Мнемотаблица к рассказу улетают журавли. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с использованием опорных картинок. Н. СладковЗолотая осень

Далёком детстве с особенной радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь.

— Журавли! Журавли! — громко кричали мы, радуясь прилёту весенних гостей.

Журавли летели стройными косяками. Они возвращались из далёких тёплых стран. Покружив над болотом или над берегом реки, они иногда садились, чтобы отдохнуть и подкрепить свои силы после далёкого пути.

Во время прилёта журавлей уже оживала, тёплым дыханием дышала земля. На полях, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, заливались песнями жаворонки, цвела черёмуха, над золотыми пуховками ивы гудели пчёлы. Журавли летели на север к знакомым родным болотам, где каждый год они выводили и выращивали своих долгоногих птенцов.

Уже поздней осенью, когда с деревьев опадал золотой и багряный лист, журавли возвращались на юг. Они летели такими же стройными косяками, и нам казались печальными прощальные их голоса.

— Прощайте!.. Прощайте!.. — кричали нам с неба улетавшие журавли.

Некогда мне довелось близко наблюдать журавлей. Я охотился на глухарином току возле большого зыбкого, почти непроходимого болота. Ночуя в лесу, много раз на рассвете я слышал, как водят хороводы, громко кричат на болоте журавли. Пробравшись к болоту, спрятавшись в густых кустах, я наблюдал в бинокль за журавлями. Собравшись в широкий круг, размахивая сильными крыльями, журавли трубили и плясали. Это был весенний свадебный журавлиный праздник. Я не тревожил журавлей, готовивших свои семейные гнёзда. В летние и осенние ясные дни в поисках корма журавли вылетали с болота на соседние крестьянские поля, бродили по ним вместе с деревенским стадом.

Пойманного молодого журавля очень легко приручить. Ручные журавли ходят вместе с курами и другими домашними птицами. В прежние времена таких ручных журавлей нередко держали для охраны домашних молодых птиц. Зоркий наблюдательный журавль не позволял крылатому хищнику — ястребу или вороне — убить или похитить цыплёнка. Ступая на длинных своих ногах, одним глазом всё время поглядывал ручной журавль в небо и, если показывалась хищная птица, издавал тревожный крик, который куры, индюшки, цыплята хорошо понимали.

Путешествуя некогда по Северу нашей страны, на лесном аэродроме, где стояли небольшие самолёты, я увидел ручного журавля. Он безбоязненно ходил по аэродрому, как бы следя за общим порядком. Иногда он улетал в лес на болото и скоро возвращался. Об этом ручном журавле мне уже приходилось однажды писать. Знакомые лётчики рассказали мне, что в осенние дни, когда над аэродромом пролетали косяки журавлей, их любимец-журавль беспокоился, издавал призывный крик. Журавлиные стаи кружили над аэродромом, и однажды ручной журавль не выдержал — поднялся в небо, улетел на юг вместе с земляками.

«Улетают журавли»

Цели:

Обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

коррекционно-развивающие:

Закреплять у детей умение правильно упот­реблять в речи слова «перелетные», «зимую­щие»;

Закреплять умение синтаксически верно стро­ить предложения;

Упражнять детей в образовании сложных при­лагательных;

коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Оборудование: текст рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли», опорные сигналы (под­бирает логопед).

Предварительная работа: чтение художественных текстов Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Образуй слово»

У утки короткий хвост - значит, это коротко­хвостая утка.

У грача острый клюв - значит, это остроклю­вый грач.

У гуся красные лапы - значит, это краснолапый гусь.

У цапли длинные лапы - ...

У грача черные крылья - ...

У аиста тонкая шея - ...

2. Объявление темы.

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как - те, кото­рые остаются на зиму?

Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».

Куда собрались улететь журавли?

В какое время года птицы улетают в теплые края?

Как собираются журавли для полета?

Как сказать по-другому: «косяк»? ... («журав­линый ключ»)

Над чем пролетали журавли?

Где останавливались на отдых?

Какой был лес? (Мрачный, темный.)

Когда журавли продолжили свой путь?

Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?

Когда можно ждать журавлей обратно?

4. Физкультминутка. «Кукушка».

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Во время чтения логопед выставляет опорные сиг­налы, соответствующие данному отрывку в рассказе.

6. Пересказ произведения детьми.

7. Итог занятия.

Как называются птицы, которые на зиму улета­ют в теплые края?

Полет каких птиц был описан в рассказе?

Как выстраиваются журавли для полета?

Занятие 7.

Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»

Цели:

коррекционно-образовательная:

Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;

коррекционно-развивающие:

Уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;

Упражнять в согласовании числительных с существительными;

Развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

коррекционно-воспитательная:

Воспитывать и прививать интерес к художест­венному слову.

Оборудование: текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту (рис. 4-7), пред­метные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов (подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение и беседа по про­изведениям Я. Тайца «По грибы», С. Аксакова «Грибы». Лепка: «Грибы в лукошке».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «По грибы»

Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.

2. Объявление темы.

Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.

3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Кто приехал погостить к Жене и Павлику?

Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?

Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?

Как вы оцениваете их поступки?

Кто больше насобирал грибов?

Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?

Почему Инночка тихо стояла в сторонке?

Что увидела мама в ее корзинке?

Кто из героев рассказа вам понравился боль­ше? Почему?

4. Игра «Сосчитай грибы».

У каждого ребенка - по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,... семь боровиков и т.д.»

5. Физкультминутка. «По грибы».

6. Повторное чтение с установкой на пересказ.

Во время чтения логопед выставляет сюжетные картины.

7. Пересказ рассказа детьми.

8. Итог занятия.

Куда ходили дети?

Кто был самым лучшим грибником?

Какие грибы нельзя класть в корзинку?

Занятие 8.

Составление рассказа «Неудачная охота»

По серии сюжетных картин

Цели:

коррекционно-образовательная:

Обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;

коррекционно-развивающие:

Развивать умение строить последовательно свое высказывание;

Активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные;

коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей любознательность к окру­жающей природе.

Оборудование: серия сюжетных картин «Неудачная

охота» (рис. 8-11); игрушки - котенок и дерево.

Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н. Толстого «Котенок», «Лев и собачка», Н.Г. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка». Рассматривание изображений живот­ных на картинках. Рассказы детей об их домаш­них питомцах.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род,

На охоту вышел... (кот.)

(Из коробочки логопед достает игрушечного кота и предлагает детям оставить его в гостях на все занятие.)

2. Объявление темы.

Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился. Но история эта, ребята, зашифрована, и вы должны догадаться сами, что произошло с Васей. (Логопед выставляет серию сюжетных картин, в которой «зашифрована» история «неудачной охоты» Васи.)

3. Игра «Составь предложение».

Дети составляют предложения по демонстрируе­мым логопедом действиям.

Выставляется игрушечное дерево. Логопед поме­щает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.

Дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.

4. Беседа по картинкам.

Ребята, давайте «расшифруем» историю кота Васи, а затем спросим у него, правильно ли мы его поняли.

Какое время года изображено на картинках? (Осень).

Почему вы так думаете? (Потому, что на дере­вьях желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася - воробьи - зимующие.)

Что делает Вася?

Почему он обратил внимание на воробьев?

Какая мысль пришла ему в голову?

Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)

Заметили его птицы?

Почему охота у Васи не удалась?

5. Физкультминутка. «Кошка».

6. Составление рассказа детьми.

Коллективное составление рассказа детьми, с помощью логопеда, по картинкам. Логопед начина­ет рассказ, а дети продолжают. После совместно­го составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.

Примерный рассказ

После Вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дере­ву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продол­жали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.

7. Итог занятия.

Чью историю вам пришлось расшифровывать?

Какие особенности вы узнали об охоте кошек?

Давайте спросим у Васи: так ли было все на самом деле? (Логопед «спрашивает» у игру­шечного котенка и говорит, что Вася очень
удивлен, как точно дети расшифровали его историю.)

Интеграция образовательных областей :

  • Социально - коммуникативное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Художественно – эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

Цель: развитие связной речи через обучение пересказыванию.

Речевое развитие.

Развивать связную речь детей, учить пересказывать текст связно, последовательно, выразительно, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.

Обогатить пассивный словарь словами вереница, стройные косяки, чуть брезжит.

Обогатить активный словарь словами стая птиц, клин, отлет, перелетные, зимующие, поодиночке, улетать, курлыкать,

Формировать грамматический строй речи, умение точно выражать свою мысль. Закреплять умение отвечать на вопросы развернутым предложением.Совершенствовать навыки составления и использования сложноподчиненных предложений.

Упражнять в усвоение категории творительного падежа единственного числа.(« Как улетают птицы Гуси, утки, лебеди - вереницей; журавли - клином; ласточ­ки, грачи, скворцы - стаей; кукушки - поодиночке.)

Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, интонационно передавать свои чувства и впечатления.

Социально-коммуникативное развитие .

Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, чувство сопереживания другим; продолжать формировать становление самостоятельности и саморегулирования собственных действий при работе в коллективе.

Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы, желание помогать зимующим птицам.

Познавательное развитие.

Расширить знания о осеннем сезоне, о птицах, их образе жизни. Учить устанавливать связи между изменениями в природе и отлетом птиц.

Художественно – эстетическое развитие.

Развивать интерес к художественной литературе и чтению. Учить высказывать суждения, давать оценку прочитанному произведению. Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на литературное произведение.

Физическое развитие.

Совершенствовать координацию движений, помочь снять мышечное напряжение, развивать мышцы пальцев рук, умение согласовывать движения и слова текста.

Коррекционные задачи.

Развивать мелкую моторику рук, вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.

Методы и приемы:

Практические : Зарисовка плана - схемы, динамическая пауза «Спит журавлик под кустом», Пальчиковая гимнастика «Журавлики – журавли». Составление клина из силуэтов журавлей.

Наглядные: показ иллюстраций с изображением журавлей, отлетом птиц, использование мнемотаблиц.

Словесные: беседа, вопросы детям, чтение рассказа

Игровые: Игра в кругу с мячом «Почему?», Словесная игра «Как улетают птицы».

Материалы и оборудование.

CD-диск: фонограмма пьесы П. Чайковского «Осенняя песнь». Книга И. Соколова-Микитова «Улетают журавли». Иллюстрации с изображением отлета перелетных птиц, с изображением журавлей. Мяч. Мнемотаблицы. Листы белой бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа.

Рассматривание картин с изображением птиц перелетных и зимующих.

Чтение сказки «Лягушка-путешественница» Гаршин.

Заучивание наизусть стихотворения «Падают, падают листья» с помощью мнемотаблиц. » Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит».

Наблюдение за птицами во время прогулки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая

Игра в кругу с мячом «Почему?»

Цель: закреплять умение строить сложноподчиненные предложения, использовать союз потому что .

Словесная игра

Как улетают птицы ?

Цель: Упражнять в усвоение категории творительного падежа единственного числа.

Коммуникативная

Беседа: «Перелетные птицы».

Цель: Учить устанавливать связи между изменениями в природе и отлетом птиц.

Вопросы к детям, свободное общение по теме.

Цель: Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, интонационно передавать свои чувства и впечатления

Двигательная

Динамическая пауза «Спит журавлик под кустом».

Цель: Развивать двигательную активность, умение выполнять движения в соответствии с текстом

Пальчиковая гимнастика «Журавлики – журавли». Развивать мелкую моторику.

Самообслуживание и элементарный труд

Приготовление и уборка своего рабочего места

Восприятие художественной литературы

Чтение рассказа: И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

Цель: Развивать интерес к художественной литературе и чтению.

Чтение стихов, загадок об осени, птицах

Цель: Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на литературное произведение.

Продуктивная

Составление клина из силуэтов журавлей. Цель: закрепить знание о способах отлета птиц на юг.

Зарисовка плана - схемы. Цель: учить пересказывать текст связно, последовательно, выразительно, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

Организационный момент.

Звучит тихая музыка,

фонограмма пьесы П. Чайковского «Осенняя песнь».

Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? - Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

дети входят в игровую зону, слушают воспитателя,

отвечают на вопросы.

Сформирован положительный настрой, к предстоящей деятельности.

Называют характерные признаки осени.

Подготовка к восприятию текста.

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? - Как называются птицы, улетающие от нас на зиму? - Назовите их. - Почему птицы покидают родные места и улетают на юг? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. - Как выживают оставшиеся с нами птицы?
- Отгадайте загадку:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (показ иллюстрации)
- Что вы знаете об этой птице? - Посмотрите на картинку. Что вы видите? (иллюстрация «Отлёт журавлей»)
- Кто из вас видел, как летят в небе журавли? - Как улетают другие птицы? (показ иллюстрации)

Стоят около воспитателя полукругом, слушают воспитателя, высказывают свою точку зрения.

Отгадывают загадку.

Рассматривают иллюстрации,

Отвечают на вопросы.

Различают и называют зимующих и перелетных птиц.

Отвечают на вопросы развернутыми предложениями.

Словесная игра

Как улетают птицы ?

Гуси, утки, лебеди- вереницей,

ласточ­ки, грачи, скворцы- стаей,

кукушки- поодиночке.

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы. Называют слова в творительном падеже.
Речевая динамическая пауза.

А теперь немного отдохнем, повторяйте за мной слова и движения.

Спит журавлик под кустом,
Там его уютный дом.

Мы смеялись и шумели,
Разбудить его хотели.

Но журавлик стоя спал,
Видно сильно он устал.

Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».

садитесь на этой солнечной поляне (дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом).

/руки над головой «домиком»/

/прыжки на месте/

/стоят на одной ноге/

Согласуют движения и слова.
Чтение рассказа

В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых. Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу. Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Слушают текст.

Внимательно слушают рассказ, эмоционально откликаются на литературное произведение.

В какие осенние дни собирались к отлету журавли?

Почему журавли кружили над родным болотом перед отлетом на юг?

Как летят журавли?

Покажите, как летят журавли, составьте клин из изображений журавлей.

Какой путь предстоит журавлям?

Куда потянулись косяки птиц?

Над чем пролетали журавли?

Где останавливались на отдых?

Какой был лес?

Когда журавли продолжили свой путь?

Что изменилось в лесу, когда взошло солнце?

Что кричали дети журавлям?

Когда можно ждать журавлей обратно?

Объяснение значения слов: «кулики» - болотная птица с длинным клювом и длинными ногами, «макушка» - верхняя часть дерева.

Отвечают на вопросы.

Составляют на доске клин из силуэтов журавлей.

Отвечают на вопросы полными предложениями.

Игра в кругу с мячом

«Почему?»

А сейчас мы поиграем в игру «Почему?». Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, кому брошу мяч.

Почему осенние дни золотые?

Почему болото для журавлей родное?

Почему косяки птиц стройные?

Почему небо высокое и ясное?

Почему крики прощальные?

Почему встреча весной будет радостной?

Играют, ловят мяч и возвращают педагогу, отвечают на вопросы.

строят сложноподчиненные предложения, используют союз потому что.

Повторное чтение с установкой на запоминание и пересказ.

Послушайте рассказ и запоминайте, вы будете его пересказывать.

В процессе чтения на демонстрационную доску выставляю мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Объясняю, что значат символы, произношу фразы из текста, указкой показываю символы.

Слушают текст, рассматривают мнемотаблицы.

Пальчиковая гимнастика «Журавлики – журавли».

Давайте встанем в круг и превратимся в журавлей.

Журавлики – журавли

Оторвались от земли,

Крылья к небу вскинули, Милый край покинули.
Закурлыкали в дали

Журавлики – журавли.

Повторяют текст, выполняют движения.

/кисти рук в замок/
/раскрыть замок/

/взмахи кистью/
/пальцы сложить «в клюв»/

Повторяют текст. Согласуют движения и слова.

Пересказ произведения детьми.

Рисование.

Вызываю детей пересказать текст по одному предложению.

Кто хочет пересказать весь рассказ?

Предлагаю детям с помощью цветных карандашей сделать зарисовку мнемотаблиц. - Ребята, сейчас вы нарисуете свои волшебные планы, чтобы в любой момент подсмотреть и вспомнить рассказ «Улетели журавли». Дома вы сможете рассказать его вашим родителям.

Пересказывают рассказ.

Рисуют мнемотаблицы.

Пересказывают небольшое произведение, используя мнемотаблицы.
Рефлексия

О каком времени года мы сегодня говорили?

Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?

С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?

Помогли ли вам схемы во время запоминания?

Делятся впечатлениями о занятии.

В золотые, осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекою, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота.

В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свиданья, до свиданья, журавли! До радостной встречи весною!

Г. Скребицкий

Хмурится небо. Частенько из низких туч брызжет на землю мелкий холодный дождь. Лес давно уже сбросил листву, стоит весь голый, притихший. В полях и на речке тоже не веселее. Всюду пусто, холодно и уныло. Вода в реке кажется какой-то серой, густой. В ней отражаются низкие тучи. А когда поднимется ветер, по речке бегут друг за другом крутые волны. Они сердито шипят и взбивают у берега грязно-жёлтую пену.

Целые стаи пролётных северных уток гостят у нас в эту пору, отдыхают и кормятся, чтобы потом двинуться в дальнейший путь на юг.

Подводные обитатели рек и озёр тоже готовятся к зимовке. Это хорошо известно каждому рыболову.

С наступлением холодов разные рыбы ведут себя по-разному. Жители стоячих вод - прудов и озёр - ленивые, неповоротливые караси и лини осенью, как только захолодает, прячутся на дно в подводные заросли, иной раз даже зарываются в ил и дремлют там. Попробуй в холод поймать на удочку карася или линя - вряд ли это удастся. Зато речная рыба - плотва, окунь, ёрш - в эту пору жадно хватает приманку. Спешит отъесться к зиме и зубастая щука. Но особенно большой аппетит появляется у налима. Всё лето дремал он в норе под корягами или среди камней. А вот наступила осень, начались холод, ненастье, тут-то налим и очнулся от дремоты, вылез из-под коряги и начал охотиться за рыбёшками, лягушками и другой живностью. Этому обжоре что живое ни попадись - всё съест.

К. Ушинский

Из детских воспоминаний

Покров - наш храмовый праздник. Сколько народу было в церкви, и как все веселы! В нынешнем году большой урожай!

У нас в саду вчера сняли последние яблоки; только на одной рябине ещё краснеют ягоды и дожидаются первого мороза.

Зелёные рощи превратились в разноцветные; осинка дрожит, вся золотая и пурпуровая; ветер обрывает последние листья, крылья мельниц не перестают вертеться, мой новый змей летает высоко, а в сенях уже стоят приготовленные зимние рамы.

И. Тургенев

Лес осенью

Ветра нет, и нет солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь обнажённые, бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно проносятся; воображенье реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развёртывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своей душой владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шума…

А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья - когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток, вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

Г. Скребицкий

По календарю ноябрь считается последним осенним месяцем. Но в нашей средней полосе это частенько уже начало зимы. С каждым днём всё крепче и крепче утренние заморозки. Когда ребята отправляются в школу, под ногами уже хрустит ледок.

Речка у берегов тоже замёрзла, только посредине вода свободна ещё ото льда. И на озёрах появились широкие ледяные закрайки. Небольшой пруд возле деревни уже совсем затянуло льдом, но ходить по нему нельзя - он ещё очень тонок.

Водоёмы, большие и малые, покрываются льдом. А вот и снег. Всё чаще и чаще летают в воздухе белые мухи зимы, садятся на землю, на крыши домов и сараев. Посидят и снова исчезнут - растают. И вновь хмурятся голые опустевшие поля и леса.

Холодно, неприютно. Всё живое попряталось от ненастья.

Звери одеваются в зимние шубы, тёплые и пушистые. В такой шубе не страшен им пронизывающий осенний ветер.

Поздняя осень. Невесёлое время года, но зато это чудесная пора для охотников. Пока в полях и лесах ещё не выпал глубокий снег, не нужно надевать полушубка, валенок, не надо тащить с собой тяжёлые лыжи. Надел ватную куртку, перекинул через плечо ружьё и иди, куда хочешь. Можно за день исколесить не один десяток километров.

В эту пору в лесу очень удобно следить за зверями и птицами. Листвы на кустах и деревьях уже нет, трава посохла, осенние дожди прибили её к земле. Нелегко в эту пору четвероногим и крылатым обитателям леса укрыться от зоркого глаза охотника-следопыта.

Данные об авторе

Воспитатель логопедической группы Огнева Ю.А.

Место работы, должность:

МБДОУ "Детский сад № 17" Воспитатель

Ленинградская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Родитель

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Предмет(ы):

Литературное чтение

Предмет(ы):

Логопедия

Предмет(ы):

Окружающий мир

Цель урока:

Цель НОД: развитие связной речи через обучение пересказыванию.

Задачи:

Образовательные: Расширить знания о осеннем сезоне, о птицах, их образе жизни. Установить связи между изменениями в природе и отлетом птиц. Уточнить понятие «перелетные птицы». Активизировать словарь по лексической теме, ввести в речь слова: золотая осень, стройный косяк, родное болото, ясное небо.

Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей пересказывать текст, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику. Развивать тонкую пальцевую моторику.

Воспитательные: Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы, желание помогать зимующим птицам. Воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

Тип урока:

Комбинированный урок

Используемая методическая литература:

Используемая литература:

1). «Обучение дошкольников пересказыванию» Конспекты занятий. Коллектив авторов. (Алгоритм построения конспекта, см. прикрепленные файлы)

2). Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» (Упражение «Почему?»)

3). Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Текст рассказа, упражнение «Дождик» стр. 458)

4). Л.Л. Тимофеева «Ребёнок и окружающий мир» комплексные занятия в старшей группе.(Речевая игра «Что когда бывает?»)

Мнемосхемы для пересказа разработаны самостоятельно.

В оспитатель Огнева Ю. А. (см. прикрепленные файлы)

Используемое оборудование:

Оборудование, атрибуты:

Картинки с изображением птиц зимующих и перелетных. Мнемосхемы для пересказа. Листы А4 , цветные карандаши. Мяч.

Предварительная работа:

Рассматривание картин с изображением птиц перелетных и зимующих.

Чтение сказки «Лягушка-путешественница» Гаршин

Заучивание наизусть стихотворения «Падают, падают листья» с помощью мнемотаблиц.

Наблюдение за птицами во время прогулки.

Краткое описание:

Занятие по обучению детей подготовительной группы пересказыванию адаптированного текста с использованием авторских мнемотаблиц (см. прикрепленные файлы). Подобные занятия можно составлять опираясь на специальный алгоритм (см. прикрепленные файлы).

Последовательность действий

1. Организационный момент.

Создание положительного эмоционального фона:

Сейчас, ребята, мы повторим знакомую вам пальчиковую гимнастику и вы поймёте о каком времени года пойдет речь.

«Осенние листья»

Раз, два, три, (загибают пальчики, начиная с большого)

четыре, пять,

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (шагают пальчиками по столу)

Н. Нищева

О каком времени года мы говорили?

Об осени.

Правильно, ребята. Мы уже много говорили об осени и сейчас повторим ее приметы.

Речевая игра «Что когда бывает?»

Цель игры: Уточнить знания о сезонах, развивать внимание, быстроту реакции.

Оборудование: Мяч среднего размера.

Алгоритм проведения:

Дети стоят в кругу, воспитатель внутри круга с мячом, называет приметы времен года. Если примета осенняя, то ребёнок просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросает его воспитателю и объясняет почему. При объяснении дети должны составлять предложения с противительным союзом «а».

Желтеют листья

Расцветают цветы

Собирают урожай

Метёт метель

Люди загорают и купаются

Собирают грибы

Идут частые дожди

Распускаются почки

Птицы улетают в тёплые края

Молодцы, вы были внимательны, садитесь на свои места.

2. Основная часть.

Подготовка к восприятию текста.

Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Что происходит с ними осенью?

Они улетают в теплые края.

Почему?

Становится холодно, исчезает пища.

Все ли птицы улетают?

Нет, только перелетные.

А как мы называем птиц, которые остаются зимовать?

Зимующие.

Давайте вспомним названия птиц, рассмотрим картинки и уточним, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Дидактическое упражнение «Птицы»

Дети сидят за столами. На демонстрационной доске картинки с изображениями разных птиц.

Правила такие: если я называю перелётную птицу, то вы поднимаете руку, а если зимующую, то руки сложены на парте.

Ворона, грач, синица, воробей, ласточка, сорока, аист, журавль.

Хорошо, вы отлично знаете птиц, игра окончена. Кто из вас запомнил, какую птицу я назвала последней?

Журавль. (Картинки всех, кроме журавля снимаются с доски)

Правильно, сегодня я прочитаю вам рассказ «Улетают журавли».

Чтение рассказа: «Улетели журавли». Развитие слухового внимания и памяти.

Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Улетели журавли».

«Улетают журавли»

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.

По И. Соколову-Микитову

Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.

В какие дни собрались к отлёту журавли? (В золотые осенние дни собрались к отлету журавли)

Над чем они покружились? (Покружились они над рекой, над родным болотом)

Куда потянулись косяки птиц? (Стройные косяки потянулись в теплые страны)

Откуда мы слышим их прощальные крики? (С высокого ясного неба мы слышим их прощальные крики)

Что кричали дети журавлям? (До свидания, до свидания, журавли. До радостной встречи весной)

Лексико-грамматическое упражнение «Почему?»

А сейчас мы поиграем в игру «Почему?» Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, на кого покажу.

Почему осенние дни золотые?

Почему болото для журавлей родное?

Почему косяки птиц стройные?

Почему небо высокое и ясное?

Почему крики прощальные?

Почему встреча весной будет радостной?

Физкультурная пауза

«Дождик»

Координация речи и движения

К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ножке)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! - (ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, (руки вверх, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы. (наклон, руки к полу, потряхивание)

Мокрый серый воробей (выпрямиться, руки вниз, потряхивание)

Сушит пёрышки скорей.

Н. Нищева

Повторное чтение рассказа.

В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет что значат символы, произносит фразы из текста, указкой показывает символы.

А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст.

Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.

Продуктивная деятельность.

Зарисовка плана — схемы.

Детям предлагается с помощью цветных карандашей сделать зарисовку мнемотаблиц.

Ребята, сейчас вы нарисуете свои волшебные планы, чтобы в любой момент подсмотреть и вспомнить рассказ «Улетели журавли». Дома вы сможете рассказать его вашим родителям.

Рисование.

Подведение итогов.

О каком времени года мы сегодня говорили?

Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?

С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?

Помогли ли вам схемы во время запоминания?

Оценка деятельности детей. В завершении за хорошую работу дети награждаются медальками, сделанными воспитателем.

Оформление выставки детских работ.