Прилагательные во множественном числе по падежам. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Постановка учебной задачи

Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.

Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежей
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
  1. Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
    • Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
    • Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
    • Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
    Род имени прилагательного можно определить по существительному, к которому оно относится в тексте.
  2. Имена прилагательные склоняются по числам.
    • В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
    • Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
Вы можете определять число имени прилагательного по существительному, к которому прилагательное относится.

Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.

Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
  • Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
  • Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
  • Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
  • Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
  • Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Запомните порядок склонения данной группы прилагательных. Обратите внимание, что окончания прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах совпадают. В подобных случаях вам потребуется определять падеж по существительному.

Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:

Падеж Мужской род
Окончание
Пример Средний род
Окончание
Пример
именительный -ой, -ый, -ий
Стол (какой?) большой,
деревянный
-ое, -её
Небо (какое?)
голубое, синее
родительный -ого, -его
Стола (какого?) большого,
деревянного
-ого, -его
Неба (какого?)
голубого, синего
дательный -ому, -ему
Столу (какому?) большому,
деревянному
-ому, -ему
Небу (какому?)
голубому, синему
винительный
Одушевл.
сущ.-см.
род. падж
Неодушевл.-
см. им.
падеж
См. им.
падеж
Небо (какое?)
голубое, синее
творительный -ым, -им
Столом (каким?) большим,
деревянным
-ым, -им
Небом (каким?)
голубым, синим
предложный -ом, -ем
О столе (каком?) большом,
деревянном
-ом, ем
О небе (каком?)
голубом, синем

Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.

Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
  • Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
  • Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
  • Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
  • Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
  • Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Обратите внимание, что слова данной группы прилагательных имеют одинаковые окончания в родительном и предложном падежах. Также сложности могут возникнуть при определении именительного, родительного, винительного падежа. Тогда обращайте внимание на падеж существительного, роль существительного в предложении.

Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.

  1. Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
  2. Выпишите на листочек прилагательное.
  3. Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
  4. Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
  5. Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
  6. Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
    • существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
    • существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
    У прилагательного будет такой же падеж.
Помните признаки разных падежей, особенности склонения данной части речи, пользуйтесь алгоритмом. Тогда вы будете всегда правильно определять падеж прилагательного.

§ 1 Определение рода имён прилагательных

В этом уроке рассмотрим морфологические признаки имени прилагательного. Вспомним, что имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

В словосочетании и предложении имя прилагательное связано с именем существительным.

Имя существительное является главным словом, а прилагательное - зависимым. Вопрос к прилагательному задается от имени существительного, например:

Мне купили синий шар. Шар (какой?) синий.

Мы видели маленькую таксу. Таксу (какую?) маленькую.

При определении рода и числа существительного необходимо помнить, что род - постоянный признак имени существительного, а число - изменяемый.

Имя прилагательное всегда стоит в той же форме, что и имя существительное, иначе говоря, согласуется в роде и числе с именем прилагательным. Связь между этими частями речи так и называется - согласование.

Поучимся определять род имени прилагательного. Чтобы это сделать правильно, нужно выяснить к какому роду относится существительное, с которым связано прилагательное. У имени прилагательного будет такой же род.

Слово шар относится к мужскому роду, значит,

у прилагательных тоже мужской род.

Существительное незабудка относится к женскому роду, значит, у прилагательных тоже женский род.

Слово облако относится к среднему роду, и у прилагательных тоже средний род.

Обратите внимание на существительные и связанные с ними прилагательные. При замене существительного одного рода на существительное другого рода окончание прилагательных меняется. Значит, имена прилагательные изменяются по родам. Род - это изменяемый признак имени прилагательного.

§ 2 Определение числа имён прилагательных

Следующий морфологический признак, который мы будем рассматривать в этом уроке - это число. Возьмём существительные разных родов, изменим их по числам и посмотрим, как это отразится на окончаниях имён прилагательных.

нож (какой?) острый

ножи (какие?) острые

лопата (какая?) острая

лопаты (какие?) острые

лезвие (какое?) острое

лезвия (какие?) острые

Мы видим, что имена прилагательные, как и существительные изменяются по числам. А вот род у прилагательных во множественном числе определить нельзя. Окончание и вопрос прилагательного, стоящего во множественном числе, не меняются в зависимости от рода, связанного с ним существительного. Прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие.

Подведём итоги урока.

Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам. Прилагательные связаны с именем существительным и согласуются с ним в роде и числе.

Во множественном числе род у имени прилагательного определить нельзя.

Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа - это часть слова без окончания.

Дороги весёлые, печальные,

То ближние, то дальние,

И лёгкие, и торные,

Извилистые, горные. (С. Михалков)

(Торные - значит гладкие, ровные)

В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .

В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н ", к " .

Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.

Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.

Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)

Когда она заглянет в сад,

Прозрачней станет виноград,

Большие яблоки - красней,

А груши поздние - вкусней. (Осень) (И. Кульская)

Свежие , большие , зелёные , солёные - основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.

Поздние - основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Райские птицы.

Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни - …, другие - …. с кисточками на крыльях, третьи - …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!

Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)

Райские птицы.

Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни - широкие , другие - узкие с кисточками на крыльях, третьи - пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!

Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы - близкие родственники нашей обыкновенной вороны.

Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?

вермишель

апельсин

Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.

Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.

Потешники.

В далёк… времена на Руси жили весёл… люди - потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)

Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.

Матрёшка.

Матрёшка - это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка - (лучший) подарок.

Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.

Мастера какие? русские, мн.ч.

Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.

Глаза какие? синие, мн.ч.

Губки какие? алые, мн.ч.

Брови какие? соболиные, мн.ч.

Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.

Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.

Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.

Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.

Матрёшка.

Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Тундра летом.

Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)

Тундра летом.

Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)

На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна - какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.

быстр… реки

далёк… горы

душист… ландыши

могуч… сосны

редк… лес

осенн…грибы

  • Напиши словосочетания во множественном числе.

Дружный коллектив - …

Дружная семья - …

Дружное звено - …

Городской парк - …

Городская площадь - …

Городское здание - …

  • Решите орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.

Прогулка Чука и Гека.

Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.

Открытый урок русского языка в 4 классе.

Учитель: Карасёва Елена Кимовна

Тема урока : «Склонение имен прилагательных во множественном числе.»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока :

Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.

Составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа;

Развивать интеллектуальные способности ребенка.

Задачи:

    Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

    Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.

Планируемые результаты

Предметные:

    выделять и сравнивать безударные падежные окончания имён прилагательных во множественном числе;

    склонять имена прилагательных во множественном числе;

    определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа;

    находить словосочетания с именами прилагательными во множественном числе

Метапредметные

    понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

    делать выводы на основе сравнения;

    доказывать правильность выполнения задания;

Личностные:

    проявлять уважительное отношение к природе.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование:

    Компьютер

    Проектор

    Презентация ( )

    Карточки для работы в парах ( )

    Карточки для работы в малых группах ( )

6. Карточки для дифференцированной домашней работы ( 4 )

Структура урока:

    Самоопределение к учебной деятельности

    Актуализация знаний

    Постановка учебной задачи

    Построение проекта выхода из затруднения

    Первичное закрепление во внешней речи

    Физкультминутка

    Работа в группах с проверкой по эталону

    Дифференцированное домашнее задание

    Рефлексия учебной деятельности

ХОД УРОКА

(Организация класса на работу).

Приветствие учащихся

Вот прозвенел звонок

Нужно нам начать урок

Встаньте прямо,подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Всё ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

    Сегодня на уроке вас ждёт много разных открытий: больших и маленьких. Но открытие нового невозможно без повторения старого.Итак, приступаем.

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место,проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

– Каким бы вы хотели видеть сегодня наш урок? Подберите слова к существительному “урок”.

А на уроках вам что задаётся?А какие бывают задания?

Познавательным, интересным, веселым, содержательным

Задания. (содержательные)

3.Сообщение темы урока, постановка учебной задачи

– Какой частью речи выражены слова -эпитеты?

(Слайд 3)

Работа в парах

( )

Интересного урока

Веселой перемены

Интересному уроку

Веселой перемене

Интересный урок

Веселую перемену

Интересным уроком

Весёлой переменой

Об интересном уроке

О веселой перемене

(Слайд 4)

    Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе?

    Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе?

Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:

Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки,
И горят серебрян... росы

Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать?

Почему так решили?

Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

А хотелось бы вам узнать, изменяются они по падежам или нет?

Сформулируйте тему урока.

Какие задачи перед вами стоят?

– Как определили, что это прилагательное во множественном числе?

    Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да, -ые, -ие. )

– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?

– Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.

– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение?

Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

Именами прилагательными

Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам

Единственное число, мужской род,женский род, средний род

Прилагательные в форме множественного числа.

В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.

Склонение прилагательных множественного числа.

Научиться определять падеж у прилагательных множественного числа

По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.

Окончания в остальных падежах, падежные вопросы

Род не определяется

Составление таблицы падежных вопросов и окончаний имен прилагательных во множественном числе.

Просклоняем теперь

I вариант – Интересные уроки

II вариант – Маленькие перемены

– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?

Окончания совпадают

(Совпадают окончания родительного и предложного падежей, именительного и винительного.

Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется.

    Физкультминутка

– Я буду называть словосочетания с прилагательными в единственном и множественном числе. Если назову прилагательное в единственном числе, вы делаете наклон вперед, если прилагательное во множественном числе, вы делаете наклон назад. Сосчитайте сколько прилагательных во множественном числе.

Зимние дни, осенняя погода, зеленые вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения, воздушный шар, крутые берега, яркий огонь, серебряные искры, глубокие корни, родной человек.

7. Работа в группах с самопроверкой по эталону

8. Рефлексия учебной деятельности

9. Дифференцированное домашнее задание

1. Работа в группах. ( )

Объединитесь в малые группы. У вас на столе лежат карточки. Прочитайте словосочетания и объясните своими словами, что нужно сделать.

За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.

Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.

По речным волнам – Д. п

(Слайд 8)

– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

(Слайд 9)

(Слайд 10)

Запишите предложение.

– Проверьте, у вас также.

(Слайд 11)

(Слайд 12)

Проверьте у товарища.

Вспомните тему нашего урока. С чем познакомились на уроке?

– Что узнали об изменении имен прилагательных во множественном числе?

    Как не изменяются имена прилагательные множественного числа?

    Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Закончить предложение:

-Сегодня я узнал.... Я рад.....

-Я научился.....

-Мне было....

Перед вами текст.

(Слайд 13)

Прочитайте его.

– Какая часть речи пропущена?

Зеленая карточка.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Желтая карточка

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Синяя карточка.

Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.

(Слайд 14)

А теперь небольшой сюрприз. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Повернитесь к гостям, покажите свои сердечки.

Вставить и выделить окончания, определить падеж

Только по падежам

Не изменяются по родам

Организация класса на работу.

1. Самоопределение к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности

3. Постановка учебной задачи

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Первичное закрепление во внешней речи

6. Физкультминутка

7. Работа в группах с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)

8. Дифференцированное домашнее задание

Рефлексия

Учитель:

Вот прозвенел звонок

Нужно нам начать урок

Встаньте прямо,подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Всё ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

    Сегодня на уроке вас ждёт много разных открытий: больших и маленьких. Но открытие нового невозможно без повторения старого.

    Итак, приступаем.

Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно.

(Слайд 2)

Каким бы вы хотели видеть сегодня наш урок? Подберите слова к существительному “урок” .

От кого это зависит?

    Какой частью речи выражены эти слова?

– Что вы знаете об именах прилагательных?

(Слайд 3)

Групповая работа.

( )

На листах просклоняйте имена прилагательные.

Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

Согласовать цель и тему урока.

– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам?

– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока?

(Слайд 5)

(Слайд 6)

Просклоняем теперь

I вариант – Интересные уроки

II вариант – Веселые перемены

Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод.

– Прочитайте правила про себя и вслух.

– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.

Верных друзей (Р.п.) , о лесных растениях (П.п.) , в дремучих сугробах (П.п.) , ярких звезд (Р.п.) , у глубоких рек (Р.п.) , в огромных городах (П.п.) , из интересных книг (Р.п.) , в темных пещерах (П.п.) .

1. Работа в группах. ( )

Объединитесь в малые группы. У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)

За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п

– Достаточно. Проверим по эталону.

(Слайд 8)

– Какая группа выполнила точно так же?

Если вы принимали активное участие в работе группы, в оценочном листе поставьте 3 балла, если не совсем довольны своей работой в группе – 2 балла и если совсем не довольны своей работой, то ставьте 1 балл. ( ).

– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

2. Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.

(Слайд 9)

Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!

– Составьте предложение, используя слова на слайде.

(Слайд 10)

Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.

Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.

Запишите предложение.

– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.

– Проверьте, у вас также.

Если вы не допустили ни одной ошибки, в оценочный лист поставьте 3 балла, если вы допустили хотя бы одну ошибку, то ставьте 2 балла, у кого больше двух ошибок – поставьте 1 балл.

(Слайд 11)

– Восстановите запись разбора слова как части речи.

(Слайд 12)

Проверьте у товарища.

Если вы все сделали правильно, то поставьте в оценочный лист 3 балла, если у вас 1 ошибка, то вы поставьте 2 балла и если у вас больше двух ошибок, то у вас 1 балл

    Перед вами текст.

    (Слайд 13)

    Прочитайте его.

    Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

    – Какая часть речи пропущена?

    – Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.

    Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.

    Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.

    Задания на этих карточках вы выполните дома.

    Зеленая карточка.

    Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

    Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

    Желтая карточка

    Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.

    Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

    Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.

    Синяя карточка.

    Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.

Вспомните тему нашего урока.

– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа?

– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

(Слайд 14)

А теперь небольшой сюрприз. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали

Создание доброже­ лательной психоло­ гической атмосферы в классе. Мотивация на работу.

(Познавательным, интересным, веселым, содержательным)

От учителя и учащихся и их взаимопонимания)

(Именами прилагательными)

(Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

Единственное число, мужской род

Одинаковые

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам

Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится

интересные уроки

Род не определяется

(да-?, нет-?)

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Окончания совпадают

Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного

(Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)

Только по падежам

Не изменяются по родам

Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится

80. Назовите по таблице на этой странице вопросы и окончания имён прилагательных во множественном числе в каждом падеже. В каких падежах имена прилагательные имеют одинаковые окончания?

Обратите внимание! Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам; по родам они не изменяются .

81. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, имена существительные вместе с именами прилагательными.

      Голубые весенние (цветы).
      Весёлые неуклюжие (медвежата).

  • В каком падеже окончания данных имён прилагательных будут разными? Почему?

82. Прочитайте загадку и отгадайте её. Придумайте для неё красивое название.

      Вдруг из чёрной темноты
      В небе выросли кусты,
      А на них-то голубые,
      Пунцовые, золотые
      Распускаются цветы
      Небывалой красоты...
      (К. Чуковский)

  • Найдите в загадке синонимы к словам красный, бирюзовый, тёмный, жёлтый, невиданный .
  • Спишите. Укажите падеж каждого имени прилагательного во множественном числе. Объясните, как вы его определяли. Выделите окончания имён прилагательных.

Обратите внимание! Падеж имени прилагательного во множественном числе, как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное в предложении или в словосочетании.

са лю́т

83. Прочитайте. Составьте из слов предложения.

  1. Жёсткие, и, ветры, колючие, в, голых, макушках, гуляли, деревьев.
  2. С, еловых, падали, на, снеговые, лап, землю, шапки.
  3. Лиловым, прыгали, и, краснозобые, снегири, шишкам, синички, вертелись, по.
  4. Иней, искрами, блестел, осыпался, и, с, берёз, на, серебряными, снегу.
  • Запишите составленные предложения. Укажите падеж имён прилагательных, выделите их окончания.

84. Прочитайте.

Николай Константинович Рерих был художником-сказочником. Древние легенды, предания, былины стали любимыми темами его картин. На замечательных полотнах художника можно увидеть русских богатырей, былинного певца Баяна, сказочного Витязя. Заморские гости на ярких красочных ладьях плывут на Русь по студёным водам Ильмень-озера.

  • Найдите в тексте имена прилагательные во множественном числе.
  • Выпишите словосочетания с именами прилагательными во множественном числе. Укажите их падеж, выделите окончания.

85. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Она была написана в 1899 г., сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее. Почему картина так названа?

Картина переносит нас в глубь веков. Длинным рядом плывут расписные ладьи, гружённые товаром. Гордо вздымаются на носах кораблей узорчатые головы грифонов-драконов. Борта украшены разноцветными щитами. Алые паруса пылают на фоне небесной лазури. На корме варяги в шлемах. Как вы думаете, куда направляются заморские гости?

Всмотритесь в пейзаж северной природы. Какими вы видите воду, волны, стайку чаек, холмы и курганы, стены далёкого града, синеву небес? Чувствуется ли на картине радостное сияние утреннего солнца?

  • Чем вас привлекла эта картина? Подготовьтесь поделиться своими впечатлениями о картине.