Державин признание художественные средства. В помощь ученику: анализ стихотворения Державина «Признание. Анализ стихотворения «Признание» Державина

Признание

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
5 Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
10 С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я - Богом;
Вне себя я Бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, -
15 Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, -
Думал перелить в потомки
20 Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, -
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
25 Если ж я и суетою
Сам был света обольщён, -
Признаюся, красотою
Быв пленённым, пел и жён.
Словом: жёг любви коль пламень,
30 Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Примечания

Это стихотворение как бы подводит итог поэтической деятельности Державина. Так его расценивал и сам поэт: «Объяснение на все свои сочинения» (Об. Д., 722). Это и два следующих стихотворения написаны не позднее 1807 г., ибо они вошли в издание 1808 г., печатание которого началось в августе 1807 г. Первый том был отпечатан в декабре, а всё издание вышло в свет в феврале 1808 г.

Читать стих “Признание” Державина Гавриила Романовича нужно как итоговое произведение. В нем великий поэт рассказывает о своих достижениях и принципах, которыми он руководствовался в своем литературном труде. И хотя смерть его наступит только спустя 9 лет (стихотворение написано в 1807), итоги уже подведены, ведь принципы эти были неизменны все годы активного творчества.

Поэт говорит совершенно искренне – в поэтических строках, которые изучаются на уроке литературы в классе, нет позы и притворства. Он не скрывает, что восхищался монархами, которые, по его мнению, были равны богам, а также того, что изначально идеалистические взгляды изменились под давлением обстоятельство. В то же время в тексте стихотворения Державина “Признание” говорится и о том, что поэт не склонен был к излишнему философствованию, а его приближенность к трону позволяла обличать многие проблемы государства.

Учить или прочесть его онлайн полностью стоит для того, чтобы понять, как сам творец видел свою роль в обществе и мире. Он считал, что упрекнуть его не в чем и что его литературная жизнь прошла достойно, хотя и не исключал, что найдется мудрец, который захочет кинуть камень на его гроб.

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я - богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, -
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, -
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, -
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, -
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Созданное Г. Р. Державиным в старости стихотворение «Признание» как бы подводит итог всей его поэтической деятельности. Так его расценивал и сам поэт в «Объяснении на все свои сочинения»

Признание

Державин. Признание

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид:
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел.
Не собой блистал я – богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям,
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям,
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух,
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен,
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом, жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Другие материалы о жизни и творчестве Г. Р. Державина – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

"Признание" относится к произведениям позднего творческого периода поэта и написано, когда автору было уже около 65 лет - в 1807 году. Считается одним из самых автобиографичных стихотворений во всем творчестве Державина.

Основная идея произведения

Это стихотворение-самоанализ. Своеобразное подведение итогов. Автор словно со стороны оценивает свой творческий путь и анализирует прожитую жизнь.

Герой утверждает, что посвятил себя людям и отчизне. И именно это было главным для него стимулом. Поэт ощущает свою близость и тесную связь с людьми и государством.

Персонаж в легкой и незамысловатой форме рассказывает о своей прямоте характера, а также искренности и честности перед окружающими и родиной в целом. Он, как и остальные, не лишен пороков, но всегда старается действовать чистосердечно.

Идейная и структурная характеристика произведения

Размер стихотворения - двустопный хорей.

Можно смело утверждать о жанровой динамике и эклетичности творчества поэта. Изначально относя к себя к классицистам, поэт со временем отказывается от жанровых рамок и акцентирует внимание на человеческой индивидуальности, которая и выходит на передний план в его стихотворениях.

В большинстве поздних произведениях Державина, и в этом в том числе, автор склонен создавать конкретный образ персонажа, в лице которого выражает свою собственную личность, собственные принципы и воззрения. Именно данный факт отчасти свидетельствует об автобиографичности “Признания”.

Об этом же мы можем судить как по названию, так и по словесному наполнению произведения. В своих строфах поэт часто употребляет местоимение "я", а также глагольные формы в прошедшем времени: "любил", "смел", "думал", "не умел", "падал".

"Признание" принципиально отличается от многих других авторских произведений своей трехплановостью. В целом, можно выделить следующие уровни:

  1. Духовное осмысление действительности (мировоззрение и нормативно-ценностное наполнение);
  2. Сознание как отражение опыта;
  3. Мировоззрение как стимул к деятельности.

В этом контексте сознание персонажа является организующим началом всей структуры текста.

  • Эпитеты: "важным", "властным", "беспристрастным" и др.;
  • Повторы: "богом" - "бога" - "богам", "огонь" - "пламень";
  • Сочетание словоформ "высокого" и "низкого" стилей: "вельможа" и "сан" - "брякнуть" и "надуваться".

Особую экспрессивность и характер тексту задает высокая частотность местоимений и имен существительных.

Авторский посыл

"Признание" - это произведение-откровение. Откровение не только перед читателем, но и перед самим собой.

Державин пытается подвести общие итоги и итоги своей творческой и политической деятельности. Он делится своими размышлениями и косвенно обосновывает мотивы своих действий.

В более широком аспекте данное стихотворение является произведением о смысле жизни.

Гавриил Романович Державин

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, —
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Каждый поэт рано или поздно подводит итоги своей литературной деятельности и, оглядываясь назад, пытается определить то самое важное, ради чего он прожил жизнь. Подобное стихотворение под названием «Признание», написанное в 1807 году, есть и у Гавриила Державина. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автор открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.

Поэт признается, что никогда не был святошей и не умел притворяться, не важничал и не философствовал. «Я любил чистосердечье, думал нравиться лишь им», — отмечает Державин. Однако жизнь внесла в идеалистически мировоззрения поэта свои коррективы, и на каком-то этапе он осознал, что мир устроен несколько иначе. Оказывается, что люди нередко ценят себе подобных не за прямолинейность, талант и стремление к совершенству, а за внешний вид, положение в обществе и финансовое благополучие. Впрочем, в этом отношении Державину действительно повезло, так как он был не только востребованным придворным поэтом, но и сумел сделать блестящую политическую карьеру. Возможно, по этой причине ему было позволено говорить вслух многое из того, о чем другие предпочитали молчать.

Правда, не стоит забывать, что сам Державин был ярым приверженцем монархии и никогда не скрывал своих политических взглядов. В то время, как Европа переживала политический кризис и увлекалась вольнодумством, поэт посвящал оды императрице Екатерине, искренне восхищаясь ее умом и предприимчивостью. «Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам», — признается поэт. При этом он сам даже не пытается возвести себя в ранг высшего существа, отмечая, что блистал не собой, а богом, который у него в душе.

Патриотизм и желание сохранить для истории подвиги русских воинов, презрение к богатству и чванству - вот отличительные черты Державина как поэта . «Если где вельможам властным смел я правду брякнуть в слух, — мнил быть сердцем беспристрастным им, царю, отчизне друг», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что никогда не завидовал тем, в чьих руках сосредоточены власть и деньги, но не умел молчать тогда, когда люди используют свое могущество не на благо государству, а в корыстных целях.

Конечно же, в творческом наследии Державина есть и лирические произведения, чего поэт нисколько не стыдится. Он также поддавался женскому очарованию и нередко был ослеплен роскошью светских раутов, отражая свои чувства в стихах. На склоне лет Державин признается, что для истинного поэта и патриота недопустимо растрачивать свой талант на такие пустяки. Тем не менее, автор убежден, что у каждого из нас могут быть свои слабости, за которые не стоит судить строго и с пристрастием. Державин знавал и взлеты, и падения, но каждый раз поднимался и упорно продолжал свой путь. «Брось, мудрец, на гроб мой камень, если ты не человек», — восклицает Державин, считая, что свою жизнь прожил достойно, и ему не в чем себя упрекнуть, когда речь идет о литературных достижениях.