Картины кипренского. Орест адамович кипренский художник биография Кипренский орест адамович биография

Орест Кипренский достиг вершин портретного мастерства и открыл своими произведениями путь в европейское искусство.

Автопортрет Ореста Кипренского первым из наших соотечественников вошел в коллекцию флорентийской галереи Уффици, где были собраны изображения лучших художников мира.

Орест Кипренский. Автопортрет (1820). Холст, масло. Галерея Уффици (Флоренция, Италия)

Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

В биографии О. Кипренского в большой степени перепутаны правда и вымысел, сдобренные доброй долей клеветы. Поэтому некоторые моменты его жизни не до конца ясны. Однако известно, что мать его была крепостной помещика А.С. Дьяконова и, предположительно, именно он был отцом ребёнка. Через год после рождения сына её выдали замуж за дворового человека Адама Швальбе, который усыновил мальчика.

Орест Кипренский. Портрет А.К. Швальбе (1804). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
А.К. Швальбе (1742-1807) был крепостным помещика А.С. Дьяконова. Известно, что он был хорошим отцом Оресту. В их семье было ещё пятеро детей. После смерти А.С. Дьяконова в 1800 г. Швальбе получил вольную.
Портрет А.К. Швальбе – одна из ранних и лучших работ Кипренского. Считается, что он написан в рембрандтовском стиле – сочными густыми мазками, с резкой игрой света и тени. Мы видим суровое лицо умудрённого жизнью человека.
Автор не расставался с этим портретом и даже возил его с собой за границу.
Имя Орест дал ему помещик Дьяконов, фамилия Кипренский – вымышленная. Возможно, по имени греческой богини любви Киприды (Афродиты).
Заметив у маленького Ореста способности к рисованию, Дьяконов дал мальчику вольную и определил его в Воспитательное училище при Академии художеств. Затем Кипренский окончил Академии художеств в 1803 г. по классу исторической живописи. Юный художник был учеником известного русского живописца и портретиста Г.И. Угрюмова.

В Москве

В 1809 г. Кипренский приехал в Москву, познакомился с некоторыми известными людьми, писал много портретов. Именно здесь у него начинает вырабатываться свой стиль: индивидуальность конкретной личности передана в духе своей эпохи.

Орест Кипренский. Портрет мальчика А.А. Челищева (1809). Дерево, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Портрет написан яркими красками. В лице мальчика сочетаются непосредственность ребёнка и серьёзность взрослого. И это говорит о проницательности художника: в 15 лет А.А. Челищев уже участвовал в Отечественной войне 1812 г. и в рядах русской армии дошёл до Парижа.
Особенно ярко обобщенный образ героя своего времени выражен в облике гусара Давыдова (1809).

Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809). Холст, масло. 162 x 116 cм. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Давыдов изображён на большом холсте почти в рост. Это парадный портрет. Умное отважное лицо. Воин и одновременно мечтатель, романтик. Портрет написан во время наполеоновских войн, ещё не дошедших до России.
Давыдов стоит в небрежной картинной позе, но его образ полон мужественной грации. Главное внимание в портрете уделено лицу, общий колорит картины создаёт приподнятое настроение.

Графические портреты

В начале XIX в. получил распространение карандашный портрет как самостоятельный вид искусства. Кипренский активно занимается графикой, используя карандаш с добавлением мела, акварели, пастели.
Он создаёт галерею образов участников войны, офицеров, генералов, ополченцев. Каждый из портретов неповторим.

Орест Кипренский. Портрет А.Р. Томилова в форме ополченца (1813). Итальянский карандаш, бумагa. 24,7 x 19,8 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
А.Р. Томилов – друг Кипренского, меценат и коллекционер.

Орест Кипренский. Портрет П.А. Оленина (1813). Пастель, карандаш, бумага на картоне. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Орест Кипренский «Крестьянский мальчик» (1814). Белила, карандаш на бумаге. 23,7 х 20 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Возвратившись к живописи, в 1815 г. Кипренский пишет портрет поэта Жуковского в романтическом стиле.

Орест Кипренский. Портрет В.А. Жуковского (1815). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Портретист или художник исторического жанра?

Этот вопрос не был ясен даже для самого художника. Академию художеств он окончил по классу исторической живописи и считал, что именно в этом жанре его призвание. В то же время свои замечательные портреты он считал в основном только заработком. Ему хотелось писать большие исторические полотна. И вот создана историческая картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Орест Кипренский «Князь Димитрий Донской после Куликовской битвы» (1805). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Князь Димитрий Иванович (1350-1389) правил Москвой после 1359 г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая.
8 сентября 1380 г. татары были разбиты на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской.
Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен. На картине показан эпизод, когда после битвы люди нашли раненого князя среди мёртвых.
Академия художеств присудила Кипренскому за эту работу Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Только в 1816 г. он смог поехать в Европу – после окончания наполеоновских войн. По пути он остановился в Женеве, и здесь за ряд работ его избрали членом Женевского художественного общества.
Но портреты по-прежнему были его лучшими работами. Например, портрет С. Щербатовой.

Орест Кипренский. Портрет С.С. Щербатовой (1819). Итальянский карандаш, сангина на бумаге. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Кем была она, эта юная женщина с задумчивым и одухотворённым лицом?
Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) изображена на портрете в возрасте 19 лет. Она уже жена А.Г. Щербатова, вдовца, генерала от инфантерии, участника войны 1812 г., отмеченного многими наградами. Он старше своей юной жены на 22 года.
Портрет Софьи Щербатовой написан Кипренским во время свадебного путешествия супругов. Несмотря на разницу в возрасте, этот союз был счастливым, в семье было 6 детей.
В Москве салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Но она была известна своей простотой и трудолюбием, любовью к людям. Овдовев, она активно занималась благотворительностью и меценатством: организовала вместе с доктором Гаазом Никольскую общину сестер милосердия. По инициативе её сына Александра в Москве открылась городская больница, которую впоследствии назовут Щербатовской (ныне это Русаковская детская больница). Александр передал в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, здесь устроили детскую больницу. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.

Отъезд в Италию. Франция

Только в 1816 г. Кипренский смог воспользоваться своим пенсионерским правом – уехать в Италию. Но здесь его оклеветали: обвинили в связи с итальянскими карбонариями и в убийстве своей натурщицы. Зачем это было сделано – нам уже не узнать. Возможно, зависть к его творческому успеху. Возможно, реакция на его независимый характер.
В Италии ему позировала 10-летняя девочка Мариучча, к которой он сильно привязался и проявлял о ней заботу. Уезжая из Италии, О. Кипренский устроил её в школу при католическом монастыре, где она и жила.

Орест Кипренский «Девочка в маковом венке» (1819). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Девочка на портрете облокотилась на высокий стол и обернулась к зрителю. Прекрасно переданы пластика движения, чистота и естественность ребёнка. Позировала художнику Мариучча.
В начале 1822 г. художник покинул Италию. Затем больше года он провёл во Франции. Здесь был написан портрет Е.С. Авдулиной.

Орест Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной (1822-1823). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Поэтичный образ женщины, одновременно хрупкий и холодный. Взгляд её направлен мимо зрителя, он создаёт впечатление отрешённости. Мастерски изображены детали костюма. Руки женщины сложены как у Джоконды Леонардо да Винчи, схожа и композиция портрета. Мастерски передан и богатый внутренний мир модели. Чувствуется, что это незаурядная женщина.
По пути в Петербург Кипренский задержался в Мариенбаде и здесь общался с И.-В. Гёте, дважды рисовал его.

Орест Кипренский. Портрет И.-В. Гёте (1823). Карандаш на бумаге. Государственный художественный музей им. А.С. Пушкина (Москва)

Возвращение в Петербург

В Петербург Кипренский возвратился лишь к лету 1823 г. Встреча с соотечественниками была неожиданно холодной. Отсутствие официального признания и общее отчуждение он переживал болезненно.
Сын крепостной актрисы П. Жемчуговой (её портрет написал Н. Аргунов) – Д.Н. Шереметев пригласил художника в свой дом, где он много и упорно работал. Его знали и писали о нём Жуковский, Батюшков, Дельвиг, Вяземский, Гнедич, Пушкин и др., а он запечатлел их образы. Подробнее о портрете Пушкина читайте .

И снова Италия

Летом 1828 г. Кипренский уезжает в Италию. Он как будто бежал от самого себя. Но и здесь его встречают одни неудачи, а прежний успех забыт. Однако художник много и плодотворно работал, ездил по стране. Им выполнено много замечательных портретов, в том числе Б. Торвальдсена и Ф.А. Голицына.

Орест Кипренский. Портрет cкульптора Торвальдсена (1831). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Вернувшись в Италию, Кипренский разыскал Мариуччу (Анну-Марию Фалькуччи) и женился на ней. Ради этого он в июне 1836 г. принял католичество, а затем обвенчался с ней. Но жизнь его уже завершалась: он простудился, заболел воспалением легких и скончался через 4 месяца после свадьбы в возрасте 54 лет. Спустя еще несколько месяцев родилась его дочь, Клотильда Кипренская, но судьба её неизвестна.
20 художников собрали 400 рублей и поставили мраморную плиту в его память. А молодой художник Александр Иванов писал своему отцу: «Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе, а его всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней кому что хотелось».
В России же не опубликовали даже некролога.

Журналист Фаддей Булгарин упоминал этого выдающегося художника как человека, одаренного необычным талантом видеть глубину души, скрытую от посторонних глаз. Речь идет об Оресте Адамовиче Кипренском.

Детские годы

Кипренский Орест родился в 1782 году, 24 марта. Его мать, крепостная крестьянка по происхождению, родила сына от помещика Дьяконова, а чуть позже вышла замуж за Швальбе Адама. Фамилия Кипренский является выдуманной.

Орест был внебрачным сыном Дьяконова, но несмотря на это помещик всячески заботился о ребенке. В 6 лет Орест стал вольным человеком и был определен Дьяконовым в художественную академию Петербурга. Уже в начале своего учебного пути Кипренский был отмечен как одаренный мальчик. Он много раз получал всевозможные медали за композиционные эскизы и штудии.

В. С. Дмитриев, гувернер и преподаватель Академии художеств в то время, отмечал, что Ореста отличало от сверстников чуткое восприятие цветовой гаммы. Он рисовал непринужденно, легко. Частенько мальчика можно было застать даже за пением. Кипренский был способным, живым и темпераментным.

Юношество

Спустя 9 лет Орест Адамович Кипренский благополучно завершил свое обучение в воспитательном училище Художественной академии и попал в класс исторической живописи того же учреждения. Здесь обучались одаренные ученики, ведь историческая живопись в то время была высшим жанром художественного искусства.

В рисунках Ореста просматривался особенный собственный стиль. Виртуозностью исполнения отличаются такие его работы, как "Натурщик с красным плащом", "Гектор и Андромаха", "Читатели газет в Неаполе".

Обучение живописца происходило в полуказарменном режиме, где он подвергался постоянному муштрованию, а вокруг царила рутина. После того как Кипренский закончил свое обучение в Художественной академии, в кругу друзей его начали называть "сумасбродным Орестом" и "пылким".

Художник Кипренский никогда не расставался со своим альбомом, а его душа принимала все впечатления жизни. Его друзья говорили о том, что он не знал меры в работе и увлечениях. В принципе, молодой человек никогда не отличал работу от увлечения, ведь писал все то, что привлекало его интерес, захватывало.

Творческая индивидуальность

В раннем творческом периоде Орест Адамович Кипренский обращал внимание на работы Левицкого и Угрюмова. Он также отражал романтическое восприятие образов, когда рисовал портреты участников Отечественной войны. Ему была присуща легкая романтическая манера рисования, он работал размеренно и спокойно, ловя тонкие нотки оттенков и чувственные движения вокруг.

В 1816 году художник Кипренский начал путешествовать по разным странам, рисовать свои картины, которые пользовались успехом в Италии, Германии, Швейцарии. Впервые его талант был признан в Европе. Поворотным моментом в творчестве стала поездка в Италию. Портреты Кипренского приобрели определенность форм, образов, классическую манеру письма.

Художественные веяния Кипренского

В начале 19 века русское портретное искусство немного изменилось благодаря воздействию Кипренского. Картины его помогали раскрыть человеческую индивидуальность, утвердить идеал гармоничности, особые нюансы личности. В своих рисунках он мог передать всю глубину чувств, которую испытывают люди.

Портретное рисование

Краткая биография Кипренского гласит, что художнику удавалось поймать тонкую душевную нить героя картины. В предвоенный период Кипренский сделал портретное изображение бравого гусара. На рисунке запечатлен решительный и открытый человек, отличающийся яркими горящими глазами, смелостью настоящего бойца. За этим красивым лицом можно заметить напряженную силу, готовность к совершению подвига. Портрет явно показывает, что человек ждет сражения и верит в победу.

Во время Отечественной войны 1812 года Орест перешел с кисти на быстрый карандаш. Работал молодой портретист задорно, смело и горячо. Глядя на портреты участников войны, можно отметить их героизм, отвагу, одушевление победой и веру в торжество. Рисунки отличаются искренностью и стремлением к достижению поставленных целей. Живопись Кипренского передавала его душевную близость с изображаемым человеком.

В 1825-1827 годах Орест нарисовал портрет великого поэта А. С. Пушкина. Картина передает зрителю не простое изображение человека, а часть души самого художника, его личность, настроение, судьбу и отношение к людям. Конечно же, Кипренскому удалось передать в портрете Пушкина частичку себя.

Полотна Кипренского никогда не стареют, ведь рисовал он портреты, на которых запечатлена красивая внешность и душа человека, сохраняющаяся веками. Его работы заставляют задуматься над бытием, призывают всех стать добрее и лучше.

Кипренская живопись

Женские изображения - особая часть творческого пути Ореста Адамовича. Каждая картина Кипренского раскрывает душу творца, передает глубину образа, облика. Все это благодаря мастерству. Наиболее популярными считаются портреты Щербатовой, Авдулиной и Хвостовой. А самой выдающейся работой является изображение Ростопчиной. За широкой и добродушной улыбкой этой красивой женщины скрываются духовные и эмоциональные переживания. В рисунке явно присутствует драматизм, некий душевный кризис.

С 1813 по 1814 год Орест создал несколько карандашных портретных рисунков мальчиков и девочек разных возрастов. Каждый из них передает тончайшую грань детской натуры.

В те же годы Кипренский, картины которого уже пользовались популярностью, получил академическое звание, а через несколько лет стал советником в родной Художественной академии. Та пора считается наиболее удачной в плане признания таланта мастера.

Знаменитые произведения Ореста Кипренского

Портрет Давыдова Е. В. художник создал в 1809 году. Сейчас картина принадлежит Государственному Русскому музею Санкт-Петербурга. Многие полагали, что на полотне изображен друг поэта Пушкина, военный предводитель по фамилии Давыдов. Но это предположение было ошибочным, как стало известно позже. Оказывается, у Давыдова было 2 брата, отважно сражавшихся против французов. Историки и искусствоведы по сей день ведут споры по поводу того, какой из двух братьев изображен на полотне, но склоняются в пользу Евграфа.

В 1816 году художник написал портрет Жуковского В. А. Увидеть эту картину Кипренского можно в Третьяковской галерее в Москве. Это яркий пример мастерства Ореста Адамовича. Некое родственное мироощущение объединяло Кипренского и Жуковского. Хотя поэзия далека от живописи, но Жуковский всегда говорил, что два вида искусства тесно связаны. Вообще, разные вещи сближали этих двух творческих людей.

Картина "Бедная Лиза» была написана Кипренским в 1827 году по знаменитой повести Карамзина. Литературное произведение является ознаменованием русского сентиментализма.

Шедевр живописца

Наиболее ярким примером мастерства Кипренского считается картина "Читатели газет в Неаполе", созданная им в 1831 году. Сейчас это произведение искусства хранится в Третьяковской галерее. До сих пор искусствоведы не могут разгадать весь смысл этого полотна. На картине изображены люди, читающие газетный переплет. Глядя на название заголовка, можно понять, что речь идет о польских событиях. В Польше произошло восстание в 1830 году, которое вскоре было подавлено царским военизированным отрядом. Из-за этих событий в стране отменили Конституцию, принятую 1815 году и переданную Александром Первым польскому народу.

И конечно, при взгляде на изображенных людей возникает невольный вопрос: кто они? Сам Кипренский говорил о русских путешественниках. Но многие полагают, что на картине присутствуют польские революционеры, раз речь идет о событиях в этой стране. Все волнения, которые происходили в Европе в 18 веке, продолжившиеся в 19-м, стали толчком для живописцев, начавших создание политических портретов и картин.

Свое мнение о данном полотне высказали знаменитые художники и знатоки. Они с уверенностью говорят, что работы Кипренского можно смело сравнить с полотнами великого Леонардо Да Винчи. И возможно, это действительно так.

Кипренский Орест Адамович


Кипренский Орест Адамович родился 13/24/ марта 1783 г. около Копорья, Ораниенбаумского уезда
Петербургской губернии.
Он был сын крепостного человека бригадира А. С. Дьяконова - Адама Швальбе. Родился в Ораниенбаумском уезде Санкт-Петербургской губернии и крещен в местечке Копорье, от которого получено им прозвище
"Копорский ", измененное потом в фамилию "Кипренский ".
Отец его Адам Карлович Швальбе был крепостным у помещика А. С. Дьяконова, служил у него управляющим. И все же родным отцом младенца был сам помещик. Он выдал крепостную девушку Анну Гаврилову замуж за Адама Швальбе, у которой родился “незаконнорожденный младенец Орест ”, как записано в метрической книге Копорской церквии и был освобожден от крепостной зависимости.

У пятилетнего Ореста заметили выдающиеся художественные способности и решили дать образование. Он выказал он большую охоту к рисованию, что побудило Дьяконова отпустить его на волю и определить, в 1788 г., в
воспитанники Императорской Академии Художеств.
Орест получил не фамилию отца - Швальбе, а условную, весьма поэтическую - Кипрейского, взятую, видимо, прямо с пустырей, где цветет кипрей. Но в процессе учебы в Академии, фамилию переделали в "Кипренский ".

В Академию художеств брали всех мальчиков, любого звания, лишь бы не были крепостными. Если ученик был талантливым, то по окончании ему присваивался первый классный чин, а с ним и права личного дворянства.

Сначала Орест учился в воспитательном училище, затем в классе исторической живописи Академии художеств.

Обучаясь в ней, своими
необычайными артистическими способностями и быстрым их развитием Кипренский приобрел себе особое покровительство тогдашнего президента академии, графа А. С. Строганова.

Орест выделялся среди своих сверстников, легко находил общий язык с другими учениками: увлекающийся, темпераментный, порывистый. По описанию скульптора С. И. Гальберга, он был среднего роста, довольно строен и пригож, но еще более любил " делать себя красивым " : рядился, завивался, даже румянился, учился петь и играть на гитаре, хотя пел очень плохо. Все это, разумеется, чтобы нравиться женщинам, которых страстно любил.

Уже в годы учебы он поражал окружающих своим ярким художественным талантом. В 1802 г., за картину "Филемон и Бавкида ", ему присуждена малая золотая медаль и, кроме того, за проект памятника профессору живописи Г. Козлову, он получил одну из больших золотых медалей, пожертвованных графом Строгановым . Окончив в следующем году академический курс со званием художника XIV класса, оставлен при академии в качестве пансионера.


В 1805 г. удостоен большой золотой медали за написанную по программе картину: "Дмитрий Донской на
Куликовом поле" (находится в музее Академии Художеств), и таким образом
приобрел право на поездку в чужие края, с содержанием от правительства;
но, по тогдашним политическим обстоятельствам, отправка его туда была отложена. После того он ездил в Москву и находился в Твери, при дворе
великой княгини Екатерины Павловны.

В 1809 году Кипренский пишет “Портрет Е. В. Давыдова ” гусара. Около ста лет считали, что это портрет знаменитого поэта-партизана Дениса Давыдова, пока не выяснилось, что на портрете изображен его двоюродный брат Евграф Владимирович Давыдов (1775-1823 ). Молодой красавец-гусар стоит в небрежно-свободной позе, гордо подбоченясь и положив руку на эфес сабли. Во всем его облике видны удаль, смелость, презрение к опасности...Но глаза... в них затаились и мечтательность, и безотчетная грусть. Художник словно предугадал судьбу героя: раненный несколько раз в 1812 году, а в 1813 году он лишился левой ноги и правой руки в битве под Лейпцигом.

В 1812 г., за несколько мужских
портретов , в том числе за портрет партизана-поэта Д. Давыдова
(находится в музее Академии Художеств ), возведен в звание академика, а
в 1815 г. признан советником академии.

В следующем году отправился, наконец, в заграничное путешествие, за счет императрицы Елизаветы Алексеевны, посетил Германию, Швейцарию и Италию и в последней из этих стран приобрел своими портретами такую известность, что удостоился того, что его автопортрет , написанный им самим по предложению Флорентийской Академии Художеств, был помещен в галерее Уффици, в собрании портретов знаменитых художников.

князя А. М. Голицына (около 1819 года ), в котором ясно проступает вся эпоха Возрождения и как фон - купол собора святого Петра как бы на горизонте. Это русская ренессансная классика, которая столь удивляла ценителей искусства.

Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной

Внучка откупщика-миллионера Саввы Яковлева, генеральша по мужу. В Петербурге Авдулины были известны своими балами, на которых бывал А. С. Пушкин. Портрет весьма окончен. Руки написаны и нарисованы прекрасно. Черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчетом. Все как будто отдает эпохой Возрождения и кистью старых мастеров .


В 1816 Кипренский уехал в Италию. По приезде выставил там портрет . Портрет , с которого начался сам Кипренский. Речь идет о “Портрете отца ”, таким запомнил Адама Швальбе Орест еще ребенком. Властного и волевого, ничего общего с крепостным человеком. Таков образ приемного отца.



Итальянские профессора не верили, что такой портрет мог быть написан художником из " медвежьей России ". Обвинили в том, что он выдает произведение Рубенса или Ван Дейка за свое. Но Кипренский добился признания, встав вровень с лучшими мастерами европейской портретной живописи . Ему, первому из русских, заказали для флорентийской галереи Уффици автопортрет .

Он был помещен в галерее в собрании портретов знаменитых художников.


Когда Кипренский в 1823 году вернулся в Петербург из Италии, при дворе его встретили неожиданно холодно. В Академии - с плохо скрываемым отчуждением. Для создания портретной галереи героев 1812 года в Зимнем дворце царь пригласил не Кипренского, а английского художника Дж. Доу. Не последнюю роль в том сыграли распространяемые слухи недоброжелателями, а он их умел наживать. Это две истории,омрачившие конец его пребывания в Риме. Первая была связана с подозрениями в убийстве натурщицы, а вторая - с позировавшей ему десятилетней девочкой Мариуччей, к которой он необычайно привязался и проявлял о ней исключительную заботу. Ее мать позировала Кипренскому жила в доме художника и была близка с ним. Произошло событие загадочное и трагическое, оставившее черную тень на всей дальнейшей жизни Кипренского. Красавицу-итальянку нашли мертвой в квартире художника. Умерла она страшно. Кто-то завернул ее в холст , облил скипидаром и поджег. Женщина сгорела заживо. Через несколько дней в городской больнице "Санта-Спирито " от неизвестной болезни умер слуга Кипренского - молодой итальянец. Кипренский был убежден, что натурщица убита слугой, но его уверенность разделяли немногие. В городе открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а сам художник. Полиция так ничего и не выяснила. Этот случай наложил отпечаток на всю жизнь Ореста Адамовича. Константин Паустовский писал:

"Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и торговцы - грозили убить. В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним. Выставка картин, устроенная им
в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть . Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу".


Спешно покидая Италию в 1822 году, Кипренский определил 10-летнюю Мариуччу в монастырский пансион, оставив при этом большую сумму на воспитание девочки, к которой был очень привязан. Хотя ничего из нелепых слухов никогда и нигде не подтверждалось, шлейф подозрений последовал за Кипренским из Италии и создал вокруг художника стену молчания и враждебности. Его обвинили еще и в лености, так как многие работы не прибыли из Рима. Кипренский очень болезненно переживал отчуждение общества, отсутствие официального признания. Он не имел своего угла, никакой оплачиваемой должности, зависел от заказов, которые без Академии получить было трудно. В Академии художеств Кипренскому не предложили места профессора, на что он мог рассчитывать. Ему помог Дмитрий Николаевич Шереметьев, сын крепостной актрисы П. Жемчуговой, о н пригласил художника в свой дом...

Пытаясь поправить положение, Орест принялся за большую картину давно заброшенного им "Аполлона, поражающего Пифона" - и закончил работу в 1825 году. Но снова не произвел желаемого впечатления. В портретах же он по-прежнему блистал мастерством, однако они получались холодно-отчужденными...

"Портрет Пушкина "

Выходец из крепостной среды, своим трудом добившийся славы, Кипренский написал лучший портрет Александра Сергеевича Пушкина. Он был написан в 1827 году в доме Шереметевых на Фонтанке города Петербурга, по заказу друга поэта Антона Дельвига. То, что портрет Пушкина заказывал именно он, не случайный факт: поэт называл Дельвига "художников друг и советник". Поэт и журналист барон Антон Антонович Дельвиг был одним из ближайших друзей Пушкина. Они с лицейских времен высоко ценили поэтический дар и человеческие качества друг друга. Дельвиг быстрее остальных понял всё величие пушкинского литературного гения... Ранняя смерть Антона Антоновича потрясла Пушкина. Поэт заботился об осиротевшей семье и до конца жизни вспоминал Дельвига в стихах. Он не забыл и картину, которую написал Кипренский. Портрет Пушкина перешел к наследникам Дельвига, стоил он уже тогда очень больших денег. Несмотря на материальные затруднения, Пушкин покупает этот портрет, помещает в своем кабинете и до самой смерти хранил его у себя. Сам Александр Сергеевич портретироваться не любил, хотя художник был ему хорошо знаком. Портрет работы Кипренского очень понравился Пушкину. Обращение к художнику он написал в стихах:


"Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид."


На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом /некоторые исследователи называют его плащом. Лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. Портрет имел успех, хотя и вызывал споры. Одни отмечали удивительное сходство, другие, кто привык видеть поэта подвижным, разговаривающим, кто помнил необычайно изменчивое выражение лица А.С.Пушкина заявляли, что никакого сходства нет, что и такое положение рук, как на портрете, не характерно для него...Ф.Глинка писал Пушкину:

"У меня есть Ваш портрет, только жаль, что Вы в нем представлены с некоторой пасмурностью. Нет этой веселости, которую я помню в лице Вашем".

Карл Брюллов заметил, что Кипренский изобразил Пушкина "каким-то денди, а не поэтом". Сам поэт высоко ценил свой портрет, написанный Кипренским. Именно здесь с редкой силой художнику удалось передать замкнутость его в собственном мире вдохновения и одиночество высокой души в окружающем суетном мире...Знаменитый "Портрет Пушкина" Кипренского находится в Третьяковской галерее.

Портрет , заслуживающий особого упоминания, также связанный с Пушкиным.
Анна Оленина - предмет поэтических дум Пушкина.

Он создан в нелегкое для Кипренского время. Зная переживания художника этой поры, удивляешься, как легко, изысканно он владеет карандашом , с какой теплотой и человечностью и как бережно передает облик казалось бы, не очень красивой девушки, но в ней всё очарование юности, обаяние...

Это была последняя работа на родине, где Кипренский, по его словам, "был покрыт некою тенью " - своими врагами, которые завидовали его успехам.
В 1828 году он снова отправился в Италию - это было бесполезное бегство от самого себя. Его прежний успех и здесь был позабыт, к тому же в Риме уже несколько лет блистал Карл Брюллов, оттеснивший соперников... Кипренский получал все меньше заказов и начал испытывать нужду. Он объездил пол-Италии, много работал, исполнил хорошие портреты. Соревнуясь с Брюлловым, он попытался написать большой парадный портрет - и не справился с ним. Неудача за неудачей...

Во время своего отсутствия из Санкт-Петербурга, и вследствие получения Академией Художеств нового штата, он был переименован из советников в профессоры, в 1831 году.

В начале 1836 года он наконец сумел заработать такую сумму, которая позволила ему расплатиться с кредиторами и осуществить давно принятое решение - жениться на Мариучче. Ей было 17 лет, ему – 47. Для нее он принял католичество и летом 1836-го без огласки обвенчался. Но, к сожалению, счастья этот брак не принес. Девушка не любила Кипренского, хотя и была благодарна ему за заботу. Современники вспоминали о частых ссорах молодой женой и о постоянных запоях Ореста Адамовича... Веря в живительную силу Родины, в свои возможности, Кипренский собирался вернуться, писал президенту Академии:" ...С восторгом возвращусь в любезное отечество ".

Уже было подготовлено "русской колонией " прощальное послание, заказан на память серебряный стакан...но... жизнь его подошла к концу...Он простудился, заболел воспалением легких...
После смерти художника вдова, именуемая в русских документах Марией Кипренской, прислала в Петербургскую Академию художеств оставшиеся ей в наследство картины, в том числе и свой детский портрет , написанный мужем. "Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча) ".

Почему-то она не захотела его оставить себе на память. Вырученные от продажи картин 6 тысяч 228 рублей были ей отосланы. Из Италии пришла ее расписка в получении денег, помеченная 28 января 1839 года... Это последнее, о Мариуччи. Следы ее и дочери Клотильды, родившейся уже после смерти художника, безнадежно затерялись во времени. Портрет находится в Третьяковской галере.


Орест Адамович умирает в Риме 5/17/ октября 1836 года в возрасте 54 лет. 20 художников собрали 400 рублей и поставили мраморную плиту в память умершего.
"Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе, а его всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней кому что хотелось ", - писал молодой Александр Иванов своему отцу...
Печать в России не поместила даже некролога, хотя многие были искренне опечалены.
Он похоронен в церкви Сант Анреа Делла Фратте в Риме.

На доске – латинская надпись, которая начинается словами:

"В честь и память Ореста Кипренского, славнейшего среди российских художников, профессора Петербургской Академии Художеств и советника Неаполитанской академии".

Современники называли Кипренского "русским ван-Дейком", но это название определяет характер его таланта не вполне точно. Начав свою деятельность с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе за образцы Рубенса и рисунка и естественностью колорита , но и, главным образом, тщательностью отделки, различной смотря по роду изображаемого вещества, такой, чтобы совершенно скрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности. Во многих случаях Кипренский разрешал эту задачу превосходно; однако, не все его произведения имеют одинаковое достоинство. Особенно силен он был по композиции Императорской Академии Наук) и "Графини Потоцкой" (в имении графов Потоцких), "Гробницу Анакреона" (у графов Брюлловых, в Санкт-Петербурге) и несколько портретов , собранных графом Третьяковым в галерее, основанной им в Москве.

На странице представлены картины Кипренского Ореста Адамовича.

Кипренский был великий портретист, можно его и лучшим русским портретистом назвать.

Среди его портретов самый знаменитый портрет Пушкина. Далее идут фото с названиями и описаниями этой и других картин.

А это автопортрет Кипренского. Автопортретов у него около десятка и на всех он разный не только по возрасту, но и по своим настроениям и устремлениям!

Дмитрий Донской на Куликовом поле. Кипренский.

Одна из немногих исторических и батальных картин Кипренского. Далее ещё один вариант этой картины.

На фото картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Кипренский. Второй вариант. Картины Кипренского не всегда портреты.

Бедная Лиза. Кипренский. Картина написана по мотивам одноимённого романа Карамзина, но носит иной характер. Здесь романтика и мечтательность без трагического конца!

Портрет Пушкина. Кипренский. Самая знаменитая работа Кипренского. Картины Кипренского и особенно его портреты невероятно одухотворены, объёмны и разнообразны!

В портрете Пушкина очень спокойное распределение света, нет ярких красок.

Богоматерь с младенцем. Кипренский. Библейская тема.

Ворожея со свечой. Кипренский.

На фото картина «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке». Кипренский. Милый ребёнок!

Женский портрет. Кипренский.

Мать с ребёнком. Кипренский. Картины Кипренского душевные.

На фото картина «Мечтательница» Кипренского. Задумалась девушка! Витает в облаках!)

Мужской портрет

На фото картина «Неаполитанские мальчики-рыбаки».

Портрет Адама Мицкевича.

«Портрет Давыдова». Кипренский. Вторая по популярности картина после картины «Портрет Пушкина».

Бравый гусар Давыдов! Будущий герой Отечественной войны 1812 года. Свободолюбивый герой!

На фото портрет баснописца Крылова

Портрет мальчика. Кипренский. Хитрый взгляд у мальчугана!)

Кипренский Орест Адамович (13 марта 1782 - 5 октября 1836)

Выдающийся русский художник-портретист.
Был внебрачным сыном крепостной крестьянки, детство провёл в крепостной семье. Получил вольную и был определён в воспитательное училище при петербургской академии художеств. В Академии К. учился 15 лет и по окончании (в 1803) состоял при ней 6 лет пенсионером.
Уже в эти годы К. проявил блестящий талант рисовальщика, достигая в своих натурных и композиционных рисунках большой свободы, экспрессии и эмоциональной выразительности.

В 1805 К. была исполнена картина "Дмитрий Донской на Куликовом поле", в которой отразились патриотические настроения передовой дворянской интеллигенции. За эту картину художник получил золотую медаль 1-й степени.

Но подлинное призвание К. сказалось в первом же написанном им портрете А. К. Швальбе (1804), выделявшемся выразительной, энергичной характеристикой и высоким живописным мастерством. В 1804 исполнены портреты А. Р. Томилова, Е. П. Корсакова, И. В. Кусова, в которых при известной парадности проявилась уже характерная для К. человечность образа.

С 1809 К. работал в Москве и Твери. К этому времени откосятся портреты Ев. Давыдова, К. П. Ростопчиной, Ф. В. Ростопчина (1809), мальчика Челищева, автопортрет, портреты Н. С. Мосолова и И. А. Гагарина (1811). Правдиво передавая индивидуальные черты моделей, К. сумел воплотить в своих лучших портретах большое общественное содержание, показать человеческое достоинство и глубину духовной культуры изображаемых людей: за их внешним спокойствием всегда ощущаются живые человеческие чувства.

Вернувшись в 1812 в Петербург, он приступил к созданию серии карандашных портретов участников Отечественной войны: среди них были герой Березины К. И. Чаплиц, братья А. П. и М. П. Ланские, ополченцы А. Р. Томилов и П. А. Оленин (1813), поэт К. Н. Батюшков (1815) и др.
В 1814-16 исполнены портреты Д. Н. Хвостовой, В. С. Хвостова, поэта В. А. Жуковского и др., принадлежащие к замечательным созданиям художника, приобретшего уже широкую известность.

В 1816 К. уехал в Италию для изучения живописи старых мастеров. Его слава распространилась далеко за пределы России. В 1819 флорентийская Академия художеств заказала К. автопортрет для галереи Уффици.
Продолжая работать в эти годы над портретами (К. М. Голицина, ок. 1819, Е. С. Авдулиной, 1822), художник обращался к аллегорическим и античным темам (эскизы и картон "Аполлон, поражающий Пифона", картина "Анакреноова гробница", 1820). Черты условности и отвлечённости проявилась в картинах "Молодой садовник" (1817) и "Девочка в маковом венце" (1819).
Возвратившись на родину в 1823, к. создал яркие реалистичные портреты: декабриста И. А. Анненкова (1823), Н. П. Трубецкого (1826), Е. А. Телешовой, автопортрет (1828) и др. . Особое значение имеет портрет А. С. Пушкина (1827), вдохновенно передающий облик гениального поэта, его "дум высокое стремление".

Наступившая после разгрома декабристов николаевская реакция заставила художника вновь уехать в 1828 в Италию, где он умер.
Последние годы его жизни полны творческих метаний: он исполнил поверхностную сентиментальную картину "Мальчик - ладзароне" (1831), пышный и внешне эффектный портрет М. А. Потоцкой и С. А Шуваловой. Наиболее значительные произведения последних лет - картина "Читатели газет в Неаполе" (1831), навеянная национально-освободительным движением в Польше, и портрет скульптора Б. Торвальдсена (1833).
Основные произведения К. хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге.