Где должна висеть икона. Где размещать иконы в доме? Как определить красный угол в доме

Моя бабушка всегда говорила: иконы нужно держать в красном углу, возле самой восточной стены дома, да так, чтобы на них падал свет от окон. Так делала она, так делала мама… Но когда я переехала жить в отдельную квартиру, оказалось, что с востока в моем новом жилище находятся только ванная и туалет. Где же повесить полочку для икон? Подсказал батюшка

Да, традиционно в русских избах красный угол (то есть место, куда вешались иконы и ладанки) располагался в восточном углу. Более того: с расчета на этот угол каждый дом и строился.

Сегодняшние многоквартирные (да и частные тоже) дома создают инженеры, и религия - последнее, чем они руководствуются при планировании будущего помещения. К счастью для современных православных, четкого церковного предписания о размещении икон на той или иной стене нет.

  • выбрать угол или стену, куда у любого члена семьи будет доступ, чтобы и вы, и ваши родители или дети могли легко помолиться;
  • это должно быть свободное место - иконы нельзя «прятать» между картин, фотографий, цветов в кашпо и других украшений интерьера;

  • создавая иконостас, не стоит слишком увлекаться, превращая святыню в культ золотого тельца (имею в виду слишком богатые оклады) или картинную галерею (на фото), это должно быть именно место для молитвы.

Можно ли вешать образа в спальне, кухне

  • Спальня. Некоторые люди боятся вешать лики святых неподалеку от кровати, ведь здесь не только спят. Но если вы венчаны, супружеские объятия - не грех, а наоборот, вполне законная обоюдная радость. Если стесняетесь делать тут красный угол, повесьте просто «Петра и Февронию», будете иметь покровителей своей пары. Если же вы находитесь только в гражданском браке (или расписаны, но не венчаны), то вешайте или не вешайте иконы, а то, что вы делаете в постели - все равно грех.
  • Кухня. Это тоже неплохое место. Даже если основной иконостас размещен в другом месте, в одном из кухонных углов (разумнее размещать его подальше от плиты, чтобы на святыню не брызгал жир и не попадал водяной пар) стоит разместить образ Спасителя или «Тайную вечерю». Его ваша семья будет благодарить за хлеб насущный. Идеальное место для размещения: над обеденным столом. Или как вариант: выберите застекленную полочку в кухонном шкафчике.
  • Гостиная. Наверное, это самая лучшая комната для создания красного угла, и неважно, в какую сторону света выходят стены этой комнаты.
  • Коридор. Здесь делать красный угол не очень принято - как-никак, слишком уж проходное место. Однако над входом в квартиру многие вешают одну икону. Часто это «Покрова Богородицы», которая должна защитить вход в дом от «стучащегося» сюда зла. Также сильными защитниками дома считаются Победоносец, святой , Богоматерь «Нерушимая стена». Церковь не очень одобряет это (ведь такое размещение попахивает «оцерковленным», но все же талисманом), но все же это лучше, чем подкова - откровенный языческий талисман.
  • Детская. Делать красный угол в этой комнате не принято. Впрочем, разместить икону ангела-хранителя вашего малыша - правильно и разумно. Она будет охранять крошку, и ей он сможет молиться как в случае трудностей, так и благодаря за радости. Идеальное место для размещения: над изголовьем кровати малыша.
  • Рабочий кабинет. Здесь тоже икона будет к месту. Более того: многие люди держат лик своего святого покровителя даже на рабочем месте (скажем, в офисе), и церковь относится к этому благосклонно, ведь здесь мы проводим около 8 часов в день, а дома - только несколько (не считая сна).
  • Ванная, туалет, кладовка. Тут красный угол размещать запрещено - это глупо и кощунственно.

Какие именно иконы должны быть в домашнем красном углу

  • Православный крест. Им должен быть увенчан иконостас (это не строгое требование, но все же наличие креста желательно).
  • Иисуса Христа и Его Матери. Первую икону положено ставить справа, вторую - слева. Эти священные лики - основа красного угла, остальные выбирайте (или не выбирайте) под свою семью.
  • Образа своих святых покровителей.
  • Иконы, к которым вы обращаетесь по особой нужде (например, «Неупиваемая чаша» или «Усмирение злых сердец»).

Не нужно собирать огромную коллекцию. Главное, чтобы каждая из размещенных в вашем красном углу икон была почитаема в вашей семье и каждый ребенок знал, кто на ней изображен, как и в каком случае ему молиться.

Некоторые люди вешают образа, которые сделали своими руками (или подарки близких). Вышитые или нарисованные иконы - это не грех. Но перед тем, как начать молиться ей, икону нужно освятить. А в идеале перед началом работы надо посетить церковь и получить благословение на вышивание/рисование такой иконы.

А вот календари и постеры (даже со святыми) - не икона, хранить их стоит отдельно от красного угла. Но помните: когда такой календарь отслужит, не выбрасывайте его. Или сожгите, или отнесите в церковь. Как-никак, на нем изображен лик святого - ему нельзя валяться на свалке.

Как располагать иконы

Образа Спасителя и Девы Марии вешают выше других икон. Если у вас есть старинный образ, который, скажем, достался вам от бабушки, поместите его в центре. Если икона старая и краска на ней почти стерлась, ее можно поставить чуть дальше остальных икон, на время запереть в киоте, а то и отдать в церковь.

Все образа стоят на одной полке? В таком случае самая почитаемая (Иисуса) ставится в центре, Святая Троица и Богоматерь - справа и слева, остальные - по краям.

Также можно вместо полки использовать тумбочку, столик или консоль. Не обязательно размещать иконы под потолком. Но раз уж используете тумбочку, она должна быть только для икон - размещать тут еще и фото родных, походя ставить чашку с чаем нельзя.

Ставить, укладывать иконы одна на другую нельзя.

Некоторые иконы имеют петельку для навешивания, другие нет (их ставят на полку). Если петельки нет, икону нельзя прибивать гвоздем, пробивая ее насквозь (особенно кощунственно вгонять гвоздь в изображение святого или его одежды).

Есть мнение, что все иконы должны быть написаны в одной манере. Хотя, конечно, это более стилевое замечание (ведь образа люди часто собирают всю жизнь - получают в наследство, подарок, привозят из паломнических поездок).

И последнее. Считается, что образа лучше не вешать на стену, а ставить на полку. Хотя это - более старинная традиция чем церковное правило. Иначе в церковных лавках не продавались бы иконы со специальными петельками для гвоздя.

Что еще можно расположить по соседству с ликами святых

  • Освященные веточки вербы, березы, цветы.
  • Вышитое полотенце (в Украине или на Кубани, например, без такого полотенца иконостаса вообще не бывает).
  • Освященные свечи (например, громницкая).
  • Можно вешать лампадку. Ее зажигают не просто так, а во время молитвы или на православный праздник (в такой день она может гореть сутки напролет).

В старину бабушки прятали за иконами деньги, надеясь, что тем самым уберегут их от воров. Но мирские бумажки и святые лики - не лучшее соседство. Если хотите наверняка сохранить свои средства, деньги лучше хранить на депозите.

Правила ухода за семейным иконостасом

Всегда тщательно протирайте пыль, собирайте паутину. В красном углу всегда должно быть «красно», то есть красиво - а это также значит «чисто».

Не вешайте иконы в помещениях с высокой влажностью, очень жарких. Здесь краска на образах может быстро потрескаться, выцвести. Батарея, форточка - не лучшие соседи красного угла. Также не давайте прямым солнечным лучам целый день освещать иконы.

Даже если по традиции их нужно вешать в самом освещенном месте избы, занавесок на окнах еще никто не отменял (да и вышитые полотенца на иконы не просто так вешают).

Многие люди любят украшать иконы салфетками, живыми (сушеными, искусственными) цветами. Но если вы зажигаете возле образов лампадку, все легко воспламеняющиеся предметы стоит убрать.

Что такое киот

Это особая полочка или застекленный ящик, созданный для хранения икон. Их продают в храмах, а также можно заказать через интернет.

Такое хранилище также может называться божницей.

Но что мы все о квартире, доме да офисе… Ведь некоторые люди много часов в день проводят за рулем своего железного коня. Можно ли вешать икону в машине? Об этом расскажет вот такое видео:

А вот ношение иконок в кошельке церковь не одобряет. Да, их, маленькие и ламинированные, продают даже в церковных лавках. Но - для того, чтобы такой образ мог взять с собой военный или путник, дабы в свободную минуту помолиться. Что касается кошелька, его лучше оставить для денег и кредиток.

Более подробно об этом расскажет святой отец:

Где вешать иконы в доме?

Икона является одним из главных священных предметов в жизни православных христиан. Именно поэтому святые образы сегодня находятся не только во всех храмах или монастырях, но и в домах простых верующих. Традиционно на канонических иконах изображаются: Святая Троица (в явленных людям образах), Господь Иисус Христос, Богородица, Силы Небесные и святые. Именно к ним мысленно и обращаются христиане в своих молитвах, в зависимости от того, кто изображен на каждом конкретном образе.

Иконы: значение и где вешать

В связи с тем, что икона в доме у христиан – это уже добрая устоявшаяся традиция, у многих, особенно новоначальных верующих, часто возникает вопрос - где вешать иконы в доме или квартире?

Ответ на этот и другие подобные вопросы непосредственно связан с церковным представлением о Господе Иисусе Христе. Дело в том, что в православной традиции, основываясь на Священном Писании, Спасителя часто называют Солнцем правды или Светом миру. Так, например, в книге пророка Малахии об Иисусе Христе провидчески говорится следующее: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах его … » (Мал. 4:2). В Евангелии от Иоанна Сам Господь говорит о Себе: «Я - свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни » (Ин. 8:12).

Отсылки к Солнцу и Свету миру Церковь напрямую связала с тем местом, откуда ежедневно восходит в наш мир Солнце – с востоком. Именно это-то и сыграло главную роль в вопросе о том, где можно и нужно вешать иконы в доме или квартире. По преимуществу святые образы вешаются в восточной или юго-восточной стороне жилища , то есть в той стороне, откуда восходит Солнце. Во многом это также связано с храмовой традицией расположения алтаря и главных икон, которые тоже размещаются на востоке.

"Красный угол"

Однако иконы в жилище вешаются на востоке или юго-востоке не просто так, а в специально оборудованном месте, которое в славянской традиции называется «красным углом ». Как правило, в таком «угле» помещаются самые главные, самые чтимые образы Христа, Богородицы или святых. Стоит отметить, что если раньше, например, в домах крестьян, «красный угол» был один, так как само главное помещение для жилья – изба – была одна, то сегодня такое место можно оборудовать в каждой комнате дома, квартиры или даже офиса.

Сам «красный угол» может представлять собой полочку (в один или несколько ярусов), украшенную, к примеру, специальным полотенцем – «рушником». Однако если такой возможности нет, то иконы можно просто поставить на шкаф или на полки внутри него, так, чтобы их было видно и перед ними можно было молиться. Ну а главное условие все-таки в том, чтобы это место было в восточной или юго-восточной части жилища.

Если говорить об иконах, которые обычно помещают в «красном углу», то это, в первую очередь, образы Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы («Казанская», «Владимирская», «Нерушимая Стена», «Неопалимая Купина» и другие), а также святителя Николая Чудотворца или небесного покровителя.

В тоже время, отвечая на такие вопросы - где лучше вешать икону в комнате или где надо вешать икону Богородицы в доме? – надо отметить, что таким местом может быть не только «красный угол». В Церкви нет каких-либо канонических установлений относительно правил размещения святых образов в домах. Поэтому, если верующий спрашивает, например, где правильно вешать в доме Семистрельную икону Божией Матери или любую другую, то в этом вопросе нет строгих правил. С другой стороны, существуют советы и рекомендации, как подвижников веры, так и современных священников. Ну и, конечно, об этом свидетельствует сама православная традиция.

Резюме

В соответствии со всем вышеуказанным, иконы в доме или комнате можно расположить так, чтобы, с одной стороны, они не подверглись бы невольному поруганию, а с другой - перед ними можно было бы в любой момент помолиться. Например, часто их просто вешают на стену, но в особых местах, например, над кроватью или рабочим столом. Часто используются в этом качестве и . Во всем этом тоже есть свой смысл, ведь, бывает, человеку очень важно, чтобы священный образ был непосредственно рядом с ним, будь то во время сна или работы. Именно поэтому, верующие также часто ставят небольшие и не только просто на столик или тумбочку рядом с кроватью.

С другой стороны, есть в доме места, где образы размещать неуместно – ванная, туалет, кладовки, балконы и т.п. А вот на кухне должен быть свой «красный угол», так как христианам полагается молиться как перед едой, так и после. И если такая молитва совершается в месте приема пищи, в этом нет ничего предосудительного. Также хорошо, если хотя бы одну удается разместить в прихожей (например, на специально сделанной полочке), так как святые отцы (например, Оптинские старцы) всегда советовали молиться перед уходом из дома и по возвращении.

Выбор икон для домашнего иконостаса не может быть универсальным, он всегда индивидуален. Верующий, прислушиваясь к голосу собственного сердца, сам выбирает, к каким Святым будут обращены его ежедневные молитвы. При выборе икон необходимо ориентироваться, в первую очередь, на то, чтобы все они были похожи по стилю и манере исполнения. О том, как правильно повесить иконы в доме и какие, пойдет речь ниже.

Какие иконы должны быть в доме обязательно?

Каждому у себя дома обязательно необходимо иметь иконы Божьей Матери и Спасителя (на фото ниже). В иконографической традиции существует огромная вариативность изображений Спасителя, среди которых для домашней молитвы чаще всего выбирают образ Господа Вседержателя. Среди множества икон Божьей Матери (Богородицы) чаще всего для домашнего иконостаса отдают предпочтение таким иконам как: Елеуса (Умиление) – Владимирская, Жировицкая, Почаевская, Ярославская и Одигитрия (Путеводительница) – Казанская, Тихвинская, Смоленская.

В домашнем иконостасе положено также размещают именные иконы или просто иконы тех святых, которые особо чтимы членами семьи. Особой популярностью пользуется образ Николая Чудотворца, который вот уже много веков почитается в народе как великий праведник, как святой наделенный особой Божьей благодатью. Среди изображений великомучеников за веру Христа чаще всего свой выбор останавливают на иконах Георгия Победоносца или целителя Пантелеймона.

В каком углу должны висеть или стоять?

Строго регламентированного порядка размещения икон в доме, как в храме нет. Согласно давним традициям в доме каждой православной семьи было отведено специальное место, где размещались иконы. Чаще всего его называли «божница» или «красный угол».

Традиционно иконы лучше повесить на восточной стороне, потому что на молитву принято становиться лицом на восток. Но, если в силу особенностей домашнего интерьера это сделать невозможно, то иконы можно размещать в том месте, где это комфортно. Их можно ставить на полки или вешать на стены в любом удобном месте. Главное — перед ними должно быть достаточного свободного пространства для того, чтобы верующий мог совершать молитвенный ритуал без особых затруднений.

Иконы, для лучшей сохранности, рекомендуют ставить в киоты. Это специальные шкафчики или застекленные полки, предназначенные для защиты икон от грязи, пыли и механических повреждений. Благодаря киотам лики святых хранятся в условиях более щадящего микроклимата, менее подвержены негативному воздействию перепадов влажности и температуры воздуха.

Служители церкви говорят о том, что лучше повесить по иконе в каждой комнате дома. Обязательно икона нужна на кухне над обеденным столом, ведь процесс приготовления пищи и трапеза должны быть освящены молитвой, обращенной к Святым Образам. Поскольку после завершения трапезы традиционно читается «Отче наш», поэтому на кухне обычно вешают икону Спасителя. Также очень часто над обеденным столом вешают икону «Тайная вечеря».

Существует распространенное мнение, согласно которому иконы нельзя размещать в спальне. Но это неправда. Поскольку супружеская близость не считается греховной, их смело можно размещать и в спальне. При этом необходимо помнить, что находиться они должны только у изголовья . Кроме того, святой образ обязательно должен присутствовать в детской. Чаще всего там вешают икону . Над входной дверью рекомендуют вешать не икону, а православный крест или просто наклейку с его изображением. В крайнем случае, можно .

Иконы следует повесить в отдельном от скопления других предметов месте. Неуместно они смотрятся в загроможденных книжных шкафах, на трюмо или просто на столах. Кроме того, не советуют возле икон вешать картины, плакаты и другие изображения, пусть даже на библейские сюжеты. Возле них нельзя размещать фотографии усопших, это церковные каноны запрещают.

Правила размещения икон относительно друг друга

При размещении икон необходимо помнить об иерархическом принципе. Главное место в домашнем иконостасе принадлежит иконам Божьей Матери и Спасителя. Чаще всего, они больше остальных по размеру и существует мнение, что их обязательно нужно повесить выше остальных. Это действительно правильно, но совершенно не обязательно. Их можно располагать на одном уровне с остальными иконами, а вот неправильно они будут расположены только в том случае, если они будут находиться ниже других. Это согласно христианским канонам считается неприличным.

Сбоку от главных икон или ниже них размещаются именные иконы или, например, лики святых, которые пользуются особым почитанием среди членов семьи. В красный угол советуют ставить и венчальные иконы.
Необходимо помнить главное – совершенно неважно количество икон в доме или квартире, она может быть и вовсе одна. Бессистемный выбор просто красивых изображений святых может негативным образом отразиться на духовном состоянии жильцов дома. Главное, чтобы икона была почитаемой реликвией всей семьи, ведь это не просто оберег, способный защитить от всех бед и жизненный невзгод. Поэтому очень важно выбрать правильное место, где вы ее разместите в своей жилище. Оно должно помочь вам совершать свои повседневные религиозные практики. Место перед вашим иконостасом должно быть чем-то вроде домашнего алтаря, где каждый день с воодушевлением утром и вечером вы будете обращаться с Богом.

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа - рождается Икона.

Количество и качество - категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» () - это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом - это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона - это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона - изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы - молитвенное. Икона - это окно из мира горнего в наш мир - мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона - не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор - своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего - рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () - так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля - это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, - это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца - мировоззрение Церкви. Икона - вне времени, вне господствующих вкусов, она - символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство - форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона - средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами - священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) - необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный - путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов - первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник - духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу - доску или многослойную фанеру - желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви - да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери - слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ - святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению - явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» - свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ - само изображение, и первообраз - того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому - ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы - Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам - противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет - доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест - святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения - это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы - жители мира дольнего - всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 - Царские врата (а - «Благовещение», б, в, г, д - евангелисты);
2 - «Тайная вечеря»; 3 - икона Спасителя; 4 - икона Богоматери;
5 - северные врата; 6 - Южные врата; 7 - икона местного ряда;
8 - храмовая икона;

I - праотеческий ряд; II - пророческий ряд; III - праздничный ряд;
IV - деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь - часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным - в линиях и красках - выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров - небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый - праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» - символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл - это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд - пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий - праздничный - ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин - это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре - икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа - изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах - изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона - икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах - «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и - создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000

Традиционное место в доме, где располагаются иконы, — красный (красивый) угол, чтобы они были видны, как только человек переступает порог дома. Обычно это был дальний угол комнаты по диагонали от входной двери.
Раньше в каждом православном доме иконы размещались в специальном шкафчике (божнице) либо на полочке. Здесь же хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Перед образами, возжигая лампаду, молились члены семьи. А когда в доме случалось праздничное застолье, то самого почётного гостя обычно усаживали ближе к святым образам.
В состоятельных семьях (купцы, дворяне) для молитв отводились целые комнаты, которые получили название «крестовые». В них иконы располагались не только в красном углу, но и на стенах.
Как обустроить красный угол в современной квартире?
В городской квартире иконы следует разместить таким образом, чтобы у входящего в помещение взгляд первым делом падал на святые образа. Кроме того, существует обычай располагать красный угол на восточной стороне комнаты. Определить её просто — это та сторона, где восходит солнце. Дело в том, что алтари православных храмов расположены на восток, и верующие в церкви молятся, обращаясь лицом на восток.
Если нет свободного угла или удобной части стены, то иконы можно поместить на книжной полке (но без соседства с мирской литературой), комоде, невысоком серванте, пианино.
Где недопустимо размещать иконы?
Соседство икон недопустимо с плакатами, настенными календарями, статуэтками и различными элементами декора.

«Обратите внимание, не стоят ли рядом с иконами фарфоровые собачки, подарочные чашечки или другие не очень нужные здесь бытовые украшения. И ещё одно условие: над иконами ничего не располагают. Часы, картины, фотографии и прочие элементы декора должны занять место несколько в стороне. Так, когда-то не позволялось строить здание выше храма в непосредственной близости к нему», — объясняет священник Сергей Николаев, автор книги «Иконы в нашем доме».
По словам священника, это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.
Многие священники также обращают внимание на то, что иконы следует расположить как можно дальше от телевизора.
В каком порядке размещать иконы в красном углу?
Центральное место в домашнем иконостасе должен занимать образ Спасителя. Выше этой иконы можно поместить только Распятие или образ Святой Троицы. Справа от образа Спасителя (по правую руку Спасителя) уместно поместить икону Богородицы. Слева от иконы Иисуса Христа обычно помещают либо образ святого Иоанна Предтечи, либо икону святителя Николая Чудотворца.
Остальные иконы размещаются либо по обе стороны, либо ниже. Часто это образа святых, которые являются покровителями членов семьи, и тех святых, к которым особенно часто обращаются в молитвах хозяева дома.
Нужны ли иконы в каждой комнате?
Если вы обустроили красный угол в одной из комнат, это не отменяет необходимость образов и в других помещениях квартиры. Икону можно повесить в детской комнате, чтобы ребёнок мог обратиться с молитвой к Всевышнему, на кухне, чтобы члены семьи могли помолиться перед трапезой, а также в прихожей, чтобы, выходя из дома, помолиться Богу и попросить Его помощи и благословения.