    Н.М.Барская, Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы»;

    Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова «Справочное пособие по русскому языку»;

    Н.А.Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе»;

    В.И.Круковер, Л.И.Шелестова «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс»

Ход урока

Этап урока:

(деятельность учителя и ученика)

Время

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

1 мин.

Проверка домашнего задания

Ребята, на прошлом уроке вам было задано упражнение 191 .

Давайте проверим его, а сделаем мы вот это как. Я называю слова, а вы поднимаете карточку с данной частью речи.

2 мин

Вступительное слово

Сегодня у нас в гостях. Встречайте - этого мальчишку, вы, конечно, узнали его; он частый гость на наших уроках. Кто это?

Незнайка

Он опять принёс нам вопросы и задания, которые не смог решить сам, Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем. А кто этот мальчик? Вы с ним ещё незнакомы, он пришёл к нам впервые. Догадались кто это?

Знайка.

Да это он. Знайка принёс с собой советы, подсказки, справки из научных книг. Он нам будет помогать.

1 мин

Мотивация учебной деятельности

Работа по закреплению темы «Части речи»

Устно, по 1 ученику у доски, остальные проверяют.

    Из чего состоит наша речь?

    Какие части речи вы знаете?

    На какие вопросы отвечает имя существительное?

    На какие вопросы отвечает глагол?

    На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Незнайка выполнял дома своё домашнее задание, но не смог его выполнить до конца.

Ребята, определите в предложениях все части речи и подскажите Незнайке, как их нужно правильно подчеркнуть.

Гл. Прил. Сущ.

Стоит красивый диван.

Маленькая девочка рисует.

Летит сизый голубь.

3 мин.

Физминутка

С физминуткой я дружу,

Свою спинку разогну,

Ножками потопаю,

Ручками похлопаю,

А теперь попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Сяду я за парту стройно, чтоб вести себя достойно!

2 мин.

Новый материал

Работа в тетради

Я тетрадочку возьму,
В уголочек положу
Я друзья от вас
Не скрою, ручку я
Вот так возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишем число в тетрадях. Две строчки вниз, в третьей строке посередине запишем (число, классная работа)

Имя существительное как часть речи.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

2 мин.

Сообщение цели и темы урока

Упражнения на размышление

Работа в тетради

Вывод:

Индивидуальная работа по карточкам

1 ученик у доски, остальные в тетради.

Вывод:

Цель нашего урока уметь различать и доказывать, что данные слова являются именем существительным. Заглянем в первый конверт Незнайки. Что это за загадочные рисунки, как вы думаете?

Это ребусы.

Какие слова получились?

1. Уши, столб, дятел, бабочка.

Что вы можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод? Чем они могут отличаться друг от друга? Что общего в этих словах? Поразмышляйте! (ответ учащихся)

Запись слов в тетрадь.

- Да! Это вопрос трудный. Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет. (Ученик читает записку)

Поставьте к словам вопрос

Воспользуемся советом и поставим вверху над словами вопрос

Уши, столб – что?

Дятел, бабочка – кто?

Что вы теперь можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод!

Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет.

2. лиса, играть, шумный, стол, жара, весна, зелёный, смеяться, ведьма, еж, лисий, лес.

    Выберите все существительные из данных слов и запишите в тетрадь.

    Докажите, что это существительные!

Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предмет называются именами существительными. Сегодня мы будем знакомиться с этой частью речи и даже построим для неё дом.

6 мин.

Работа с учебником

Стр.84 правило 1

В нашем учебнике тоже есть правило, которое подтверждает наши слова (чтение правила)

А вот и крыша нашего дома

3 мин.

Имя существительное


Что вы знаете о словах этой части речи?

Отвечают на вопрос кто? что? Обозначают предмет

Это будет первый этаж нашего дома.

Кто? Что?

Предмет


Самостоятельная работа в тетрадях

Проверка (сигнальные карточки)

Упражнение на размышление

Вывод:

Знайка предлагает вам письменно задание. Допишите в тетрадях свои три существительных.

Какие слова вы записали(спросить 2 учеников)

- А сейчас я попробую угадать слово, которое вы не записали.

Воздух

- походит оно?

Подходит

Докажите

Отвечает на вопрос что?

_ Незнайка тоже принёс свои слова. Откроем второй конверт. (читаем хором слова)

Холод. Встреча. Радость.

Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома? (Учащиеся размышляют, ставят вопрос)

Да и нет.

Мнения могут быть разными, так как вопрос что? а обозначают не предметы. А вот, что думает об этих словах Знайка. (открываем конверт, читаем подсказку)

Сушествительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, событие, состояние человека.

Ребята, оказывается слова Незнайки тоже существительные. Давайте прочитаем ещё одно правило на стр. 84.

Оказывается, ребята существительные могут обозначать события, состояние человека, явления природы.. это и будет второй этаж нашего дома.

7 мин.

Интересное событие

Вывод:

У Знайки есть интересное событие из научных книг о существительном (открываем конверт, ученик читает)

Имя существительное - самая большая часть речи. Почти каждое слово в ней – имя существительное. И это понятно человек с рождения жадно смотрит и хочет знать и называть всё, что окружает его, что существует вокруг него.

-значит, существительные есть в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество.

Физкульт- Минутка

2. Для глаз.
3. Для рук
Упражнение «Кулачки»: Руки на коленях, кулачки сжаты, / Крепко, с напряженьем, / Пальчики прижаты./ Пальчики сильней сжимаем/Отпускаем, разжимаем./ Знайте, девочки и мальчики:/ Отдыхают ваши пальчики!

2 мин.30 сек.

Закрепление изученного

I группа – стр. 85

Упражнение 214

II группа – стр. 84

Упражнение 213

III группа-

Работа по карточкам

Проверка. Оценивание.

Давайте проверим ребят, выполнявших задание
- Молодцы! Верно справились с заданиями.

10 мин.

Итог урока

Итак, что нового, узнали сегодня о предложении?
- Чему учились? Для чего?
- Что помогло нам узнать новое?
- Кто помог изучать новый материал?

3 мин.

Домашнее задание

    Стр. 85. Упр. 215 (Женя, Алёна)

2. Стр. 85 упр. 216 (Вова, Алсу)

    Работа по карточкам (Петя, Антон)

    Стр. 84 правило

1 мин.

Рефлексия

Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось? Почему?
- Какое задание понравилось больше? Почему?
- Кому спасибо скажем за урок?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
Выберите личико, покажите своё настроение.

1мин.

Самоанализ урока.

Урок русского языка.

    Тема урока : Имя существительное – как часть речи.

    Тип урока : Комбинированный. Изучение нового материала.

    Вид урока : Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.

    Данный урок по теме «Имя существительное как часть речи» - 1й в этом году. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение данной части речи.

    В ходе урока были учтены возможности данного класса.

    Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Цели урока:

    Учить детей уметь доказывать, что данные слова являются именем существительным.

    Закреплять навык группировки слов по значению.

    Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.

    Воспитывать вежливость, культуру диалога.

    Для психолого-педагогической поддержки урок начинаем с мобилизирующего этапа, способствующие созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.

    Для развития познавательной сферы уч-ся была произведена: работа по развитию психологических процессов.

Речи:

    Актуализация знаний (определение частей речи).

    Физкультминутка.

    Изучение нового материала (умение различать и доказывать, что данные слова являются именами существительными).

    Закрепление изученного (выписывать и дописывать имена существительные).

    Рефлексия (умение давать оценку своей работе, товарищей).

Памяти:

    Развитие мелкой моторики рук.

    Работа в тетради (запись числа, положение тетради при письме, посадка).

    Актуализация знаний (правила работы с учебником, повторение знаний о частях речи, «группировка слов»).

    Физкультминутка.

    Рефлексия (воспроизведение этапов урока, цели).

Мышления:

    Чистописание (сравнение букв, обобщение, выделение общего).

    Постановка темы, целей урока. Повторение изученного.

    Актуализация знаний (сравнение группы слов, группировка, «шифрование» слов, ребусы).

    Физкультминутка.

    Изучение нового материала (обобщение, логичность, самостоятельность).

    Закрепление изученного материала (работа с заданиями учебника русского языка, работа по индивидуальным карточкам)

    Подведение итогов урока (обобщение, выделение главного, систематизация знаний).

    Рефлексия.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности уч-ся.

II. По развитию мотивационно - потребностной сферы уч-ся учила навыкам рефлексии и на каждом этапе урока и в конце урока, учила ставить цель и планировать свою деятельность.

    Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.

IV. По коммуникативному развитию уч-ся использовала приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы уч-ся в течение всего урока общались друг с другом, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала уч-ся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его. На уроке было реализовано право уч-ся на ошибку и право на творчество. Постоянно работаю в зоне ближайшего развития ребёнка.

Считаю, что психолого-педагогическая поддержка на уроке была реализована.