О целомудрии брака. Целомудрие – что это такое? О времена, о нравы

Есть прекрасное русское слово – «целомудрие», которое очень точно выражает мысль о духовной и нравственной целостности личности человека. Целомудрие – это не просто девственное состояние тела, но чистота всех чувств тела и души и незапятнанность совести в отношении к семье, к другим людям, к обществу, к работе, к природе. Оно – естественное качество любого нравственно здорового человека, как не вступившего в брак, так и живущего в супружестве с рождением и воспитанием детей. Как сказал один из древних отцов святой Иоанн Лествичник (VI–VII вв.): «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей» . Целомудрие заложено в саму природу человека. Оно особенно присуще женщине. Оно достигает совершенства и покоряет своей красотой в истинно святых людях.

Целомудрие души и тела, и прежде всего добрачная девственность, является одним из главных условий сохранения нравственной свободы человека. Оно предполагает чистоту, свободу души от всякого рода дурных и грязных мыслей, желаний, слов и разговоров, от таких же фильмов, книг – и, конечно, соответствующее поведение, одежду. Ведь существует закон взаимосвязи внутреннего состояния души и внешней стороны жизни человека. Они взаимодействуют между собой на уровне как добрых чувств, намерений и дел (добродетелей), так и противоположных (грехов и страстей). Добродетели при этом находятся между собой в причинной взаимозависимости, или сродстве, и обуславливают друг друга. И так же взаимозависимы, родственны между собой грехи и страсти. «По причине этого сродства, – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) , – произвольное подчинение одному греховному помыслу влечёт невольное подчинение другому; наличие одной греховной страсти влечёт в душу другую страсть, ей сродную; произвольное совершение одного греха влечёт к невольному впадению в другой грех, рождаемый первым. Злоба, сказали Отцы, не терпит пребывать бессупружной [одинокой] в сердце» .

Знание этого закона очень важно, поскольку иногда то, на что почти не обращается внимания, оказывается причиной самых серьёзных последствий. Так, многие не придают значения своим мыслям, а они, как добрые, так и злые, часто оказываются началом больших дел. Преподобный Марк Подвижник говорил: «Всё невольное происходит от произвольного» , то есть сознательное, например, принятие и развитие дурных мыслей в конечном счёте приводит человека, как раба, помимо его воли, к соответствующим поступкам, – к тому, на что он, как казалось, никогда бы не решился. А, например, святитель Игнатий указывает на закономерность, о которой мало кто знает: «По закону духовному, услаждающийся тщеславными и другими греховными помыслами и мечтаниями никогда не освободится от блудной страсти, сколько бы он против неё ни подвизался» .

Нарушение целомудрия, так называемое «сожительство по любви» и тому подобное, Церковь называет большим грехом. Но что же худого усматривает она в этом?

Здесь действует ещё один духовный закон, по которому, оказывается, в человеке происходит уничтожение самого ценного, что в нём есть, – любви! Внебрачное сожительство – это суицид души. Она уже не может иметь земного счастья, не говоря о посмертье. Причина этой духовной смерти заключается в том, что сожительствующих соединяет не любовь, а эгоистическое искание наслаждений. Ищущий наслаждений не может любить другого. Он любит только себя. Но эгоизм и любовь – явления взаимоисключающие.

Если действительная любовь к другому заставляет бороться со своим «я», отказываться от своих пристрастий и привычек во имя блага любимого, готова даже страдать ради него, жертвовать собой, то блуд жертвы не знает. В нём всё подчинено примитивному, грубому инстинкту и эгоизму. Не случайно священник Павел Флоренский , известный мыслитель, бывший до революции профессором Московской духовной академии, называл сожительство «по любви» (вне брака) переодетым эгоизмом . Блудник ради получения наслаждения принесёт в жертву кого угодно и что угодно, и прежде всего свою жену (мужа), детей, не говоря уже о родителях, родных, друзьях. Такой человек не способен быть верным. Он по самому духу своему изменник, ибо постоянно ищет чего-то лучшего и при первом же «удачном варианте» нарушает верность. И так всю жизнь, пока не окажется выброшенным на помойку. Действительно, точное слово, его характеризующее, – опустошённый . Поэтому так важно сохранить себя неосквернённым с юности своей!

Но полностью опустошить себя можно и не совершая греха делом – достаточно глаз, мыслей, мечтаний, внутренних ощущений и переживаний. Обычно всё начинается с малого – со взглядов, мыслей, фривольных шуток, свободы в обращении. Так что снаружи можно казаться целомудренным, а внутри быть грязным, не способным ни к какой духовной жизни.

Святой Исаак Сирин (VII в.) предупреждает: «Как погиб в потопе современный Ною род? Не за похотливость ли, когда люди с неистовством возжелали красоты дочерей Каиновых? За что отвержен Богом исполин Сампсон? Не за то ли, что осквернил себя сожитием с блудницею?»

Развращённость наступает постепенно, начинается с малого – сначала внутри, а потом выходит и наружу. Потому Христос предупреждает: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).

Само слово «разврат» является однокоренным с разворотить , извратить . Хирурги могут рассказать, как тяжело смотреть на человека после катастрофы, изувечившей его тело. Да и мы разве не отводим глаз, когда видим подобное? Разврат – это преступление, то есть переступление за границы человеческой природы, её естественной жизни, нарушение её целостности, целомудрия, закона меры. Он является развороченностью нормального состояния человека, извращением присущего ему порядка, его красоты. Поэтому и начинается он с подавления голоса совести и чувства стыда.

Ещё Казимир Малевич , нарисовавший свой пресловутый «Чёрный квадрат» и заявлявший: «Я Начало всего…», откровенно писал: «Самой высшей и сложной постройкой можно считать то произведение, которое в своём теле не имеет ни одной формы существующего [то есть Богом сотворённого – А.О.]» . Александр Бенуа , проницательно увидев в этом квадрате прямой вызов Самому Богу и Его творению, писал: «Чёрный квадрат – это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кончится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведёт всех к гибели» .

Но то, что происходит с одним человеком, может поразить и целую нацию, когда извращаются сами принципы общественной морали.

Это отчётливо проявилось, например, после отпадения Рима от Православия, особенно в эпоху Возрождения, когда католическая культура западных народов приобрела явно выраженный сексуальный характер. В ХХ веке, после Второй мировой войны, произошла резкая моральная деградация на Западе, а с 1980-х годов и в России, когда на людей обрушился настоящий идеологический смерч, разрушающий всё святое: насаждая бесстыжесть в поведении, в моде, в искусстве, прививая вместо совестливости страсть к деньгам, извращая красоту и гармонию уродливыми, неестественными и противоестественными формами, перемешивая правду с полуправдой и откровенной ложью.

В настоящее время по всем направлениям ведётся открытая и масштабная борьба с евангельскими нормами жизни, извращающая человечность в человеке. Всё отчётливее вырисовывается тёмное, демоническое зрелище (по-славянски – позор ) нравственного и духовного разложения людей. Об этом особенно ярко свидетельствует агрессия, которую осуществляют против человечества секс-меньшинства, захватившие власть на Западе, их гей-парады и разного рода публичные бесчинства.

Так перед молодым человеком, вступающим в период зрелости, встают два пути жизни. Евангелие называет их широким и узким путём.

О них всегда говорили мыслители, писатели, святые всех народов и эпох.


Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 15. §4.


Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание сочинений. М., 2014. Т. 4. С. 301.


Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. М., 1858. Слово 2. § 104.


Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству // Полное собрание творений в 8-ми томах. М.: Паломник, 2003. Т. 5. Гл. 47. С. 313


Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 62.


Малевич К. С. Собрание сочинений в 5-ти томах. М.: Гилея, 2004. Т. 5. C. 143.


Крусанов А. В. Русский авангард: 1907–1932. Исторический обзор. В 3-х томах. СПб.: Новое литературное обозрение, 1996. Т. 1. С. 262.

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (около 155-165 - около 220-240), там же) - один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей, теологов и апологетов, автор 40 трактатов, из которых сохранился тридцать одно произведение. В зарождавшемся богословии Тертуллиан один из первых выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни - языку средневековой западной мысли. В отличие от греческих отцов был враждебно настроен к античной философской традиции: "Что может быть общего у Иерусалима с Афинами?". К сожалению, к концу своей жизни Тертуллиан уклонился в ересь монтанизма.

***

Главы

Глава 1

Я не сомневаюсь, любезный брат, что со времени смерти супруги твоей ты основательно размыслил, каким образом обрести покой души, которого нельзя тебе иначе достигнуть, как оставаясь на будущее время вдовцом. Обрати на это все твое внимание. Хотя в сем отношении каждый должен наиболее полагаться на самого себя и соображаться с собственными силами; но как требования плоти вмешиваются тут в рассуждения ума и сопротивляются вере: то сия последняя имеет надобность в советах другого человека, который служил бы ему как бы стряпчим или адвокатом против плоти. Плоть может быть побеждаема умом, когда ум следует более воле Божией, нежели собственной слабости. Никто не может и не должен величаться дерзновенным угождением своей плоти: величаться надобно повиновением воле Божией, которая составляет наше освящение. Бог хочет, чтобы тот, кого сотворил Он по образу Своему, уподоблялся Ему во всем, и был бы так свят, как свят Он. Он установил различные степени святости, с тем чтобы мы в ней участвовали. Первая степень есть девство, соблюдаемое от рождения. Вторая степень девства после крещения состоит в том, чтобы мы во время супружества очищали себя добровольно разлукою между мужем и женою, или чтобы мы сохраняли целомудрие, пребывая постоянно как бы в безбрачном состоянии. Наконец третья степень заключается в единобрачии, когда мы по смерти первой жены отказываемся от женского пола. Первое счастье, первое девство не знать вовсе того, о чем можно после жалеть, позвавши оное. Вторая степень презирать то, что слишком хорошо вам известно. Третья также достойна похвалы, потому что воздержание есть добродетель. Быть воздержным значит не жалеть о том, чего мы лишены, и лишены Господом Богом, без воли которого ни один лист не падет с дерева, "ни одна из птиц не падет на землю" (Мф. 10:29).

Глава 2

Не означает ли прямой скромности и воздержания изречение Иова: "Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось]" (Иов. 1:21). Напротив того, вступая во вторичный брак, мы действуем против воли Божией, желая вторично обрести то, чего Он нас лишил. Если бы Бог хотел, чтобы мы оставались в супружестве: то Он не отнял бы у нас первой жены, разве бы кто вздумал мыслить, что Бог может опять хотеть того, чего однажды не захотел. Чистосердечная и основательная вера не должна таким образом приписывать всего воле Божией без всякого исключения. Каждый льстит себя тем, что ничего не может произойти без воли Его, как будто бы не было у нас собственной воли. Весьма было бы нам легко извинить все наши грехи, если бы мы полагали, что они не могут иначе производиться, как по воле Божией. Это значило бы уничтожить всякий закон, всякое чиноположение, значило бы даже, смею сказать, уничтожить Самого Бога, когда бы кто вздумал говорить, что по воле Его делает он то, чего сам не хочет. Как мог бы Господь под угрозою вечного огня запрещать такие вещи, которых Он желает? Без сомнения, Он запрещает их и потому, что они оскорбляют Его, и потому что Он их не желает. Равномерно Он велит нам исполнять то, что Ему угодно, и за исполнение того Он нас приемлет и вознаграждает вечною жизнью.

Итак, когда нам известно, чего Он хочет и не хочет: то мы имеем свободу пожелать того или другого, как-то и сказано: "пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему" (Сир. 15:17). Мы не должны относить к воле Божией того, что предоставлено нам на собственную нашу волю. Бог хочет, чтобы мы были добры; Он не может желать зла. В вашей воле хотеть творить зло вопреки воле Бога, желающего единственно добра. Я говорю, что воля сил находится в самих нас, потому что мы подобны в сем отношении праотцу нашему. Адам, первый человек и первый грешник, захотел, как скоро согрешил. Диавол не вселил в него воли согрешить, но подал ему только повод к тому. Воля Божия была, чтоб Адам повиновался Ему свободно. Так должно быть и с тобою. Бог даровал тебе произвол, то есть, волю хотеть. Потом Он предоставляет тебе делать даже и то, что Ему не угодно. Если ты ослушаешься Его: то сделаешься рабом диавола, одолевшего тебя. Диавол хочет, чтобы ты желал того, что Богу не угодно; но он не может заставить тебя хотеть сего, потому что не мог и первых человеков принудить против воли сделать зло. Если они на то и согласились, то не без неведения о том: им весьма известна была воля Бога, который конечно не хотел того, что запретил им под смертною казню. Все, что диавол в состоянии сделать, заключается в том, что он может изменять твою волю по твоему произволу. Если ты поддашься ему, то сделаешься его служителем, не потому, чтоб он мог вселить в тебя особую волю, но потому что возобладает волею, в тебе находящеюся. Стало быть, мы вольны хотеть или не хотеть: душе принадлежит явить пред лицом Божиим, согласна ли с волею Его ее воля.

Глава 3

Итак, я утверждаю, что надлежит тщательно изучать волю Божию, и не только волю Его явную, всем нам известную, но и волю Его сокровенную. Есть вещи, с первого взгляда согласующиеся с волею Божиею, потому что Он их дозволяет; но что только дозволено, то не составляет еще прямой воли дозволяющего. Дозволение означает более снисходительность, нежели волю. Оно конечно дается не без участия воли; но тут воля возбуждается особою причиною, как бы принуждающею ее дозволить то, что она велеть затрудняется. Изучай волю Божию, какова, она сама по себе, и старайся вникнуть в причины, заставляющие ее в известных случаях уклоняться от прямого пути. Воля Его состоит не в том, что Он по снисхождению дозволяет, но в том, что законом Его предписывается. Как скоро Он дозволяет какую вещь, то тем самым показывает, что Он ей другую вещь предпочитает. Не ясно ли же, что нам надобно преимущественнее творить то, что Им предпочитается, нежели то, что Им дозволяется? Показывая нам то, что для Него более приятно, не отсоветывает ли Он нам того, что менее приятно для Него? Давая нам знать о том, что Он дозволяет и что предпочитает, не обязывает ли Он нас последовать тому пути, который из угождения Ему сами мы должны предпочесть? Таким образом удостоверясь в том, что Он более любит и что любит менее, если и за сим станешь ты делать не то, что Он предпочитает, то будешь действовать против Его воли, будешь Его оскорблять; а это не есть способ удостоиться от Него освящения. Делая то, что Он дозволяет, и отвергая то, чего Он собственно хочет, ты некоторым образом грешишь, и едва ли попадешь в число избранных. Не хотеть удостоиться освящения, значит грешить.

Итак, если второе супружество основывается на воле Божьей, полученной и как бы вынужденной снисходительностью: то мы не обинуясь говорим, что это не чистая и не прямая воля Его, потому что она тут покоряется причине, требовавшей снисходительности. Сему второму супружеству очевидно предпочитается воздержание потому, что одна лучшая вещь не может предпочтена быть другой лучшей вещи: одна из них должна быть не столько хороша, как другая. Я изложил сии основные начала на тот конец, чтобы после сего руководствоваться уже наставлениями Апостола. Нельзя счесть меня злочестивым, если я скажу, что и Апостол учит нас предпочитать воздержание. Надобно во-первых заметить, что снисходительность его в отношении ко второму браку происходит так сказать не от Святого Духа, но от человеческого разума. Повелевая вдовцам, "но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь" (1Кор. 7:9-10).

Он тут довольно ясно показывает, что сии слова: "ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться", произнесены им от самого себя именем Господним. Они относятся как к женатым, так и к хотящим жениться. Рассмотрим однако ж, что это за благо, которое потому только благо, что лучше ужасной казни, и которое тогда только бывает благо, когда сравнивается со злом. Супружество есть благо потому, что разжигаться еще хуже супружества. По моему мнению, надлежит называть благом одно только то, что заслуживает сие название, не оправдываясь сравнением. Благо не должно быть сравниваемо не только с каким либо злом, но и с таким благом, которое в сем случае теряет несколько свою цену, хотя и не перестает быть благом. Но когда какая вещь признается благом единственно по сравнению со злом: то я утверждаю, что она есть только меньшее зло, кажущееся благом перед большим злом. Можно ли без сего сравнения просто сказать: "лучше... жениться", не объяснив, чему предпочитается брак? А как нельзя прямо сказать: брак лучше, то не следует говорить, что он есть и благо. Брак тут есть только нечто лучшее в сравнении с худшим. Стало быть, когда говорится: "ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться", то это тоже, как бы кто сказал: лучше быть кривым, нежели слепым. Оставя сравнение, никто конечно не скажет: лучше, или же хорошо быть кривым. Следовательно, никто да не толкует в свою пользу сего текста, который впрочем касается собственно не женатых и, холостых людей; да и сии обязаны обращать внимание преимущественно на то, что есть лучшего в браке.

Глава 4

Апостол также сказал: "Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь"(1Кор. 7:27-28). Но и в сем тексте говорит это сам он, а не Дух Святой. Великое различие между заповедью Божьею и советом человека. "Повеления Господня, - говорит он выше, - ...я не имею, а даю совет" (1Кор. 7:25). Действительно ни в Евангелии, ни в посланиях св. Павла, нет заповеди оставлять жену свою. Из чего заключить следует, что дозволенное Господом должно считать попущением, если не запрещением. После сего совета, данного им как бы отвлеченно, он снова утверждает сказанное уже им, и говорит: "но таковые будут иметь скорби по плоти" (1Кор. 7:28). Потом присовокупляет: "Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие" (1Кор. 7:29). Говоря, "хорошо человеку оставаться так" (1Кор. 7:26), то есть, не жениться, он отсоветывает исполнять то, что пред тем дозволил; отсоветывает вступать в первый брак, а коль паче во второй. Советуя нам последовать своему примеру, он ясно обозначает, чего от нас требует, и от чего должны мы отречься сходно с его желанием. Чего он не хочет, того не дозволяет он ни волею, ни помышлением; если же бы хотел или помышлял, то дал бы на то не дозволение, а повеление. Далее говорит он: "Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия". (1Кор. 7:39-40). Здесь представляются два различные мнения: одним дозволяет он вновь жениться, другим предписывает воздержание. Какого держаться, спросишь ты? Сам рассмотри и вникни. Где он дозволяет, там излагает мнение свое, как человек благоразумный; а где запрещает, там говорит как человек, руководимый Духом Святым. Последуй же из сих двух мнений тому, которое божественно. Иные верующие имеют дух Божий, но не все верующие суть Апостолы. Св. Павел, как верующий, говорит: "а думаю, и я имею Духа Божия"; в чем и сомневаться нельзя, потому что он действительно верующий: но слова сии прибавлены им для того, чтобы воспринять достоинство и власть своего апостольства. Как Дух Святый преимущественно был дарован Апостолам, являвшим Его в своих писаниях, чудесах, пророчествах и проповеди: то они обладали Им более, нежели другие верующие. Св. Павел воспользовался наипаче авторитетом Святого Духа, когда повелел нам творить то, чего он предпочтительно хотел; а по причине величества Духа Святого, он преподал нам уже тут не совет, но заповедь.

Глава 5

Теперь хочу я поговорить о законе брака, каков он есть сам по себе. Происхождение рода человеческого освятило его, показав нам то, что Бог с самого начала постановил правилом для всего потомства Адамова. Бог, сотворив человека, призвал за благо дать ему помощницу: из одного ребра его извлечь Он ему жену. В веществе без сомнения недостатка не было, потому что Адам имел не одно, а много ребер. Руки Божии были неутомимы, и Он конечно мог бы сотворить Адаму несколько жен, если бы восхотел; но того не сделал. Адам, сын Божий, и Ева, дщерь Божия, женились, и должны довольствоваться друг другом. Так состоялся закон брака. Сказано: "и будут [двое] одна плоть" (Быт. 2:24), стало быть, не три и не четыре будут одна плоть.

Итак, кто женится один раз, тот составляет одну плоть "и будут [двое] одна плоть"; а кто вступает в союз сей два раза и более, у того плоть перестает быть единою, тот становится три, четыре и более, в одной плоти. С другой стороны Апостол, толкуя сей текст, приспособляет его к союзу Иисуса Христа с Его церковью. Как Христос един, так и церковь едина. Мы видим в сем истолковании новое для себя побуждение придерживаться единобрачия, потому именно, что как праотец наш Адам вступил один только раз в союз с Евою по плоти, так и Христос с Своею церковью заключил один союз по духу. Кто отступает от единобрачия, тот, следовательно, грешит и по плоти и по духу. Первый многоженец подвергся проклятию: то был Ламех, который, женясь на двух женах, составил три существа в одной плоти.

Глава 6

Но, скажут иные, блаженные патриархи имели не только по нескольку жен, но и наложниц; а потому нам надобно дозволить, по крайней мере, жениться несколько раз. Все сие происходило под старым законом, которого первая заповедь была: "плодитесь и размножайтесь" (Быт. 1:28); происходило тогда, как состоялся между Богом и Его народом прежний завет, которого преобразованием были подобные браки и пр. Но когда новое откровение возвестило нам, "время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие" (1Кор. 7:29): то Евангелие, одобряя воздержание и обуздывая многобрачие, тем самым положило конец древнему закону. Впрочем оба сии закона, по видимому противоречащие один другому, происходят от одного и того же Бога, который сперва хотел, чтобы род человеческий размножился, а мир наполнился людьми для приятия нового завета; ныне же, когда мы приблизились к прекращению времен, Богу угодно было прекратить и прежнее дозволение. Таким образом, Бог не без причины то, что сначала попустил, ныне отменяет. Так и всегда случается: начало слабо, а конец крепок. Бог поступил подобно человеку, который сажает лесные отрасли, с тем чтобы в свое время иметь огромные деревья на строение. Древний закон имел цель сажание сего леса; а Евангелие подает секиру для рубки его. Так отменены и многие другие статьи старого закона. Прежде говорили: "око за око, зуб за зуб" (Исх. 21:24), а ныне строго "запрещено воздавать злом за зло" (Рим. 12:17). Даже и в человеческом законодательстве, кажется, принято за правило, что новый закон всегда изменяет старый.

Глава 7

Почему не стараемся мы лучше находить в ветхом завете правил, согласующихся с нашими правилами, и по своему сообразию включенных в новый завет? Я вижу, что в древние времена также обуздываема часто была излишняя наклонность вступать в брак. В книге Левит сказано: "В жену он должен брать девицу [из народа своего]" (Лев.21:13); следовательно одну деву, а не многих. Также в другом месте говорится: "и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его" (Втор. 17:17). Но и в сем случае, как во всяком другом, предоставлено было Иисусу Христу исполнить или пополнить закон. Посему у христиан вменено в точнейшую и строжайшую обязанность священникам жениться один только раз, так что, как мне известно, кто имел двух жен, тот лишается священства. Вы возразите, может быть, что как запрещение сие касается одних священников; то стало быть прочим верующим дозволено вступать во второй брак. Какое безумие полагать, что мирянам дозволяется делать то, что запрещено священникам! Разве мы не все священники? Господь наш Иисус Христос соделал всех нас не только служителями, но и священниками Отца небесного. Власть церкви постановила границы между священниками и мирянами. Но существенная обязанность служения Богу принадлежит неотъемлемо каждому. Разве не приносим мы и без священников жертв Ему в молитвах, коленопреклонения, бдениях, и даже в поучении других? Разве не имеем мы права сами крестить в случае нужды? Ты священник для себя и для которых, хотя и не для всех. Где собралось трое верующих, хотя бы мирян, таи и церковь: каждый оживляется своею верою, и Бог не зрит на лица. Ты оправдан будешь не как служитель, но как член Церкви.

Стало быть, если ты исправляешь иногда должность священника: то должен покоряться и закону священства. Осмелишься ли ты кого крестить и приносить жертвы Богу, имевши двух жен? Если священнику двоеженцу воспрещено сие: то мирянин, посягнувший на то, еще более преступен. Но ты скажешь, что такой поступок извиняется в случае надобности. Знай же, что нельзя назвать надобностью того, что бывает иногда и не надобным. Не вступай во второй брак, и ты никогда не будешь иметь надобности нарушать закон, церковных обрядов касающийся. Бог хочет, чтобы мы всегда готовы были приступать к совершению Его таинств. Если миряне, из среды которых избираются священники, не станут покоряться условиям священства: то откуда брать священников, когда потребуются? Таким образом, мы должны поступать так, чтобы миряне не женились два раза, потому, что не можно избрать в священники никого другого, как такого мирянина, который должен быть женат один только раз.

Глава 8

Итак пусть люди женятся, если все, что дозволено, есть добро, не взирая на изречение Павла: "все мне позволительно, но не все назидает" (1Кор. 10:23). Скажите однако ж, можно ли назвать добром то, что не полезно? Если то, что для спасения не полезно, может дозволено быть: то из сего следует, что и недобрые вещи могут быть дозволены. Что же ты предпочтешь, то ли, что считаешь добром, потому что оно позволено, или то, что само по себе есть добро, потому что полезно? От своеволия далеко спасение. О том, что само по себе есть добро, нечего и говорить, потому что оно не имеет надобности в дозволении. Но обыкновенно дозволяется то, что в своей доброте сомнительно, чего можно бы было и не дозволить, а особливо, когда нет особых обстоятельств, оправдывающих дозволение. Второй брак дозволен для избежания опасности от невоздержания. Предоставляя верующим выбор вещи, менее доброй, Бог испытывает их, чтобы желающих следовать воле Его отделить от желающих покоряться своим страстям, и чтобы распознать, кто ищет полезного и кто приятного, кто хочет угождать Богу и кто самому себе. Произвол есть камень претыкания для повиновения, потому что повиновение испытывается искушением, а искушение опирается на произвол. Вот почему позволены многие сами по себе как бы недобрые и неполезные вещи. Кто имеет волю, тот искушается; а кто искушается, тот подвержен суду Божию. Апостолы имели дозволение жениться и водить с собою жен в мире. Ио тот, кто не захотел воспользоваться сим дозволением, советует нам последовать его примеру, и вместе с тем показывает, что произвол тут не иное что есть как испытание, обращенное им в пользу воздержания.

Глава 9

Входя в глубокий смысл сих последних слов, мы находим, что вообще брак есть терпимое так сказать любодеяние. Св. Павел говоря, что супруги "заботятся как угодить себе" (1 Кор. 7:32-33), конечно не думал тут, чтоб они угождали себе чистотою нравов, чего верно бы не опорочил; но он говорил тут о нарядах, украшениях и прочих мелочах, посредством которых супруги стараются возбуждать друг друга к сладострастию. Желание нравиться внешне есть самая сущность плотской похоти, которая со своей стороны есть причина любодеяния. Но брак не уподобляется ли любодеянию, не бывает ли целью удовлетворения тех же пожеланий? Сам Господь сказал: "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф. 5:28). Человек, ищущий вступить в брак с женщиною, не творит ли того же самого, хотя бы после и женился на ней? Да и женился ли бы он на ней, прежде нежели бы посмотрел на нее с похотью, исключая разве бы брал такую жену, которой не видал и не желал? Для совести мужа важно то, если он прежде женитьбы не пожелал чужой жены; прежде же женитьбы все жены чужие, так что никакая жена не выходит замуж иначе, как когда муж уже взором любодействовал с нею. Законы по-видимому полагают различие между браком и любодеянием; но различие сие относится собственно к дозволению данному или отвергнутому, а не к самой вещи. Это касается и мужей и жен. Брак и любодеяние составляют один союз, одно плотское сочетание, пожелание которого Господом названо любодеянием. На сие вы возразите, что я слишком далеко увлекаюсь, что нападаю даже и на первый брак.

Это правда. Я нападаю на него, потому что он основывается также на пожелании; а пожелание есть уже любодеяние. Самое лучшее для человека совершенно удаляться от женского пола, и вот почему девство имеет преимущество, будучи изъято от всякого подобия любодеяния. Если рассуждения сии столько не благоприятны для первых браков: то какую силу должны они иметь против вторых и третьих браков? Благодарите Бога, что Он дозволил вам жениться один раз; а о втором браке лучше и не помышляйте, полагая его как бы запрещенным. Пользоваться дозволением нескромно, то есть, неумеренно, значит употреблять его во зло. Разве не довольно для тебя, что ты из девства сошел на вторую ступень целомудрия, и нужно ли тебе опускаться еще на третью и четвертую ступень? Если для тебя мало одного брака: то чем себя ты ограничишь? Тот, кто осуждает двоеженцев, не положил определенного числа браков. Стало быть, можно жениться всякий день, пока наконец постигнет нас суд, подобно как постиг он Содом и Гоморру. Тогда-то исполнится слово, произнесенное в Евангелии: "Горе же беременным и питающим сосцами в те дни" (Лк. 21:23), то есть, горе мужьям любодеям, плодотворящим утробу жен, и женам, производящим и кормящим детей. Но когда пресекутся браки сии? Вероятно тогда, как подобные мужья и жены перестанут существовать.

Глава 10

Итак откажемся от плотских вещей, и займемся лучше вещами духовными. Воспользуйся, любезный брат, сим случаем, тобою неожиданным, но представляющимся весьма кстати, чтобы избавиться тебе навсегда от всякого земного обязательства. Ты более не должник. Ты счастлив, потерявши жену. И потеря сия для тебя приобретение. Ты теперь удобно можешь посредством воздержания совершить дело святости. Изнуряя плоть, ты обогатишь дух свой. Посмотри, как близок человек к духовной природе, освободясь по случаю от жены. Он чувствует себя как бы вновь рожденным. Когда молится, он кажется видит себя ближе к небу. Он проводит ночи в размышлениях о священном Писании. Сердце его исполняется блаженства. Борясь с диаволом, приобретает он доверие к самому себе. Апостол советует нам соблюдать телесную чистоту, приносящую наибольшее достоинство молитве, поучая нас чрез то, что чистота сердца необходима, и что мы должны очищать себя часто. Во всякое время на всяком месте, нужна молитва; а, следовательно, нужна и чистота, предшественница молитвы. Молитва истекает от души: если душа имеет причину краснеть, то и молитва объята бывает стыдом и робостью. Дух Святый возносит молитву к Богу. Видя стыд души, как может Он приять молитву ее и вознести к небу? Сей святый посланник не покроется ли и Сам стыдом души? Следующее слово из ветхого завета есть истинное пророчество: "будьте... святы,потому что Я... свят" (Лев.19:2). Также: "с милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его" (Пс. 17.26-27). Мы должны входить в дух божественного закона сообразно с достоинством Господа, а не по буйным похотям плоти. Согласно с сим говорит и Апостол: "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир" (Рим. 8.6). Когда же плоть во время первого брака удаляет от нас таким образом Духа Святого: то тем с большею силою будет она действовать, когда мы женимся в другой раз.

Глава 11

Второй брак подает два предлога к стыду. Душа человека волнуется от двух жен: от одной по воспоминанию, от другой по действительности. Ты не можешь ненавидеть первой жены, память которой для тебя тем священнее, что она уже находится в царстве Божием, и что ты ежегодно творишь по ней поминовения. Стало быть, ты будешь предстоять пред Богом твоим со столькими женами, за скольких молишься: ты станешь за двух жен приступать к исполнению Святых Тайн, совершаемых руками священника единобрачного, а может быть и девственника, окруженного своими диаконами и канониссами, тоже единобрачными или девственницами. И после всего сего осмелишься ли ты хладнокровно приносить Богу жертву моления твоего, и между прочими милостями станешь ли испрашивать у него дара целомудрия как для себя, так и для новой твоей супруги?

Знаю я, что многие ссылаются на ненасытную похоть плоти. Другие приводят в извинение надобность снискивать себе друзей, иметь кого-либо для управления домом и семейством, для содержания в порядке хозяйства, для наблюдения за служителями, для сбережения расходов. Выходит по твоему, что одни только дома женатых людей могут хорошо быть управляемы, и что холостые люди должны непременно разоряться. Но разве евнухи, военные люди и путешественники не обходятся без жен, и всегда теряют имущество свое? Да и сами мы разве не воины, и не должны подвергаться дисциплине величайшего из властителей? Разве сами мы не путешественники в мире сем? Каким же образом ты, христианин, не можешь обойтись без жены? Но мне, говоришь ты, нужна подруга, чтобы поддерживать тягость домашнего быта. В таком случае избери себе супругу прямо духовную; избери в подруги вдову, красующуюся религиозным усердием, богатую бедностью своею, облагороженную степенным возрастом. Такой брак для тебя весьма хорош. Таких супруг или сестер можешь ты везде отыскать себе, сколько угодно, не боясь Бога. Но нет! Христиане, которые не должны бы думать о завтрашнем дне, хотят иметь потомство. Служители Божии, отказавшиеся от наследства мирскими услаждениями, хотят иметь наследников. Не имея детей от первого брака, они стараются получить их от второго. Им хотелось бы подолее пожить, тогда как Апостол желает и просит Бога, чтобы скорее расстаться с миром. Вероятно, подобный христианин менее заботиться будет о гонениях, с большим мужеством претерпит муки, умнее станет отвечать при допросах, и наконец гораздо спокойнее умрет, оставя после себя детей, чтобы было кому похоронить его. Подумать можно, что христиане действуют таким образом для блага какой-либо республики, опасаясь, дабы не случилось недостатка в жителях, когда не станут они пещись о размножении их. Они, может быть, страшатся, чтобы не перестали процветать законы и торговля, чтобы не опустели храмы, чтобы неравно никого не осталось, кто бы мог кричать: христиан на растерзание зверям! Вероятно, кто хочет иметь детей, тому не противен такой крик. Казалось бы, одной заботы о детях достаточно, чтобы заставить нас оставаться холостыми. Законы обязывают отцов воспитывать их, предвидевши, конечно, что ни один смышленый человек добровольно не примет на себя столь тягостного труда. Что же станешь ты делать, когда и жене твоей передашь сии обременительные чувства? Чего доброго? Не употребишь ли медикаментов, чтоб истребить зародыш в утробе ее? Но я думаю, что нам не дозволено убивать дитя ни прежде, ни после рождения его. Может быть, во время беременности жены твоей вздумаешь ты просить Бога, чтоб Он исполнил то, чего ты сам исполнить не смеешь, или же изберешь жену бесплодную, неспособную по летам к деторождению. Размысли обо всем и не предавайся мечтам. Если Богу угодно, то и жена бесплодная или старая сделается плодоносною, потому именно, что ты считал ее к тому неспособною. С вами самими знаком один человек, который для управления домом своим взял себе вторую жену, считавшуюся бесплодною; но она вскоре удвоила число детей его.

Иерей Вадим Коржевский


Сегодня мы вспомним ту страсть, которая особенно ярко выделяется среди прочих страстей. Это страсть блуда , опутывающая, подобно паутине, весь современный нам мир. Видимо, начали сбываться пророческие слова о том нравственном состоянии людей последнего времени, когда оно будет таким же, как во времена Ноя, и люди будут делать то же, что делали жители Содома и Гоморры. Как бы то ни было, но, живя среди разврата, нам нужно заботиться о своем спасении. Один из путей к нему - путь Лота, жившего в Содоме. В городе, где царил разврат, он был тем праведником, ради которого сохранялся город. Он спасался тем, что жил по другим принципам и другим правилам. В подобной обстановке жил и Ной во времена допотопные. Ведь тогда люди отличались такими гнусностями, что Господь, глядя на мир, раскаялся, что создал человека на земле (Быт. 6:6). Ноя, проповедовавшего покаяние, они считали безумным и смеялись над ним, говоря: «Да что он от нас хочет? Мы живем, как все. Все же так делают». Св. Феофан Затворник справедливо замечает на такой аргумент: « Жили, как все, и потоп потопил всех ». Спасся только Ной и его семейство, которые жили по-другому.

Говорить блудникам, что страсть блуда вредна для души и что она разрушительно действует на психику, бесполезно. Они этого не понимают, как не понимали того люди, жившие во времена древние. Люди как тогда, так и сейчас говорят, что это есть только исполнение закона естества и ничего в этом плохого нет. Но мы знаем из Священного Писания, что никакой блудник Царства Божиего не наследует (Еф. 5:5). Противоположной этому греху добродетелью является целомудрие , которое охраняет человека от погружения в плоть. И если блуд, растлевая человека, разрушает его личность, уподобляя его скотам (Пс. 48:13), то целомудрие уподобляет его ангелам, ибо « чистота есть усвоение бестелесного естества », - говорит преп. Иоанн Лествичник.


Целомудрие бывает внешнее, состоящее в сохранении чистоты тела, а бывает внутреннее, заключающееся в чистоте помыслов, чувств и желаний. В Патерике описан случай, как у одной игуменьи в монастыре жила племянница, красивая собой. Недолго прожив, она умерла. Игуменья думала, что она попала в райские обители, и молилась о том, чтобы ей было показано, где она находится. Открывшееся ей видение показало, что ее племянница находится в огне адском. Она воскликнула:

За что ты там оказалась?

Та объяснила:

Я только во внешнем своем облике была чиста и сохраняла чистоту телесную, но мне нравился юноша, ходивший в церковь, и я всегда смотрела на него во время службы, оскверняясь в душе.

Этого оказалось достаточным, чтобы попасть в ад. Такое целомудрие, может быть, больше требуется от людей монашеского звания, проводящих ангельское житие, но и от мирян требуется сохранять целомудрие, хотя бы телесное, внешнее.

Признаком внешнего целомудрия является стыдливость . Правда, стыд появился после грехопадения, ибо до него Адам и Ева не имели стыда. После же вкушения запрещенного плода они вдруг устыдились своего вида, почувствовав в себе плотские движения. Тогда они из листьев смоковничных сделали себе препоясание, закрыв те места, которые наиболее вызывали у них стыд. Таким образом, стыд есть завеса греха и вовсе не святое состояние, хотя для падшей природы человеческой оно очень благодетельно, потому что хранит от возможного греха. По мере чистоты чувство греха обостряется, вызывая стыд даже там, где, казалось бы, и нет необходимости стыдиться. У преподобной Макрины, сестры Григория Нисского, однажды появилась болезненная опухоль на груди. Мать долго просила и умоляла ее воспользоваться услугами врача, так как и это искусство, говорила она, дано Богом на пользу людям. Макрина же из чувства стыда считала невозможным обнажение какой-нибудь части тела перед чужими глазами. Таковым целомудрием она преклонила Божие милосердие и получила откровение, согласно которому нужно было по наступлении вечера, удалившись в храм, всю ночь припадать с молитвой к Богу и текущую из глаз воду смешивать с землей, а потом эту слезную грязь употребить вместо лекарства против своей болезни. Поступив так, Макрина получила исцеление. Подобную стыдливость показал и преп. Аммун. Он как-то переправлялся через реку с одним братом и попросил его отойти подальше, чтобы не видеть им друг друга обнаженными. Но даже когда они удалились друг от друга, Аммун устыдился самого себя видеть обнаженным и, пока боролся со стыдом, не зная, что ему делать, внезапно был перенесен на другой берег.

Целомудрие удерживало многих подвижников от посещения мест, где требуется обнажение телесных частей. О пляжах и общих банях св. Иоанн Златоуст говорил, что это есть сонмище блудных жен и непотребных юношей; место, где оскорбляется честь мужского и женского пола, где уважение к воздержанию, скромности, благоговению, целомудрию подрывается, а слава, честь и доброе имя христианина предаются поруганию. Если бы св. Иоанн Златоуст жил сейчас, то сказал бы о телевидении и кинематографе то же, что говорил в свое время о театре - что если бы они изображали только возвышенное, они бы никого не интересовали. Они потеряли бы свою притягательную и обаятельную силу, если бы перестали щекотать животные инстинкты падшей человеческой природы.

Сотое правило шестого Вселенского Собора гласит:

Очи твои право да зрят и всяким хранением блюди твое сердце, ибо телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на досках или на ином чем, обольщающие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий, не позволяем отныне каким бы то ни было способом начертовать. Если же кто это будет делать, да будет отлучен.

Это приговор разным художникам, фотографам, режиссерам, которые считают, что существует так называемая «целомудренная нагота», приводящая к возвышенным чувствам. Такая красота способна вызвать святые чувства только у святых и бесстрастных, но болеющих страстями это созерцание приведет лишь к утрате целомудрия.


Какое значение имеет целомудрие для христианина? Как для тела, так и для души оно доставляет здравие и удовольствие от ощущения здравия. Св. Григорий Богослов определяет признаком целомудрия некоторую веселость сердечную, сравнивая ее с веселостью детской. Целомудрие возвышает человека над грехом и соединяет с Богом по причине богоподобия. Целомудрие - добродетель всеобъемлющая. « Девство и брак не для всех, а целомудрие для всех », - считает св. Филарет Московский. И прежде всего целомудрие характеризуется верностью данным Богу, супругу, супруге обетам. Приведем примеры.

Некий монах Николай, служивший ранее в войске при царе Никифоре, вновь пошел воевать, так как случилась война. Находился он в цветущей поре возраста, был высокого роста, статный, сильный, красивый, с молодецкой военной выправкой. По этой причине на него постоянно обращали внимание женщины, хотя он их не замечал. Когда Николай проходил по Болгарии, то как-то раз случилось ему зайти переночевать в одну болгарскую гостиницу. Поужинав и помолясь Богу, Николай лег спать. Но только что он разоспался, как неожиданно почувствовал, что кто-то тихо потрагивает его. То «прииде к нему» дочь гостинника, «девица весьма молодая». Монах ощутил горячее человеческое тело, почувствовал, как молодые тонкие руки страстно сплелись с его руками и в то же время чьи-то страстные уста стали покрывать лицо поцелуями. Все ночевавшие в гостинице спали крепким сном, и никто не мог ей помешать, но инок сам отстранился от ласкающей прелестницы и вопросил ее:

Кто ты? Чего хочешь?

Она же отвечала ему:

Дочь гостинника, любовью к тебе уязвлена и пришла, влекомая неисцелимою страстью.

Монах начал останавливать страстную болгарку и напомнил ей, что она еще молода, что ей должно стараться блюсти свою девическую чистоту, чтобы вступить в честный брак или сделаться инокиней, но девушка так им увлеклась, что не слушала его нравственных увещаний, а обратилась к хитрости. Чтобы выиграть время и опять напасть на него, не наделав шуму, она отползла от него, улеглась потихоньку и притворилась будто заснула. К третьей страже ночи «паки припаде к нему влекуще». Когда Николай опять заговорил с ней строго, притом громко, девушка испугалась того, чтобы другие от их переговоров не проснулись, и она для этого отступила от него, тяжело дыша. Через время она вновь кинулась к Николаю, чем и переполнила меру его терпения. Монах Николай плюнул и сказал:

Ты бес, а не девушка.

Встал и ушел из гостиницы, оставив нам пример монашеского целомудрия.

А вот пример супружеского целомудрия. Некий купец перевозил товары в Африку, и случилось кораблекрушение, которое его разорило. Купца посадили в тюрьму за долги, а жена, зарабатывая немного, могла приносить ему только пищу, но освободить его никак не могла из-за большого долга. Однажды, когда она была у мужа, туда пришел один из знатных людей. Увидев эту женщину, он пленился ее красотой и предложил ей выкуп мужа, с условием если она пробудет у него только ночь. Женщина не обнаружила ни гнева, ни досады, не стала и осуждать вельможу, а просто сказала:

Я должна спросить у мужа. Как он скажет, так и сделаю.

Когда она все рассказала мужу, он заплакал, глубоко вздохнул и произнес:

Недаром сказано: не надейтесь на князей, на сынов человеческих (Пс. 145:3). Пусть простит ему Бог обиду, которой он хотел нас унизить еще более, чем мы унижены. Пойди к нему и скажи, что мы не хотим купить свободу такой ценой.

Она все это передала вельможе. В то время с ними сидел разбойник, который слышал разговор их и, умилившись их верностью друг другу, рассказал им, где находятся сокровища, им награбленные, так как ему они уже не пригодятся, ибо его скоро казнят. Эти сокровища помогли освободиться от тюрьмы купцу.

Подобные примеры целомудрия человек не может явить без помощи Божией.

Св. Игнатий Брянчанинов пишет:

Естественное влечение изменяет Бог в том, кто всеми зависящими от него средствами доказывает свое искреннее желание, чтобы влечение это изменилось. Тогда Дух Божий прикасается к духу человеческому, который, ощутив прикосновение к себе Духа Божьего, весь со всеми мыслями и ощущениями устремляется к Богу, утратив сочувствие к предметам плотского вожделения. Тогда сбываются слова Апостола: « Прилепляйся, Господи, един дух есть с Господом ». Тогда само тело влечется туда, куда стремится дух.

Благодатью Божией возможно достичь даже степени аввы Серена, при которой не бывает и таких возбуждений, которые свойственны детям. Этого состояния видимо достиг и Андрей Христа рада юродивый, которого однажды женщины из публичного дома насильно затолкали к себе, желая, чтобы он сотворил с ними блуд и, искушая поцелуями, вызывали его на это. Но ничего не смогли сделать и решили, что он либо мертв, либо чурбан какой-то. А в это время Андрей увидел беса блуда, который по виду был как эфиоп, губастый, вместо волос на голове у него конский помет, смешанный с золой, с лисьими глазами, плечи были покрыты драным лоскутом и от него исходил страшный смрад. Святой, гнушаясь этого зловония, начал часто плевать и рубищем зажал нос. Демон же увидел, как он отвращается блуда, пришел в неистовство и испустил громкий вопль: «Меня люди за сладкий мед в сердцах своих принимают, а этот брезгает мной и плюет на меня».


Бывают разные степени целомудрия и чистоты . По Лествичнику их три: начало чистоты - когда душа не сочувствует появляющимся страстным помыслам, середина - отсутствие нечистых мечтаний в бодрственном состоянии и во сне, а предел состоит в том, чтобы пребывать в одинаковом устроении при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и бессловесных. Степень аввы Серена - это шестая степень по классификации преп. Кассиана Римлянина. Согласно ему, первая степень состоит в том, чтобы не подвергаться возмущению плотской похоти в бодрственном состоянии; вторая - чтобы ум не занимался сладострастными помыслами; третья - чтобы от взгляда на женщину нисколько не склонялся к вожделению; четвертая - чтобы в бодрственном состоянии не допускал и простого движения похоти; пятая - чтобы и самое тонкое согласие на сладострастное действие не помрачало ума, когда рассуждение или необходимость чтения приведет на память человеческое рождение, на которое он должен смотреть спокойным чистым взглядом сердца, как на дело простое и необходимо назначенное для размножения рода человеческого, шестая - чтобы даже и во сне не было соблазнительных мечтаний о женщинах или мужчинах. Хотя подобное мечтание и не считается грехом, однако же это бывает знаком того, что еще скрывается похоть в членах. Сон обличает наше внутреннее состояние. Полная целомудренная чистота состоит в совершенном успокоении от плотских возбуждений, т. е. в бесстрастии. Это состояние Адама и Евы до их грехопадения.


Целомудрие связано с различными добродетелями и достигается не без их помощи. Например, целомудрие напрямую связано с воздержанием в пищи и питии. Проиллюстрируем это следующим рассказом.

В одном торговом месте жили в большой дружбе два купца, один женатый, другой холостой. У первого была красивая и целомудренная жена. Но супружеское счастье их не было продолжительно. Муж внезапно умер, и жена осталась вдовой. Она очень любила мужа и во второй брак вступать не хотела. Ее красота и скромность влекли к ней многих женихов, которым она спокойно отказывала, советуя им брать в жены других. Многих она так отвадила, но явился один пылкий соискатель, с которым ей нелегко было разделаться. Это был тот самый искренний друг - купец, увлеченный ее красотой. Красавица, как женщина опытная и не раз видевшая перед собой влюбленных, заметила томление друга своего покойного мужа и признала за лучшее вывести дело на чистоту и оказать ему помощь.

Друже, - говорит она, - я вижу, что ты сам не в себе, когда говоришь со мной. Не должна ли я из этого заключить, что ты, верно, имеешь ко мне что-то особенное, но стесняешься сказать это? Прошу тебя, не продолжай далее такого для себя вредного и для меня беспокойного состояния, потому что не хочу видеть тебя страдающим. Скажи мне, что тебе от меня надобно, и будь уверен, что я сделаю все, как могу лучше.

Он, получив такое поощрение, обрадовался откровенностью и рассказал, что пленен ее красотой, почитает известные ее качества и желает взять ее в жены. Она поблагодарила за уважение, но отвечала ему, что, испытав радости брака с мужем любимым, она уже не желает испытывать то же самое с другим человеком, ибо думает, что лучшее время жизни не повторится, а худшее родит только сожаление о прежнем и не составит ни для той, ни для другой стороны счастья. Поэтому предпочитает не вступать в союз ни с кем, а желает жить для детей и для честных забот, которые всегда достойны внимания и поглощают досуг с пользой для ближнего. При этом она указывала на молодых, только что дошедших до брачного возраста девушек, с которыми и советовала вступить ему в брак. Но молодой человек «настолько извелся любовью, что всех девиц считал ни за что». Он не слушал никаких доводов, нетерпеливо умолял ее быть его женой, был уныл и до гроба склонялся, ходил «неистов, как бесноватый». Такая докучливая неотвязчивость, неприятное приставание нестерпимо надоели вдовице, которая рассуждала так, что не может же она ради влечения его исполнить все, что он хочет. И чтобы покончить с этим она сказала однажды:

Что ты терзаешь себя и меня? Долго ли это будет продолжаться?

Он отвечал:

Так будет до веку, пока я или ты живем на свете, потому что душа моя и сердце стремятся к тебе. И ты напрасно говоришь мне о юных девах. Я их, видя, не вижу и они чужды желания моего сердца, а по тебе истаивают все силы моего тела и мозг костей моих сворачивается. Исцели меня, уязвленного твоей красотой, стань женой моей или я умру.

Горе мне с тобой, - отвечала вдова, - да не обманываешься ли ты, сказав, будто ты меня так любишь, что жить не можешь без меня? Неужели в самом деле для счастья твоего нет ничего драгоценнее моей взаимности?

Купец клялся в этом, но она отвечала как бы с недоверием:

Остановись клясться предо мной, так как я уже не девица и красным мужеским словам не доверяю. Все вы таковы, что когда пленяете женщину, то становитесь безрассудны и в ту пору уста у вас чрез меры полны восхищения, но после бывает иное. Я потребую от тебя доказать, что для твоего счастья всегда потребнее обладание мною и ничто иное тебя привлечь к себе не может.

Купец с радостью воскликнул:

О, я готов, и если мне мир весь предложат, не взгляну на него, а к тебе устремлюсь.

Вдова улыбнулась и отвечала:

Мир весь не наш, а Божий, такой великой области для твоего искушения я предложить не могу, но я поставлю тебе нечто меньшее, и увидим, устремишься ли ты к этому неважному, а меня, тебе столь необходимую, отринешь.

Никогда этого не случится, - воскликнул влюбленный.

Иди же сейчас к себе домой, затворись в верхней комнате, выкинь мне ключ в окно и оставайся там, пока я не пришлю за тобой. Обещаешь мне это исполнить?

И что говорить о таких пустяках. Хорошо!

Если потом твое устремление будет все то же, то я даю тебе слово, что перестану вспоминать об умершем муже и отдам себя в твое угождение. Теперь, с этой минуты все, чему быть и чему не быть, от тебя зависит.

Купец побежал домой весело, потому что считал дело выигранным. Он зашел в свой дом, веселой рукой затворился у себя в верхней горнице, а ключ, выбросив в окно, велел отнести к вдове в доказательство того, что он урок уже начал. Вдова же приняла ключ, ничего больше жениху не сказав.

Купец пробыл в горнице день, провожая часы ожидания в любовных мечтаниях, ожидая, в чем дальше будет его испытание. Но сутки прошли, а вдова ни о чем новом ему не сообщила. На другой день он опять думал о вдове, но вспомнил также несколько раз о своем желудке, который был пуст и требовал пищи. На третий день голод стал так напоминать ему о себе, что купец уже не обращался к сладким мечтам о вдове, а гневался на нее и все думал о пище. Ночью он не смог спать, потому что и сон его наполнялся уже не видениями обольстительной вдовы, а запахом яств. Утро же четвертого дня купец встретил мучительной болью желудка и послал преданного ему человека ко вдове спросить, не забыла ли она о нем. Вдова отвечала, что не забыла.

Но он умирает, - сказал ей посланник.

Не пугайте меня этим, - отвечала вдова сквозь улыбку, - до смерти еще далеко. Но, впрочем, я не хочу томить его больше. Пусть он теперь одевается в гостиное платье, я за ним скоро пришлю, и он получит все, что пожелает.

В предобеденный час в дом купца пришла доверенная вдовы, имея ключ от жениховой двери, открыла и сказала:

Радуйся, господин, ты вполне сдержал свое обещание. Иди же теперь к моей госпоже, она тебя ожидает и со своей стороны обещание свое сдержит.

Купец, одетый в гостиное платье, посмотрел на посланницу впавшими глазами и уныло, слабым голосом отвечал, что готов за ней следовать. Он был так изнурен, что даже пришлось позвать людей, которые взяли его под руки, помогли ему идти. Вдова встретила своего гостя в дверях своего жилища, она была во всем блеске своей красоты, ибо и она тоже сменила одежду своего вдовства, надела легкотканную одежду, державшуюся на ее плечах самоцветными стяжками и открывавшую шею и руки, с которых неслось приятное благоухание. Приняв входившего гостя под руки, вдова ввела его в большую горницу, которая была разделена надвое повешенным на кольцах ковром. В одной половине, ближайшей ко входу, был накрыт стол, устланный прозрачными кувшинами с искрометным питьем и блюдами, а на другой половине возвышалось пышное ложе с двойным изголовьем.

Ты теперь господин в моем доме, - сказала вдова, - я тебе повинуюсь. Вот здесь трапеза, а здесь ложе, избирай, что хочешь. Я готова разделить с тобой и то, и другое.

Купец отвечал:

Ах, помилуй меня, я очень истощен, дай мне вперед насытиться, - и он потянулся к столу и возлег, озирая посуду.

Мы имеем достаточно времени, так как яства еще не поспели, - отвечала вдова.

А что же покрыто на блюде?

Это пшено, оно безвкусно, пока к нему не приспеет облива.

Нет, мне теперь все вкусно, - ответил купец и, открыв блюдо, стал насыщаться пшеном без обливы.

На что вдова ему сказала:

Вот теперь ты видишь, потреба потребе есть рознь. Без одного человеку жить нельзя, а без другого возможно.

С этими словами она велела подавать кушанья и опустила ковер, который навсегда закрыл от купца ее ложе.


По словам Никиты Стифата, матерь целомудрия и чистоты есть всестороннее воздержание, а отец - страх Божий. Чтобы хранить свое целомудрие, прежде всего, надо хранить страх Божий. Если будет у человека страх Божий, то он не решится на поступки, оскорбляющие совесть. А страх Божий приобретается лучше всего памятью смертной, которая удерживает от нарушения заповедей Божиих.

Пока испорчено естество, человеку приходится бороться с похотными движениями, возникающими в нем. В такой борьбе он показывает произволение свое, и Господь, видя это, дает ему силу на сохранение целомудрия даже в условиях всеобщего разврата. Оно, по слову св. Игнатия Брянчанинова, « есть дело Божие в нем, а отнюдь не свойство естества и не плод его усилий ». Своими силами человек не может сохранить себя в чистоте, особенно в наше время, когда грязь разврата заливает весь мир, подобно потопу. Современный мир напоминает собой болото грязи, от которой, по словам св. Златоуста, пахнет геенной и нестерпимым наказанием. Мы все живем в этой обстановке. Все меньше остается таковых, кого не марал бы этот мутный и зловонный поток. Поэтому христианин в настоящее время совершает великий подвиг, стяжая добродетель целомудрия. Несмотря на разлив чувственности, ее все же можно достичь.

Но даже если мы не смогли сохранить целомудрия, это вовсе не значит, что нет возможности его приобрести вновь. Пример тому дает преп. Мария Египетская, которая, быв блудницей, показала такой пример целомудрия, что Церковь в песнопениях, обращенных к ней, назвала ее «целомудренной блудницей». Что невозможно человеку, возможно Богу. Поэтому не сохранившему целомудрия не должно отчаиваться, ибо через покаяние его можно снова вернуть и еще в большей степени. Кто-то из Отцов сказал, что Бог вменяет в чистоту саму борьбу за чистоту. К этому мы призываемся самим Богом здесь и сейчас.

Энциклопедия изречений
  • игумен
  • прп.
  • прп. Пётр Дамаскин
  • блаж. Августин
  • Галина Муравник
  • Татьяна Макиенко
  • Можно ли достичь подлинного целомудрия вне Церкви?

    Целомудрие, в высшем значении этого слова, признаётся в христианстве одной из важнейших личностных добродетелей. Как следует из самого наименования, целомудрие сопряжено с внутренней целостностью, цельностью. Что же это за цельность, в чём она состоит?

    Как известно, только что созданный человек, до того, как дерзнул согрешить, не испытывал ни малейших внутренних противоречий в душе. Все его душевные силы действовали слаженно и гармонично, плоть всецело и ненасильственно подчинялась душе. Пребывая в таком состоянии, человек жил и действовал в соответствии со своим естеством, наслаждался естественной для него радостью богопознания, богообщения.

    О том, что целомудрие достигается не иначе как путем стяжания праведности, человеку было возвещено ещё во времена Ветхого Завета (). Но Ветхозаветная не обладала той полнотой благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь Христова, и конечно же, праведность ветхозаветного человека отличалась от праведности, свойственной христианским святым.

    Праведность как норма жизни, а значит и связанное с ней (подлинное) целомудрие достижимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Господь: «без Меня не можете делать ничего » ().

    Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью. Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит. Начинать отношения с плотской близости – неправильно. Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и именно к этому надо готовиться!
    Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны. Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свои желания, иначе потом они просто могут выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией. Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора - помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво.
    Епископ Пантелеимон (Шатов)

    Дьявол слабее Бога, но его тактика - раздробить, размельчить внутреннее состояние человека. Поэтому если читаешь молитву - заключай ум в слова молитвы, и не отвлекайся, не блуждай мыслями. Точно так же и в миру: слушаешь лекцию - слушай, а не мечтай о вещах более приятных. Всякая небрежность, разболтанность - и в работе, и в одежде - это умаление духовной сущности. Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви - это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести - это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру.

    Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один - преодоление «плюрализма». Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности - удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего. Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий.
    митрополит

    Целомудрие женщины и мужчины — что это? Это прекрасное понятие в наше время практически потеряло свое значение, о нем просто забыли, извратив и перекроив сознание. К сожалению, нравственность потеряла свою привлекательность. Измена больше не считается поступком, порочащим репутацию человека. Свободная любовь гордо несет свой флаг, идя впереди многих разрушенных постоянными предательствами людей. Романтические свидания и трепет первой любви постепенно вытеснили ночи в поисках коротких удовольствий. Любовь превратилась в дешевую игру, выиграть в которой можно только подлостью. Вместе с верой в Бога было забыто и целомудрие.

    В христианстве целомудрие имеет большое значение. В заповедях, данных Моисею, есть упоминание о недопустимости изменять супругу, и желать чужого спутника жизни. был рожден от Девы Марии. В храме младенца Иисуса встретила пророчица Анна, которая не выходила замуж после того, как овдовела. Иисус хоть и уделял большое значению браку, Сам не был женат. Апостол Павел говорил о скопцах ради Царствия Небесного. Примеров, подтверждающих важность целомудрия, в Библии очень и очень много.

    Удивительно, что даже многие верующие поддались давлению социума в данной сфере и считают совершенно нормальным сочетание веры в Иисуса и свободной любви. Целомудрие не только невинность девичью обозначает, дословно это: целостность мудрования, цельность души — прямая противоположность разврату, развращенности души. То есть, когда все силы души — ум, воля, чувства, соединены во едино, духом Божиим, и все направлено на благоугождение Богу, а невинность, чистота — она связана, конечно, с целомудрием. Если человек целомудренный, он обязательно будет чистый и воздержанный. Все наши святые, и конечно же, являющиеся для нас образцом истинной любви, были целомудренными, чистыми, святыми, воздержанными. И это для нас пример, мы должны сами к этому стремится.

    Зачем создавать семью?

    Сейчас, когда в мире разврат считается чуть ли не нормой жизни, многие боятся венчаться, как бы оставляя за собой возможность повернуть все вспять. Оно и так — после венчания брак нужно сохранять любыми путями (хотя многие сейчас, повенчавшись по моде, запросто разбегаются и живут в блуде с другими, не считая это чем-то трагичным!) Причиной развода может стать только грех любодеяния. Вот многие так и рассуждают — зачем венчаться — тогда нельзя будет развестись?

    То есть, вступая в брак, они имеют лукавую мысль, и венчаются у нас сейчас всего –то 2-3% от всех, вступающих в брак, что является грехом, потому что люди пренебрегают благословением Господним, которое на брачующихся подается в Таинстве венчания. А еще многие просто даже и регистрировать брак не считают нужным — пожили да и разбежались, если что не устраивает. Не хотят приспосабливаться, притираться друг к дружке, терпеть, быть снисходительным — не нравится что –то, не по-моему — все, «в сад»! И с детками та же история — забеременела — на аборт, выкидывай, убивай ребенка, зачем с ним возиться, проблемы себе создавать, нужно ведь для себя любимой (любимого) жить. чего там детей сопливых растить!

    А потом проходит время, другое осознание жизни, и человек понимает, что натворил в жизни, как теперь все исправить, где семьи, где дети, где основа жизни, зачем жил вообще??!! И как теперь узнать, и как самой жить с такими грехами, и куда душа отправится после смерти — в вечное мучение? или можно что-то исправить….

    Целомудрие — это:

    • Ответственность и способность контролировать себя.
    • Отказ кормить людей, построивших состояния на индустрии секса и боли.
    • Продление молодости и здоровое тело.
    • Брак, построенный на доверии и отсутствие постоянных слез и подозрений.
    • Крепкая дружба, в том числе и между разнополыми людьми.
    • Сохранение трезвости ума и сил для радости жизни.
    • Сохранение лучших качеств своего пола.

    В противовес — что такое блуд:

    • Это наслаждение на первых порах, а потом страшная зависимость от него.
    • Это раздраженность и подавленность, когда нет возможности получить желаемое.
    • Это потеря контроля над собственным телом.
    • Это бесконечная гонка за призом и потеря драгоценного времени.
    • Это бессонные ночи, слезы и звонки всем знакомым.
    • Это удар за ударом и потеря доверия к кому-либо.
    • Это подозрительность, которая может превратиться в паранойю.
    • Это бездна, из которой очень трудно выбраться.